Главная
-
Спецпроекты
-
Спецпроект «Школа приемных родителей»
-
Писатель Айгиз Баймухаметов: «После прочтения моей повести люди начали усыновлять детей»

Писатель Айгиз Баймухаметов: «После прочтения моей повести люди начали усыновлять детей»

Спецпроект «Школа приемных родителей»

Знаменитый писатель из Башкирии, автор легендарной повести «Не оставляй, мама!» Айгиз Баймухаметов рассказал корреспонденту ГорОбзор.ру о жизни в детском доме и реакции общества после выхода книги.

-Как появилась идея написать вашу первую книгу «Не оставляй, мама!»? Она основана на реальных событиях или там все же есть вымысел?

- Эту книгу я написал, когда мне еще было 22 года. Ранее, будучи еще студентом пятого курса, меня приняли на работу в газету «Башкортостан». В канун праздника 8 марта мне дали задание написать материал о женщинах, которые достигли тех или иных высот в жизни. Вы, наверное, прекрасно понимаете, что журналисты пишут о людях разных профессий и эти материалы примерно одинакового содержания бывают. Почему-то в этот момент я вспоминал минуты, когда я прощался со своей мамой. Детально вспоминал моменты, как она уходила из жизни, как мы прощались, и я задумался, почему же все-таки придумали этот праздник. Вспоминая эти моменты, я начал глубже понимать значение этого праздника, этой даты. Тогда я пришел домой, мне не спалось ночью, и я написал отрывок под названием «Не оставляй, мама!», где во сне разговаривает мальчик с мамой, которой уже нет в живых. Я принес этот отрывок в редакцию газеты и его опубликовали. После этого в редакцию поступило очень много писем и звонков от читателей, они просили, чтобы я написал продолжение. Тогда я написал концовку произведения, начало и так появилась книга. Последовательность тогда не имела значения, потому что все события я взял из своей жизни.

Хочу сказать, что это, в первую очередь, художественное произведение, оно основано на реальных событиях. Единственное, я, как писатель, какие-то моменты обобщил или изменил немного, потому что я же все-таки описывал детский дом, рассказывал о таких чересчур острых моментах, о которых, возможно, не должны знать дети. Я описывал ситуации не только того детского дома, в котором я воспитывался, но и случаи из других детских домов. Все равно, в моем произведении ничего придуманного нет.

- В книге вы написали, что отец оставил вам в подарок амулет. Это тоже правда?

- Это была хитрость писателя. Все ведь начали читать и их интересовал вопрос, что же папа хотел подарить сыну? На самом деле, мне от отца достался ремень, но в художественном произведении этот элемент неуместно было бы использовать, потому что обычно с ремнем ассоциируются другие действия, поэтому я заменил его на амулет.

- В книге был описан достаточно трагичный случай, когда старшие ребята скинули маленького мальчика со второго этажа и он скончался. Действительно ли все было именно так?

- Да, были такие случаи, когда ребенка сажали в тумбочку и скидывали со второго этажа. У нас такое тоже было, но мальчик на самом деле не умер, он покалечился. Я специально сделал так, чтобы он умер в произведении, потому что в другом детском доме, как мне рассказала воспитательница, старшеклассники повесили мальчика младшего класса, за то, что он хорошо учился. В моей книге я хотел показать, что подобное поведение приводит к серьезным последствиям.

- Все-таки что же вас побудило написать всю правду о жизни в детском доме? Вы хотели изменить систему к лучшему?

- Изначально, когда вышла книга, меня очень критиковали, говорили, мол, человек воспитывался в детском доме, жил на деньги государства, и как он посмел такое написать? Но кто-то же должен был написать про это. Что меня сподвигло на это? По телевизору все время показывали, что, к примеру, сиротам дают квартиры. Во-первых, я хочу сказать, что не все сироты получают квартиру, это очень сложная и тяжелая процедура, а во-вторых, про детский дом нигде и никогда плохого не говорили и, складывается такое впечатление, что мы хвалим такие учреждения, чтобы люди отдавали туда своих детей. Но я ведь воспитывался там и все это знаю, видел изнутри. Поэтому я хотел показать правдивую ситуацию. Более того, когда я воспитывался в детдоме, вместе со мной там жили порядка 100 детей, у 70% этих детей родители были живы. Да, они социальные сироты, но полными сиротами их не назовешь, потому что их родители либо вели аморальный образ жизни или попали в тюрьму.

Я хотел бы достучаться до сердец родителей и до будущего поколения, которые тоже станут родителями, чтобы впредь они не совершали таких ошибок и не оставляли своих детей. Название книги звучит призывом «Не оставляй, мама!».

- Как вы думаете, благодаря своей книге, удалось ли вам изменить ситуацию к лучшему?

- После выхода книги, конечно, возник какой-то переполох, в детских домах начали проводиться проверки. Сейчас, конечно, ситуация в детских домах изменилась, когда мы воспитывались, там было все по-другому. А еще после выхода книги мне поступило много писем, где люди рассказывали, что после прочтения повести начали усыновлять детей. Мне писали женщины из мест лишения свободы, что, когда они выйдут, впредь они никогда больше такого не допустят, не разлучатся со своими детьми. Это огромное счастье, когда произведение писателя в жизни приносит какую-то пользу. Кстати, по моей книге сейчас успешно идет спектакль в Башкирском и Бурятском драмтеатрах в постановке башкирского режиссера Ильсура Казакбаева.

- Вы прожили в детском доме до своего совершеннолетия. Неужели за столько лет никто не пытался вас усыновить?

- Меня хотели усыновить три раза. Первый раз, когда я был еще школьником. Я сам был готов к этому, очень хотел попасть в эту семью, но они хотели забрать только меня одного. Мои родители перед смертью завещали, чтобы мы не разлучались с сестрами и были всегда вместе и мне пришлось отказаться, хотя это было трудно. Потом меня хотели усыновить, когда я учился в 11 классе. Это была семья из того же села, где я воспитывался. Мне тоже пришлось отказаться, потому что после школы я хотел поступить в вуз и учиться в Уфе. А в третий раз меня хотели усыновить, когда мне было 24 года. Когда у меня вышла книга, женщина увидела передачу про меня, а незадолго до этого ее единственный сын, мой ровесник, скончался в автоаварии и семья переживала очень тяжелый момент. Они нашли меня и просили, чтобы я с ними общался, приезжал в гости, стал им, как сын. Но я уже тогда работал и был очень занят, поэтому я не смог к ним ездить.

- Зачастую воспитанники детских домов ждут помощи от государства, не работают, идут не по правильному пути. Как вам удалось стать таким успешным человеком?

- Действительно, за детьми в детском доме смотрят, ухаживают, кормят, но после выписки из детского дома они оказываются в очень тяжелой ситуации, не знают куда идти и что делать. К сожалению, очень многие дети теряются. У меня были одаренные друзья, которые спивались, терялись в этой жизни. В моей группе в детском доме было 20 человек, спустя 12 лет я понимаю, что около 10 из нас оказались в тюрьме, некоторых уже нет в живых. Возможно, я тоже бы потерялся в этой жизни, но мне очень повезло, я общался с хорошими людьми, и они сопровождали меня в духовном плане. Я знал, что, если сам буду стремиться, только тогда я смогу чего-то добиться.

- А что вы делали после того, как выпустились из детского дома?

- Когда я приехал в Уфу, у меня здесь не было ни одного родственника, не к кому было идти. Был случай на экзамене, одна студентка плохо сдала экзамен и позвонила своей маме, рассказала, как все плохо прошло. Я тогда подумал, вот зачем она расстраивает свою маму, которая жива, вот если бы моя мама была бы жива, я бы сделала все, чтобы она только радовалась.

Я понимал, что самая моя большая сила – это знание, поэтому я всегда учился хорошо. В университете до 2 курса никто не знал, что я воспитанник детского дома, потому что я всегда ходил в костюме, на лекции никогда не опаздывал, не позволял себе использовать ненормативную лексику. Только когда нам выплачивали стипендию, кто-то из студентов спросил, почему все получают одну сумму, а Айгиз другую. Только тогда староста группы им объяснила мою ситуацию. Мои одногруппники мне тогда сказали, что думали, что я сын какого-то директора. (Смеется)

- Насколько тяжело молодому, никому неизвестному писателю, издать свою книгу?

- Тяжеловато все-таки. Например, мои книги издательства сейчас с удовольствием печатают, потому что они приносят прибыль и затраты окупаемы. А вот с молодыми писателями, кто впервые издает свое произведение, есть риск, что их книги покупать не будут и они будут лежать, словно макулатура. Конечно, у нас в Башкирии есть государственное издательство «Китап» и оно поддерживается финансово. Там издают книги на разных языках и есть серия «Голоса молодых», где люди разной национальности могут издать свою первую книгу. Это делается достаточно просто, через Союз писателей. Мне в свое время там дали рекомендацию и мою книгу напечатали. Если первая книга будет востребована, то писателю будет легче.

Когда издаешь книгу, нужно, прежде всего, думать не о себе, а о читателе, будет ли ему интересна и полезна ваша книга. Только тогда ваши книги будут востребованы.

- Написать вторую часть книги «Не оставляй, мама!» вас побудила ее популярность?

- Да, именно так. После выхода первой книги читатели просили продолжения. У меня было очень много эпизодов из жизни в детском доме, которые в первую книгу не вошли и, по просьбе читателей, я написал вторую. У меня вышла и третья книга, но пока только на башкирском языке, она называется «Дети улиц». Книга посвящена жизни подростков во времена постперестройки, когда они по той или иной причине остались на улице. Четыре года я изучал истории про таких детей и написал книгу.

- Есть ли идеи, о чем вы будете писать следующую книгу?

- Летом я начну работать над новым произведением. Эта книга будет посвящена жизни учителей, потому что именно они воспитывают нашу страну, новые поколения. Но на самом деле наши учителя сами нуждаются в поддержке, они очень незащищенные. Как раз про это и будет мой роман.

- Персонажи ваших книг – это реальные люди?

- Когда я работаю над любым произведением, мои персонажи всегда реальные люди. Я даже распечатываю их фотографии и ставлю на рабочем столе, чтобы в процессе работы над произведением не упустить никаких деталей во внешности и характере. Однако этим людям я не говорю, что они стали прототипом моего героя.

- Нашим спецпроектом «Школа приемных родителей» мы хотим донести до людей, что усыновлять детей – это не страшно. Что бы вы посоветовали людям, которые, возможно, сомневаются, идти ли им на такой серьезный шаг?

- Это очень хороший проект. Будущим приемным родителям не нужно сомневаться, ведь это такие же дети, они еще не полностью сформированы и нуждаются в общении. Общение с хорошими людьми может изменить их жизнь в лучшую сторону. Из своего опыта могу сказать, что дети, которых берут в семью, очень преданы своей семье и не устают благодарить. Придет время, когда и сами дети будут приносить вам пользу, поэтому не надо бояться, надо просто любить, ведь только от нас зависит, каким вырастет новое поколение.

Другие материалы проекта

Ищет маму и папу, Азат 13 лет #школаприемныхродителей

Ищет маму и папу, Вадим 12 лет #школаприемныхродителей

Ищет маму и папу, Егор 15 лет #школаприемныхродителей

Ищет маму и папу, Данил 14 лет #школаприемныхродителей

Ищет маму и папу, Владимир 14 лет #школаприемныхродителей

Новый год с драйвом

Ищет маму и папу, Эдуард 7 лет #школаприемныхродителей

Ищет маму и папу, Павел 7 лет #школаприемныхродителей

Ищет маму и папу, Анна 15 лет #школаприемныхродителей

Ищет маму и папу, Валерия 14 лет #школаприемныхродителей

Ищет маму и папу, Ришат 9 лет #школаприемныхродителей

Ищет маму и папу, Степа 7 лет #школаприемныхродителей

Семья Данукаловых #школаприемныхродителей

Семья Жук #школаприемныхродителей

5 лучших книг для будущих приемных родителей

Психолог Айгуль Загретдинова: об этапах адаптации детей и тайне усыновления

Лариса Ольте: о подборе семьи для ребенка, первом знакомстве и процессе оформления

Юрист Владислав Жирнов: о тонкостях оформления документов и правах приемных детей

Психолог Юлия Федорова: об особенностях поведения и развития приемного ребенка

Семья Дьяконовых #школаприемныхродителей

Обучение в Школе приемных родителей. День десятый

Обучение в Школе приемных родителей. День девятый

Обучение в Школе приемных родителей. День восьмой

В Уфе воспитанники детского дома покажут свои пьесы на театральной сцене

Обучение в Школе приемных родителей. День седьмой

Обучение в Школе приемных родителей. День шестой

Обучение в Школе приемных родителей. День пятый

Обучение в Школе приемных родителей. День четвертый

Обучение в Школе приемных родителей. День третий

Обучение в Школе приемных родителей. День второй

Обучение в Школе приемных родителей. День первый

Семья Авериных #школаприемныхродителей

Семья Нуриевых

Семья Семеновых

Семья Вшивцевых

Семья Латыповых

Семья Каримовых