Главная
-
Блоги
-
Сергей Кузнецов
-
Когда есть о чем поговорить, тогда и язык найдется
Сергей Кузнецов

Когда есть о чем поговорить, тогда и язык найдется

«Сколько людей, столько и мнений» - эту фразу приписывают древнеримскому драматургу Публию Теренцию. Перефразируя его, можно сказать: сколько языков, столько и оттенков у каждого мнения по поводу одного и того же явления. В Российской Федерации насчитывается по разным оценкам более 250 языков, включая наречия. На них разговаривает множество национальностей и этнических групп. Если бы они использовали только свои родные языки, то не понимали бы друг друга. Яркий пример тому Вавилонское столпотворение.

Выражение «Вавилонское столпотворение» пришло к нам из Ветхого Завета и означает беспорядок, хаос; неорганизованная, многоязычная, разношерстная толпа; суматошная деятельность. В книге «Бытие» Священного Писания рассказывается о том, как люди, сначала говорившие на одном языке, решили построить башню до небес. Бог усмотрел в этом проявление гордыни. И в наказание за нее смешал языки строителей, чтобы они не могли договориться между собой. В результате люди перестали строить город и рассеялись по всей земле.

Так исторически случилось, что самым большим народом в России является русский народ и общим для общения служит русский язык. В течение всей истории Россия, расширяясь, вбирала в себя другие народности – кого добровольно, кого не очень,- многие из которых не имели ни своего алфавита, ни письменности. Новые народности, входящие в состав России, учили русский язык, что поднимало их кругозор и цивилизационный уровень. Родной язык тоже никто не забывал. Напротив, русский ученые помогали создавать и алфавит, и письменность на родных языках. Впоследствии, когда у малых народов появились свои писатели и поэты, через русский язык о них узнала вся страна, а многие стали мировыми знаменитостями.

Но все, как говорится, течет, все изменяется. Вот и с языком последние 30 лет появились проблемы. После распада Советского Союза в стране под названием Россия некоторые национальные группы использовали период безвременья и делали попытки построить свои национальные государства. Что из этого получилось, мы все знаем: деградация общества, ужасная коррупция и откровенный грабеж национального достояния. С течением времени порядок в стране навели, а вот языковая проблема осталась. Дело в том, что строя национальные государства внутри России, некоторые национальные лидеры добились объявления местных языков государственными. Во всех республиканских школах было введено обязательное изучение местного госязыка. Надо учесть, что зачастую этот язык принадлежал не самому крупному этносу республики. Повсеместно это порождало конфликты. Ни родители, ни ученики других национальностей не хотели дополнительной нагрузки и не видели смысла в этом. В результате за десятилетия никто так и не заговорил на втором государственном языке.

Вопрос о языке в многонациональной стране сложный. Его решение не сводится к каким-то рациональным способам. Даже самой маленькой языковой группе хочется, чтобы ее язык был и не терялся, что сделать в нынешний век унификации не так-то просто. Поэтому проблема долго и не решались, искались различные подходы. И вот на днях Государственная Дума приняла закон об изучении родных языков.

Законодательная инициатива о родных языках была внесена на рассмотрение парламента группой депутатов от всех фракций. Тем не менее, закон уже вызвал неоднозначную реакцию со стороны руководства ряда регионов и национальных общественных организаций. Они опасаются, что после введения закона изучение языков в национальных республиках будет факультативным и это приведет к утрате языкового своеобразия.

По этому поводу ответил председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. Перевод государственных языков национальных республик из обязательной школьной программы в факультативную не предполагается. Изучение родных языков было и остается в обязательной части федеральных государственных образовательных стандартов. Другое дело, что заставить ребенка учить в школе тот или иной язык в качестве родного против воли его родителей нельзя. Выбор будет осуществляться путем подачи личного заявления перед поступлением в 1-й и в 5-й классы. Вводится возможность изучения русского языка как родного.

В настоящее время в системе образования РФ используется 58 языков, федеральные образовательные программы утверждены по 13 национальным языкам. В то же время существует такое понятие, как «государственные языки» - они определены в 22 субъектах Федерации, статус государственных имеют 36 языков. В соответствии с новым законом изучение государственного языка субъекта Федерации не будет обязательным для всех школьников этого региона, решать будут семьи несовершеннолетнего обучающегося.

Скорее всего, новый закон об образовании удовлетворяет не всех, что мы и видим в публичной разноголосице. Но он  точно не запрещает ни татарам, ни башкирам, никому другому изучать свой язык. «Этот закон не способен принести языковому многообразию республик никакого ущерба,- считает член Общественной палаты РФ Глеб Кузнецов. – Он, скорее, защищает права тех людей, которые живут в республиках, но не принадлежат к титульной нации. Закон защищает право граждан на свой родной язык».

Русский язык остается как обязательный к изучению на всей территории России, как государственный язык. И родные языки тоже остаются. И даст Бог, мы не уподобимся строителям Вавилонской башни, сохраним свое единство, сохраним свои языки, а между собой будем общаться на русском языке – великом и могучем.

Другие статьи автора

В депутаты пошли министры

Политический обозреватель Сергей Кузнецов о том, что в этот раз Государственное собрание республики получило заметное усиление. Без сомнения, министры должны поднять уровень принимаемых законов, и сам парламент усилит свое влияние.