«Говорит борт 65877…»

Проект «300 лет в истории»

В рамках проекта «300 лет в истории» ГорОбзор.ру подготовил рассказ о том, как солдаты советской армии были отравлены преступным сознанием: они захватили самолет с пассажирами и планировали сбежать за границу. Это была сложнейшая операция, но сотрудники правоохранительных органов с ней справились.

Ночь 20 сентября 1986 года. Солдаты срочной службы воинской части 6520 дислоцировались тогда в Уфе, на улице Гоголя. Пути назад у них не было, пролитая кровь толкала их все дальше в бездну.

Мацнев и Ягмуржи предводительствовали среди шестерки других солдат с неокрепшими мозгами, уже отравленными преступным сознанием. У них был план: дождаться ситуации, когда на нужных постах в карауле и в воинских складах будут стоять свои люди, забрать из «оружейки» автоматы, добраться до бронетранспортера и ринуться на нем в аэропорт, а там захватить самолет с пассажирами и сбежать за границу.

Забрав из дежурной части автоматы, ручной пулемет, снайперскую винтовку, три сотни патронов, шесть штык-ножей, они вылезли в окно. Угрожая оружием, остановили на ул. К. Маркса такси и заставили водителя ехать в Затон.

Когда водитель остановился на красный сигнал светофора, по роковой предопределенности сзади к ним стал приближаться милицейский УАЗ вневедомственной охраны Ленинского РОВД, в котором в обычном режиме патрулировали сержант Зальфир Ахтямов и младший сержант Айрат Галеев. Мацнев и Ягмуржи запаниковали. Они решили, что об их дезертирстве с оружием уже стало известно, и это погоня. Выскочив из салона такси, они буквально изрешетили из автомата и пулемета патрульную машину. Шансов остаться в живых у милиционеров не было.

После этого Мацнев и Ягмуржи (остальные заговорщики отказались лететь за границу, а до двоих, ожидавших на складах, они еще не доехали) решили не терять времени и ехать в аэропорт.

В аэропорту они отпустили таксиста и стали рассматривать подходящий самолет. В аэропорту уже знали, что из части бежали военнослужащие с оружием.

В 2 часа 45 минут дежурная по посадке Сафронова привезла к транзитному борту 65877, следовавшему рейсом Львов-Киев-Уфа-Нижневартовск, пассажиров и направилась к выходу. Вдруг она увидела вбегающих по трапу вооруженных людей: «Бандиты! Захватывают самолет!» - закричала женщина

и втолкнула выходивших было пилотов в кабину и, заблокировав дверь, осталась с летчиками.

В ту ночь министр поднял все оперативные службы и сотрудников центрального аппарат МВД. А аэропорт въезжали машины одна за другой. Летчики выходили в эфир: «Говорит борт 65877. Самолет захвачен. Двое с автоматами…» На борту было 76 пассажиров. Пилоты и дежурная заблокированы в кабине – уже хорошо. Но плохо то, что захватчики уже переступили через кровь и пошли дальше – в самолете была стрельба. Самолет был готов ко взлету, а значит, горючего было много.

Ворвавшись в самолет, Мацнев приставил к груди бортпроводницы Сусанны Жабинец ствол автомата и истерично закричал: «На мне семь человек, мне терять нечего, немедленно взлетаем!»

Ягмуржи в это время молча держал под прицелом пулемета оцепеневших пассажиров.

Мацнев продолжал кричать: «Летим в Пакистан… в Израиль, ЮАР, за бугор! Экипаж, немедленно сюда оружие! Даю три минуты, иначе я пристрелю ее…!»

Двое взрослых мужчин-пассажиров встали, не выдержав мысли, что их жизнями распоряжаются двое юношей. Но в руках Ягмуржи тут же затрясся пулемет, убивая людей и прошивая борта самолета. Так нефтяники Ермоленко и Тиханский стали жертвами дезертиров-убийц. От пуль пострадала и одна из женщин-пассажирок (к счастью, ранение было легкое).

Из воспоминаний Ивана Пронягина: «Команды брать штурмом самолет не поступило. И, как я считаю, это было правильно. Штурм самолета отменили из Москвы – в Уфу вылетела легендарная группа «Альфа»… Их прилет ожидался в 13 часов дня. Было время собирать информацию. Самолет был поврежден, и летчики отказались взлетать на нем. Нам это было на руку».

Террористам предложили другой самолет, естественно, он был «заряженный» - там была засада. Но Ягмуржи и Мацнев отказались от этого варианта, потребовали отремонтировать захваченный ими самолет.

Удалось договориться с террористами провести осмотр повреждений специалистом-техником. На осмотр под видом авиатехника пошел сотрудник Комитета госбезопасности.

Из книги В. Суханова «Жизнью востребован» воспоминания Анатолия Коцеги: «Отдал удостоверение, пистолет, переоделся. В сознании слова угрозы Мацнева: «Пришлете кагэбешника – укокошим». Но другого выхода нет. Конечно, что такое самолет и что делают техники – знаю, практика

имеется. Ноги ватные. Вот и трап. Дверь открывается, ствол автомата в живот: «Не двигаться!». У Мацнева зрачки во все глаза – под наркотой…

Осмотрел отверстия, сам осмотрелся. Вожусь долго. Сказал, что на ремонт надо 10 часов. Убедил…»

Шли долгие часы переговоров. Мацнев и Ягмуржи требовали взлета, наркотиков, метались в истерике по салону самолета. За удовлетворение своих требований понемногу выпускали пассажиров. Бессонная ночь и нервы давали свой эффект: Ягмуржи заснул. Бортпроводница тихо забрала у него пулемет и передала в кабину летчиков.

У Мацнева сдали нервы. Он встал у дверей и закричал: «Все вон из самолета!». Пассажиры выбежали из салона. Остались лишь бортпроводницы, летчики и с ними дежурная по аэродрому. Именно к этому ситуацию и подводили. Но сдаваться угонщики не хотели. Тогда в 15 часов 05 минут «Альфа» пошла на штурм. Все закончилось в две короткие очереди…

Из воспоминаний Ивана Пронягина:

«Альфовцы» сработали идеально. Мне потом пришлось дактилоскопировать труп Мацнева, и это было не совсем просто. Спецназовец так владел своим автоматом, что короткой очередью добился максимального эффекта: стреляя по автомату Маценева, он повредил его, выбил из рук и отстрелил пальцы, не оставив угонщику ни единого шанса. А Ягмуржи прострелили ноги».

Преступники были осуждены военным трибуналом. Ягмуржи приговорили к расстрелу. Военнослужащие, которые были в заговоре с Мацневым и Ягмуржи, но не участвовали в захвате, получили по несколько лет заключения.

Всем активным участникам этой непростой операции из числа сотрудников милиции вручили государственные награды.

По тексту Сергея Бекасова.

Информация предоставлена ГорОбзор.ру МВД по РБ.

Другие материалы проекта

Финансовый щит МВД

Первые шаги в милицейской профессии

На войне как на войне

Увидеть в скучных цифрах ответ

История одной экспертизы

Прерванный полет

Против международной преступности

Убийц студенток задержали на юге

«Волчий след» на осенней траве

Райотдел на Кавказе

Уфимский «акунин»

Райотдел на Кавказе

«Трусость – мать жестокости»

«Мусинское дело»

«Я убит под Аллероем»

«Маньяк на детской площадке»

«В работе уголовного розыска мелочей не бывает»

Незримый поединок

Неуловимых воров не бывает

Налет на сберкассу

Задержание преступной банды в одиночку

Запутанное дело об убийстве кассира с ограблением

«Зеленый плащ» - настоящая детективная история из архива МВД по РБ

Дело банды вайдеровцев

Тазетдин Альмухаметов – начальник Нуримановского УРКМ НКВД Башкирской АССР

Василий Голованов – капитан милиции

Времена борьбы с колчаковскими отрядами и шайками «зеленых»

Беспредел в 1920-х годах

Восстание «Черного орла»

Иван Ульянов – начальник народной милиции Белорецка

Каюм Ахметшин – сотрудник НКВД Башкирской АССР, Герой Советского Союза

Алексей Соколов – народный комиссар государственной безопасности Башкирской АССР

Тимофей Кривов – ветеран революционного движения

Исмагил Султанов – государственный деятель первых лет Башкирской автономии

Фатих Тухватуллин – первый народный комиссар внутренних дел Автономной Башкирии

Шагит Худайбердин – народный комиссар внутренних дел Башкирской АССР

Петр Зенцов – организатор Управления Уфимской городской милиции