Главная
-
Спецпроекты
-
Спецпроект «Школа приемных родителей»
-
Лариса Ольте: о подборе семьи для ребенка, первом знакомстве и процессе оформления

Лариса Ольте: о подборе семьи для ребенка, первом знакомстве и процессе оформления

Спецпроект «Школа приемных родителей»

В рамках спецпроекта «Школа приемных родителей» мы подготовим для вас серию интервью с психологами, педагогами и экспертами Управления по опеке и попечительству, чтобы рассказать о всех тонкостях процесса подготовки к усыновлению приемного ребенка.  Корреспондент ГорОбзор.ру пообщалась с начальником отдела семейного устройства Управления по опеке и попечительству ГО г.Уфа Ларисой Ольте. 

- Лариса Анатольевна, при каких условиях будущие приемные родители могут надеяться на то, что по закону им разрешат взять приемного ребенка в семью? Что они должны иметь для этого?

- Реализация права ребенка жить и воспитываться в семье - важнейшее направление деятельности специалистов Управления. Если нет возможности восстановить родственные связи, сохранить ребенка в кровной семье, создаются условия для принятия его в подготовленные замещающие семьи. Выбор семейных форм устройства основывается исключительно на интересах и потребностях ребенка. При этом родственники имеют приоритетное право для принятия ребенка в семью, в случае отсутствия родственников, готовых оформить опеку над ребенком, наилучшим способом принятия его в семью является усыновление (удочерение). Если такая форма устройства не возможна, то ребенку подбирается приемная семья, устанавливающая над ним опеку. Такие семьи, готовые подарить ребенку родительскую любовь состоят у нас на учете в качестве потенциальных замещающих родителей, каждый из которых пришел к данному решению не сразу, вдумчиво, оценивая свои ресурсы, подготавливая себя и членов своей семьи. Ведущие мотивы при этом связаны с потребностью в ребенке, с желанием иметь ребенка, при невозможности иметь собственного.

Для того, чтобы принять в свою семью ребенка, лишившегося родителей – сироту, необходимо обратиться в органы опеки и попечительства по месту своего жительства с заявлениями о выдаче заключения о возможности быть опекунами (попечителями), либо усыновителями и предоставить предусмотренные законодательством документы. Для граждан, желающих принять ребенка под опеку (попечительство), перечень необходимых документов определен Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423, а для кандидатов в усыновители - Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275.

Опекуны, усыновители это – замещающие родители. Требования к замещающим родителям предусмотрены Гражданским и Семейным кодексом РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». К основным требованиям к опекунам и попечителям, усыновителям можно отнести следующее:

Во-первых, опекун должен быть старше своего подопечного не меньше, чем на 16 лет, но если ребенка берет под опеку родственник (старший брат, тетя, бабушка), то возрастные ограничения большой роли не играют. Главное, чтобы будущий опекун был совершеннолетним.

Во-вторых, необходимо пройти медицинское обследование, получить заключение о годности к исполнению обязанностей опекуна. Опекун не должен быть больным туберкулезом, инфекционными болезнями, алкоголизмом и наркоманией, психическими заболеваниями.

При назначении ребенку опекуна учитываются нравственные и иные личные качества опекуна, способность его к выполнению обязанностей опекуна, отношения между опекуном и ребенком, отношение к ребенку членов семьи, а также, если это возможно, желание самого ребенка. Закон не уточняет, какие именно качества имеются в виду, орган опеки и попечительства руководствуется общепринятыми нормами морали. Важно, чтобы любовь, привязанность и повседневная забота о ребенке стали основой семейных отношений.

В этой связи хочется отметить важность обучения замещающих родителей, которое является обязательным условием при принятии ребенка, поскольку дает представление о сути замещающего родительства, как работы, требующей специальных знаний, умений, способностей и соблюдения определенных обязательств. Потенциальные замещающие родители приобретают знания и умения в области психологии и педагогики, семейного воспитания, особенностей развития детей-сирот, особенностей этапов развития, становления замещающей семьи, получают медицинские и юридические знания.

В-третьих - отсутствие судимости в отношении жизни и здоровья граждан. Опекуном не может быть человек, бывший усыновителем и лишенный этого права по его вине, а также лишенный родительских прав на собственных детей. Кроме того, семья должна иметь доход, позволяющий обеспечить полноценное воспитание и развитие ребенку. Далее орган опеки и попечительства изучает представленные кандидатами документы, устанавливает сведения о личности будущего опекуна или усыновителя, обследует условия его жизни.

Исследовав вышеуказанные документы, при отсутствии обстоятельств, препятствующих гражданину принять в семью ребенка, орган опеки и попечительства принимает решение о возможности гражданина быть опекуном, попечителем в той или иной форме, либо усыновителем и оформляет соответствующее заключение, которое является основанием для постановки данного гражданина на учет в качестве желающего принять на воспитание в семью ребенка. Заключение о возможности граждан быть усыновителями действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения по подбору ребенка.

Граждане получают соответствующее заключение и вправе обратиться с ним по вопросу о предоставлении информации о детях оставшихся без попечения родителей которые могут быть устроены в семьи, в орган опеки и попечительства по месту своего жительства или в другой орган опеки по своему выбору или непосредственно в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

- Есть ли какие-то особые условия для граждан пожилого возраста и инвалидов?

- Исходя из вышесказанного, особых условий для граждан пожилого возраста и инвалидов законодательством не предусмотрено, скорее надо говорить об особых условиях при принятии ребенка с ограниченными возможностями, ребенка-инвалида, чтобы обеспечить ему особые условия, полноценный уход, медицинское обслуживание в соответствии с медицинскими рекомендациями. О сотрудничестве со специалистами службы сопровождения замещающей семьи.

Если говорить о том, какие семьи в основном берут детей на воспитание, то это и полные, и неполные, имеющие собственных детей и не имеющие. Мотивы принятия различные: реализация родительского потенциала, желание помочь ребенку, желание иметь большую семью, замена потерянного ребенка, обретение смысла жизни и другие.

Как показывает практика, усыновители – это в основном супружеские пары в возрасте 30-45 лет, меньше – одинокие женщины, которые по медицинским показаниям не могут иметь собственных детей. Кроме того, в роли усыновителей выступают семейные пары, которые уже имеют собственного ребенка, но по состоянию здоровья также не могут иметь еще одного. В качестве приемных родителей выступают в основном супружеские пары или одинокие женщины более старшего возраста, имеющие взрослых детей, но чувствующие себя способными воспитать еще детей.

- Каким образом происходит процесс подборки приемных семей для ребенка?

- Семьям, желающим принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на личном приеме в Управлении предоставляются сведения о детях, которые могут быть усыновлены, сведения о которых соответствуют пожеланиям усыновителей. Подбор ребенка осуществляется согласно пожеланиям кандидатов по полу, возрасту, состоянию здоровья, внешности и иных пожеланий, которые письменно указываются гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью. Потенциальные родители получают информацию о состоянии здоровья ребенка, сведения о кровных родителях и родственниках ребенка, показывают фотографии и видео. В случае согласия граждан посетить данного ребенка, Управление выдает направление на его посещение в учреждении (направление действительно в течение 10 дней, продление срока действия направления на посещение ребенка возможно при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка, введение карантина в учреждении).

После выдачи указанного документа кандидаты в усыновители направляются в учреждение, где обязаны лично познакомиться с ребенком, установить с ним контакт, ознакомиться с документами ребенка. После общения с сотрудниками учреждения, ознакомления с документами, а также общения с ребенком, граждане принимают решение. По результатам посещения оформляется заявление о принятом гражданами решении. При отказе от приема на воспитание в свою семью ребенка, которого они посетили, гражданам с их согласия, выдается направление на посещение другого выбранного им ребенка.

В случае, если граждане, пообщавшись с ребенком, ознакомившись с документами, хранящимися в его личном деле и состоянием его здоровья, дают согласие на принятие его в семью, осуществляется непосредственно устройство ребенка в семью. Процедура принятия ребенка в семью для опекунов и усыновителей различна - если назначение граждан опекунами осуществляется органом опеки и попечительства, то установление усыновления производится судом с обязательным участием прокурора и Управления, которое предоставляет суду заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка.

В случае, если несколько граждан указали одинаковую информацию о детях, которых желали бы принять на воспитание в свои семьи, приоритет в получении соответствующей информации о детях, оставшихся без попечения родителей, а также в получении направления на посещение выбранного ребенка имеют граждане, которые встали на учет в качестве кандидатов раньше, чем другие. Кроме того, сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, на посещение которого выдано направление одному гражданину, не могут быть одновременно сообщены другому гражданину.

В случае, если кандидаты в усыновители не смогли подобрать ребенка в Управлении, они вправе обратиться по вопросу о предоставлении информации о детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть устроены в семьи, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или непосредственно в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в том числе к региональному оператору.

Процедура принятия ребенка в семью для опекунов и усыновителей различна - если назначение граждан опекунами осуществляется органом опеки и попечительства, то установление усыновления производится судом с обязательным участием прокурора и Управления, которое предоставляет суду заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка.

После процедуры передачи ребенка в замещающую семью в целях защиты прав и законных интересов детей Управление осуществляет контроль за условиями его жизни и воспитания. Контрольные обследования условий жизни и воспитания усыновленных детей, осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством (Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275; Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 при опеке).

- Какие пожелания во время процесса подбора ребенка высказывают родители?

- Если несколько лет усыновители чаще желали ребенка меньшего возраста, например, новорожденного, до 2-3 лет. Сейчас пожелания по возрасту изменились. Теперь мы пристраиваем в приемные семьи детей возрастом от 7 до 10 лет. С детьми подросткового возраста сложнее. Усыновляем и братьев, сестер. Если раньше это было достаточно сложно, то теперь довольно распространено. Устраиваем детей сложных, с ограниченным состоянием здоровья – это случаи единичные, но мы рады, что они есть и такие дети навсегда обретают семью.

- Первое знакомство с ребенком происходит исключительно в стенах детского дома?

- Естественно. Есть ведь дети разного возраста. Дети младшего возраста находятся в доме ребенка, дети неврождённые – в родильном доме, либо в больнице. Конечно, они общаются на территории учреждений. Если говорить о детях старшего возраста, то для того, чтобы увести ребенка за стены детдома, существует временная передача ребенка в семью, например, на каникулы или выходные и это оформляется особым документом. В этом случае это могут быть даже не будущие родители, а те граждане, которые хотят на какое-то короткое время взять ребенка.

- А это разве не портит психику детей?

- Конечно, нет. Вот почему существуют разные формы устройства детей? Опека, усыновление, приемная семья, патронатное воспитание. Это для того, чтобы каждый ребенок мог обрести семью, если не навсегда, то хотя бы на какое-то время, допустим, до совершеннолетия. Существует временная опека, которая дает ребенку право, лишенному сегодня родительской опеки, не попасть в учреждение, а обрести семью. Такая форма опеки требует минимум документов для кандидатов, и в роли этих опекунов чаще выступают близкие ребенку люди. Так и временная передача ребенка предполагает то, что воспитанник детского дома в выходные и каникулы может проводить в семье, ведь не все дети желанны для усыновителей, например, подростки или кровные братья и сестры, которых разлучать нельзя. Временная передача помогает ребенку хоть ненадолго побывать в семье, приемные родители становятся ему друзьями. Более того, это полезно и для граждан, которые готовы помочь таким детками, но у них нет возможности оформить полную опеку надо ребенком.

- В чем отличие понятий: усыновление, опека и попечительство?

- Выбор семейных форм устройства основывается исключительно на интересах и потребностях ребенка. Существуют следующие формы устройства – усыновление и опека (попечительство). Опека в свою очередь бывает безвозмездной и возмездной, т.е. приемной семьей.

Если опекуны и приемные родители исполняют свои обязанности по отношению к подопечному временно – до достижения им совершеннолетия или до прекращения опеки (попечительства) по иным предусмотренным законом обстоятельствам, то усыновленные дети по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

Усыновление является приоритетной формой устройства ребенка, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений. Ребенок обретает самое главное и важное для него – родительскую любовь. При этом усыновители имеют право на единовременную государственную поддержку.

- Что делать, если приемная семья и ребенок так и не нашли между собой общий язык?

- Отмены решений о передаче ребенка на воспитание в семью крайне редки и происходят по заявлению опекунов (усыновителей), в основном отмены происходят по причине ухудшения состояния здоровья пожилых опекунов, восстановлению родственных связей. Мы стараемся в этих случаях подобрать ребенку новую семью.

В семьях родственной опеки, где опекунами в основном являются бабушки, решение о принятии ребенка в семью принимается без свободного выбора, без вдумчивых размышлений и рассуждений. Приему ребенка как правило предшествует трагическое событие – потеря, болезнь, лрп, алкогольная зависимость. Вынужденный прием отражается на мотивах – в семьях родственной опеки они обусловлены жалостью к детям, долгом перед родственниками. Часто сама принимающая семья в связи с трагическими событиями травмирована, находится в состоянии стресса. Получается, что на самого ребенка ресурсов не хватает, накапливается неразрешенные конфликты, неудовлетворенность замещающим родительством, его результатами.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, опекуны-бабушки просто не справляются с ним. И именно трудности и проблемы подросткового возраста, с которыми трудно справиться в любой семье, в семье с родственной опекой становятся решающей причиной при отказе от ребенка. Независимо от формы семейного устройства, каждая семья принимающего ребенка-сироту, ребенка, пережившего психолог травму, нуждается в отлаженной системе сопровождения – юридической, социально-педагогических, психологических. Данные меры помогают замещающим родителям решать проблемы, а вернее их предотвращать и сохраняют ребенка в семье.

- Каким образом государство помогает детям сиротам после достижения совершеннолетия?

- После достижения ребенком совершеннолетия взрослый человек из числа детей-сирот находится на сопровождении до 23 лет – это постинтернатное сопровождение. Здесь помощь профориентационная, например, каждый наш приемный ребенок по окончании 9 или 11 класса определяется с профессией, с ним работают психологи, он поступает в высшие учебные заведения. После этого он может устроиться на работу, встать на учет в центре занятости. Они могут обращаться и по юридическим вопросам, и по жилищным вопросам, и по вопросу трудоустройства.

- Как часто Вы посещаете семьи, в которых воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей?

- На основании Постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» данные проверки проводятся:

1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

1 раз в 3 месяца в течение первого года;

1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет.

При проведении плановых проверок специалисты осуществляют оценку жилищно-бытовых условий ребенка, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности его развития. По итогам проверки составляют акт, в котором в том числе отражены выявленные нарушения и рекомендации по их устранению.

Сопровождение замещающих семей имеет комплексный характер и представляет собой систему психолого-педагогических, социально-правовых мер, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания в замещающей семье, поддержку семьи на пути самостоятельного решения проблем.

Работа по сопровождению приемных семей совместно с Управлением ведется МБОУ ЦПМСС «Семья» на основе договоров о взаимодействии и индивидуальных планов сопровождения. Частота посещений подопечного специалистами по месту проживания зависит от степени сложности ситуации в семье: от нескольких раз в неделю до одного раза в полугодие. Для каждой семьи, находящейся на сопровождении, разработан план работы, обязательно включающий в себя предписания по устранению нарушений, консультации с врачами, педагогами-психологами, социальным педагогом, юристами.

- Посещаете ли Вы семьи усыновителей?

- В целях защиты прав и законных интересов усыновленных детей орган опеки и попечительства по месту жительства усыновленного ребенка осуществляет контроль за условиями его жизни и воспитания

в течение трех лет с со дня вступления в законную силу решения суда (первое обследование проводится по истечении 5 месяцев, но не позднее 7 месяцев после вступления в законную силу решения суда; всего – 4 обязательных посещений в течение трех лет). Необходимость проведения контрольного обследования по истечении 3 лет определяется органом опеки и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье усыновителей. Контрольное обследование проводится с сохранением тайны усыновления. Также по запросу усыновителей может организовываться психолого-педагогическое сопровождение, которое выстраивается исходя из заявленной проблемы.

- Каково ваше личное отношение к семьям, которые готовы пойти на такой серьезный шаг, к усыновлению ребенка?

- Вы знаете, мы посещаем детские дома не для того, чтобы видеть фото детей и знать какие-то сухие факты из документов, а для того, чтобы видеть их лично. Однажды ко мне подошла девочка лет семи, первоклассница, и сказала: «Вот не знаю, попросить вас найти мне семью или нет», сидела рассуждала и все-таки решила: «Найдите мне приемную семью». Поэтому, когда дети просят нас найти им приемную семью, зная, что они очень хотят этого, я счастлива, что такие семьи есть. Я безумно рада за таких людей и как человек, и как специалист и стараюсь сделать так, чтобы каждый ребенок нашел семью.

Другие материалы проекта

Ищет маму и папу, Азат 13 лет #школаприемныхродителей

Ищет маму и папу, Вадим 12 лет #школаприемныхродителей

Ищет маму и папу, Егор 15 лет #школаприемныхродителей

Ищет маму и папу, Данил 14 лет #школаприемныхродителей

Ищет маму и папу, Владимир 14 лет #школаприемныхродителей

Новый год с драйвом

Ищет маму и папу, Эдуард 7 лет #школаприемныхродителей

Ищет маму и папу, Павел 7 лет #школаприемныхродителей

Ищет маму и папу, Анна 15 лет #школаприемныхродителей

Ищет маму и папу, Валерия 14 лет #школаприемныхродителей

Ищет маму и папу, Ришат 9 лет #школаприемныхродителей

Ищет маму и папу, Степа 7 лет #школаприемныхродителей

Семья Данукаловых #школаприемныхродителей

Семья Жук #школаприемныхродителей

5 лучших книг для будущих приемных родителей

Писатель Айгиз Баймухаметов: «После прочтения моей повести люди начали усыновлять детей»

Психолог Айгуль Загретдинова: об этапах адаптации детей и тайне усыновления

Юрист Владислав Жирнов: о тонкостях оформления документов и правах приемных детей

Психолог Юлия Федорова: об особенностях поведения и развития приемного ребенка

Семья Дьяконовых #школаприемныхродителей

Обучение в Школе приемных родителей. День десятый

Обучение в Школе приемных родителей. День девятый

Обучение в Школе приемных родителей. День восьмой

В Уфе воспитанники детского дома покажут свои пьесы на театральной сцене

Обучение в Школе приемных родителей. День седьмой

Обучение в Школе приемных родителей. День шестой

Обучение в Школе приемных родителей. День пятый

Обучение в Школе приемных родителей. День четвертый

Обучение в Школе приемных родителей. День третий

Обучение в Школе приемных родителей. День второй

Обучение в Школе приемных родителей. День первый

Семья Авериных #школаприемныхродителей

Семья Нуриевых

Семья Семеновых

Семья Вшивцевых

Семья Латыповых

Семья Каримовых