Финансовый щит МВД
В рамках проекта «300 лет в истории» ГорОбзор.ру подготовил рассказ о том, как происходило становление Финансово-экономического управления МВД по РБ и о его главных задачах и функциях.
На Финансово-экономическое управление МВД по РБ возложена организация финансирования, планирования бюджета и бухгалтерского учета, без которых невозможно существование такого сложного и многофункционального органа государственной власти, каким является Министерство внутренних дел по РБ. Главная задача управления – это максимально полное и ритмичное обеспечение финансовыми ресурсами оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел Башкирии. Датой образования финансовой службы республиканской милиции можно считать июль 1919 года, когда, находясь в эвакуации в городе Саранск, Главное Управление Рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) НКВД БАССР сформировало штаты первых структурных подразделений. Штаты отделения хозяйственной части ГУРКМ, в период развертывания деятельности милиции в республике, включали в себя должность счетовода. Коллегия НКВД БАССР своим постановлением от 7 декабря 1919 года №34 утвердила первую структуру наркомата, в которую входило и финансово-экономическое управление, состоящее из сметного, отчетного, хозяйственного отделений и бухгалтерии. В 1924 году в связи с передачей ряда функций от НКВД БАССР в БашЦИК и в Госплан БАССР произошло существенное сокращение аппарата управления НКВД, включая реорганизацию финансовой службы в финансово-хозяйственный отдел, состоящий из сметного и счетного подотделов. В 1939 году в дополнение к ранее созданным подотделам было организовано финансово-плановое отделение. В годы ВОВ 1941-1945 годов финансовая служба НКВД республики представляла собой финансовую группу. В период с 1936 по 1996 годы финансово-экономический отдел (управление) НКВД-МВД БАССР выполнял также задачи по проведению документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности в органах (частях, предприятиях, хозяйствах) наркомата. Выполнение этих задач первоначально осуществляли специально выделенные сотрудники-финансисты, а позднее был сформирован контрольно-ревизионный отдел (подотдел). В 1943 году на финансовую службу НКВД республики были возложены и функции по назначению и выплате пенсий бывшим сотрудникам и военнослужащим НКВД, а также членам их семей. До этого времени финансовая служба лишь согласовывала документы, касающиеся пенсий, а сами документы составлялись и учитывались в четвертом отделении Отдела кадров НКВД БАССР, а до 1938 года – непосредственно в Кадровом управлении Главного управления РКМ РСФСР. В дальнейшем для решения задач в области пенсионного обеспечения в структуре финансовой службы было сформировано пенсионное отделение, позднее – отдел, а в 2004 году организован Центр пенсионного обслуживания при МВД по РБ, который сегодня обслуживает свыше 13 тысяч 700 пенсионеров.
Следом за изменением бюджетной политики государства структура финансовой службы МВД республики за последние 20 лет претерпевала сложные этапы реформирования с учетом изменяющихся правил функционирования, как самой финансовой службы ведомства, так и системы органов внутренних дел в целом. В настоящее время в структуру финансово-экономического управления МВД по РБ входят: отдел по работе с подведомственными учреждениями и персоналом, учетно-расчетный отдел, отдел планирования бюджета, отдел методологии, бухгалтерского учета и отчетности, центр пенсионного обслуживания, централизованная бухгалтерия.
Основными задачами ФЭУ МВД республики является финансовое и учетно-бухгалтерское обеспечение деятельности органов и подразделений внутренних дел республики, а также организация выплат пенсий и социального обслуживания пенсионеров по линии МВД. К задачам, которые выполняют сотрудники финансово-экономической службы, относится также работа по предоставлению отдельных видов социальных льгот, проведение разъяснительной работы по вопросам, входящим в компетенцию ФЭУ среди сотрудников ОВД и членов их семей.