Происшествия
Сергей Михайлов, фото: открытые источники
«Это несправедливый и негуманный суд»: близкие супругов, осужденных за изнасилование 10-летней девочки в Башкирии, хотят добиться справедливости
В Башкирии 33-летний Ислом Умаров и его супруга Сохиба Маматова осуждены за изнасилование несовершеннолетней общим сроком на 26 лет лишения свободы. Как сообщили ГорОбзор.ру родственники пары, с решением суда они не согласны: по результатам экспертиз (судебно-медицинских, судебно-психиатрических, судебно-биологических, сексолого-психологических) якобы “пострадавшая” девочка из неблагополучной семьи на самом деле девственница, которая, к тому же, имеет множественные диагнозы, связанные с психиатрией; ее отец осужден условно за хранение наркотиков; а связывают две семьи – общий бизнес и большие деньги. На данный момент Ислом и Сохиба отбывают свое наказание в тюрьме, а их сыновей – старшему 13 лет, а двойняшкам по полтора года - воспитывают родственники. Также мы публикуем снимки из уголовного дела (имеются в распоряжении редакции – прим. автора), содержащие выводы экспертной комиссии по физическому состоянию пострадавшего ребенка. Все подробности запутанного дела в нашем материале.
Ислом и Сохиба проживают в Башкирии более десяти лет. Со слов родителей осужденной, в течение двух-трех лет их зять благодаря своей работоспособности сумел завоевать среди местного населения уважение и доверие.
«Он занимался строительством, дочь первое время работала продавцом, позже устроилась няней в многодетную семью. После того, как зять зарекомендовал себя, у него увеличился поток клиентов, соответственно увеличился и доход, благодаря которому был приобретен участок в Уфимском районе. На нем, совместно с братьями, пара возвела дом», - рассказывают они.
По информации близких, в 2017 году к Ислому за помощью обратился его знакомый Эдгар П. (имя изменено – прим. автора) из Узбекистана, который вместе с семьей находился в трудном финансовом положении: мужчина проживал в комнате общежития вдали от Уфы вместе со своей женой и двумя несовершеннолетними дочерями, причем старшая страдала от тяжелой формы эпилепсии, а младшая имела заболевание дыхательных путей.
«Заработанных Эдгаром денег еле-еле хватало на продукты, не всегда получалось купить лекарства для детей, - признаются собеседники. - Ислом по своей природе человек добрый, доверчивый и отзывчивый, поэтому он решил помочь земляку. Поручился перед заказчиками и доверил «товарищу» самостоятельное управление строительным объектом. Не более чем через год Эдгар купил себе земельный участок, начал его благоустройство и перевез семью в город», - вспоминают собеседники.
Пользуясь поддержкой и поручительством Ислома, Эдгар набрал большое количество объектов для стройки, с которыми не справлялся, информируют интервьюируемые. Тогда мужчина решил привезти с малой родины дополнительную рабочую силу. Для поездки он попросил Сохибу «переписать» на его имя автомобиль, находившийся в ее собственности, что и было сделано в дальнейшем.
«В Башкирии проживают брат и сестра жены (по неподтвержденным данным, Эдгар имел конфликт со свояченицей после сожительства - прим. автора), но из-за склочного характера мужчины они не могли обратиться к близким за помощью. В связи с чем пара попросила Ислома временно приглядеть за дочерьми. Мужчина был против, не хотел брать ответственность за чужих больных детей, за которыми нужен дополнительный уход – необходимо вовремя принимать лекарства и прочее. Эдгар долго уговаривал компаньона, а после Лана (жена Эдгара - прим. автора) привезла детей в Булгаково, сказала, что им пора уезжать и что дети не могут остаться на улице», - продолжают они.
После случившегося Сохиба, по словам родителей, попросила мужа оставить детей в их доме в период с 23 по 29 сентября 2017 года, и все проходило хорошо: детей водили в аквапарк, кафе-мороженое, покупали им летнюю одежду, а сами девочки в телефонном разговоре с родителями говорили, что к ним относятся как к родным.
«После возвращения Эдгара Ислом заметил в его характере изменения. Он начал ставить различные условия: то он просил прописать своих детей в доме Сохибы, то за строительство какого-то объекта требовал дополнительные деньги. Все эти истории мы узнали позже от общих знакомых. О своей зависти и корысти Эдгар как-то рассказал товарищу буквально следующее: «Если Ислом не поделит прибыль пополам, то я посажу и его, и Сохибу на длительный срок, а все их имущество заберу себе». С его слов, серьезность своих намерений он подкреплял якобы знакомством с крупным чиновником в органах МВД. После его дети еще неоднократно оставались в доме моей дочери и зятя с ночевкой, всегда с радостью его посещали. Если бы девочкам причиняли здесь какой-то вред, то они бы и не приезжали сюда?!» - делятся они.
2 марта 2018 года, после очередного конфликта на одном из строительных объектов, Ислом отказал Эдгару в дальнейшем сотрудничестве. Причиной стало неадекватное поведение второго перед заказчиками из-за наркотического опьянения. Утром 4 марта Лана отправилась в отдел полиции с заявлением об изнасиловании их на тот момент уже 11-летней дочери якобы Исломом. Причем из материалов уголовного дела следует, что отец семейства якобы не знал ни о заявлении, ни об изнасиловании. Все вопросы Эдгар пытался переадресовать жене, говоря следующее: «Я не в курсе, спрашивайте у нее».
«Не странно ли такое поведение? Изначально были даны показания только против него. Ислома задержали и осудили. Спустя пять месяцев аналогичная история произошла с Сохибой, которая на тот момент была беременной. Единственное, на чем основывается обвинение – показания самой дочери Эдгара, которые в течение следствия не подтвердились. Многочисленные судебные заключения дали однозначный вердикт, что по отношению к несовершеннолетней не выявлено никаких насильственных действий. Все это имеется в материалах уголовного дела. Нет ни одной улики, даже косвенной, подтверждающей насилие, нет ни одного свидетеля, в том числе и косвенного. Младшая сестра якобы пострадавшей так же дала показания, в которых подтвердила свое постоянное нахождение с сестрой и что со стороны Ислома неподобающее поведение не наблюдалось», - говорят родители Сохибы.
Жалобы пострадавшей и ее объективное физическое состояние. Фото из материалов уголовного дела.
По их словам, единственная «зацепка», на которой держится дело, - сомнительные показания приглашенного эксперта сексолога-психолога, согласно которым потерпевшая во время допроса вела себя спокойно, но при этом сломала три карандаша.
«В деле также не учитывалась личность отца девочки и его аморальный образ жизни. Например, спустя три месяца после этих событий Эдгар был осужден на три года условно за употребление и хранение наркотических веществ. А в качестве смягчающих обстоятельств была предоставлена справка о состоянии здоровья потерпевшей девочки с диагнозом «легкое когнитивное расстройство: локализованное (фокальное) (парциональное); идиопатическая эпилепсия и эпилептические синдромы с судорожными припадками с фокальным началом; дизорфография». То есть в деле моих детей ребенок проходит как основной свидетель, а в совершенно другом – как невменяемый человек. Какие-то двойные стандарты прямо. Органы следствия и суда не обратили на это внимания», - рассказала мать осужденной.
Выводы судмедэкспертизы. Фото из материалов уголовного дела.
По неподтвержденным данным, несколькими годами ранее Лану и ее пострадавшую дочь нашли под окнами дома, в результате чего девочка получила серьезные травмы.
«В июле 2015 года находилась на стационарном лечении с диагнозом: закрытый перелом нижней 3 левой большеберцовой кости без смещения отломков. Гемартроз. Закрытый стабильный компрессионный перелом тел Th 4-5 позвонков. Отмечено, что мать забрала подэкспертную из стационара самовольно», - значится в материалах уголовного дела.
О физическом состоянии потерпевшей. Фото из материалов уголовного дела
25 декабря 2019 года состоялось слушание по уголовному делу, на котором было принято решение перенести судебное заседание на 30 декабря того же года. В тот же день суд признал подсудимых виновными и назначил Ислому меру пресечения в виде 14 лет лишения свободы строгого режима, а Сохибе – 12 лет общего режима. Такое наказание было выбрано даже несмотря на то, что гособвинитель просил судью об отсрочке исполнения наказания, пока новорожденным детям не исполнится 14 лет. После оглашения приговора в России были новогодние каникулы, поэтому обжаловать приговор в законный 10-дневный срок подсудимые могли не успеть, что тоже наводит на определенные мысли о странных совпадениях, с которыми чета Умаровых - Маматовых сталкивалась с начала этих событий.
«Для тех, кто знает их, это очень тяжело осознавать. Особенно для нас, для родителей, зная, что все это клевета. Без родительской опеки остались три невиновных несовершеннолетних сына - 13-летний и полуторагодовалые двойняшки, которые с момента рождения не видели своего отца и забыли, как выглядит мама. Я сама тяжело больна. Это несправедливый и негуманный суд! Это трагедия», - завершила мать Сохибы.
В свою очередь соседи осужденных также не могут поверить в случившееся и характеризуют пару исключительно с положительной стороны.
«Строились вместе, они с душой помогали нам. Когда мне пришлось по работе уехать в другой город, Ислом вызвался помочь и вместе с братьями залили мне полы в подвале. Человек ответственный, всегда предлагал помощь. Ни шума, ни криков, ничего не слышали из его дома. Ходят слухи, что якобы они либо что-то украли, но мы в это не верим, очень сомневаюсь, что такое вообще возможно. Скорее всего, перешли кому-то дорогу. Жалко детей. Они у него такие воспитанные, всегда здороваются», - рассказал Ильдар Ихтанов.
«Мы живем с этой семьей друг напротив друга уже шесть лет, ничего, кроме хорошего, про них сказать не могу. Работящие, всегда готовые поддержать, почитаемые, из-за религии набожные. Она очень хорошая мама и жена, которая всегда трясется за детей и мужа. Малыши у нее всегда чистые, сытые. В доме всегда много родственников, все рано уезжают, поздно приезжают. Я не совсем знаю, что произошло в их семье, но, когда нас с мужем звали понятыми в их дом, мы были в шоке. Очень печально, что правосудие бывает не на стороне правды», - рассказала Фагира Аминова.
В разговоре с соседями стало известно, что семья Умаровых - Маматовых часто занимается благотворительностью и помогает бедствующим.
«Люди хорошие, мои братья по исламу. Я мать-одиночка троих несовершеннолетних детей, в праздники нам помогали едой, деньгами какое-то время еще», - говорит Шахерезада Б.
«Они очень помогали нам с продуктами и деньгами. В Уфе я живу больше 2,5 лет, сама мать восьми несовершеннолетних детей, поэтому мы часто с ними общались. Они привозили продукты к нам домой. Ничего плохого даже от посторонних людей про них не слышала», - рассказала Ширингуль Бобиева.
«Я не так давно знаю их семью, но уже наслышана о многом. Это бред полнейший. Люди, которые чтут ислам, которые помогают остальным в трудную минуту, не могут даже думать о таком. Порядочная семейная пара, они помогали мне и моим четверым несовершеннолетним детям продуктами и деньгами. Так как они мусульмане, они стараются каждую пятницу помогать. Я надеюсь, что правосудие все же восторжествует и их освободят», - завершила Сабина М.
Добавим, что на данный момент адвокаты осужденных намерены обжаловать решение суда, а родители пытаются добиться аудиенции с главным прокурором Башкирии Владимиром Ведерниковым, а также с Уполномоченным по правам человека в РФ Татьяной Москальковой.
Вместо вывода: на данный момент Сохиба содержится в одиночной камере, несмотря на неудовлетворительное состояние здоровья (удаление яичников во время беременности, воспаление легких и неоднократные нервные срывы из-за судьбы своих детей, одному из которых требуется операционное лечение). Перед арестом Ислому должны были сделать операцию на органы зрения, но этого пока не случилось. Свое состояние он расценивает как неудовлетворительное из-за нервных срывов, повышенного давления, жалоб на сердце, а также переживаний из-за того, что он ни разу не видел своих маленьких детей.
Известно, что осужденный обратился к Уполномоченному Республики Узбекистан по правам человека Улугбеку Мухаммадиеву с официальным письмом за помощью. Омбудсмен направил аналогичное прошение Генконсулу Узбекистана в Казани Фариддину Насриеву, который, в свою очередь, обратился в Прокуратуру Башкирии, но доехать до осужденных и оценить условия их содержания, а также удовлетворить обращение омбудсмена Мухаммадиева об оказании юридической помощи (что подтверждается письмом со стороны Мухаммадиева в адрес Насриева, находящимся в распоряжении редакции - прим. автора) на момент написания материала не удосужился.
ГорОбзор.ру следит за развитием событий.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook