Общество
ГорОбзор.ру
Когда собственник должен пускать управляющую компанию в квартиру?
Специалисты МойМКД рассказали о том, в каких случаях собственник должен впустить работников своей управляющей компании в квартиру.
Многие собственники заблуждаются, что имеют право никого не пускать в свою квартиру, включая представителей управляющей организации. Однако право УК посещать помещения и обязанность собственников пускать УК в свои квартиры предусмотрена Правилами предоставления коммунальных услуг № 354.
На практике управляющая компания часто нарушает порядок, предусмотренный для доступа в квартиры, поэтому собственникам важно знать, как это делается правильно.
Обязанности и права исполнителя коммунальных услуг
Исполнителем коммунальных услуг обычно является управляющая компания, иногда – ресурсоснабжающая организация. Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают такие права и обязанности этих организаций:
-
обязанность согласовать с потребителем устно время доступа в занимаемое им жилое или нежилое помещение либо направить ему письменное уведомление о проведении плановых работ внутри помещения не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения таких работ (подп. «о» п. 31 Правил).
В уведомлении должны быть указаны:
- дата и время проведения работ, вид работ и продолжительность их проведения;
- номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать другую дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления;
- должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ. - право не чаще 1 раза в 3 месяца проверять достоверность передаваемых потребителем показаний счетчиков, установленных в квартирах, путем их посещения (подп. «г» п. 32 Правил).
Права и обязанности потребителя
У потребителя тоже есть свои права и обязанности:
-
право требовать от УК предъявления документов, подтверждающих личность представителя и наличие у него полномочий на доступ в квартиру:
- для проверки счетчиков,
- для проверки достоверности показаний счетчиков,
- для снятия показаний приборов учета,
- для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования,
- для выполнения ремонтных работ, ликвидации аварии,
- для совершения других действий, указанных в Правилах предоставления коммунальных услуг и договоре.
Такими документами могут быть наряд, приказ, задание исполнителя о направлении представителя для проверки либо другой подобный документ (подп. «ж» п. 33 Правил); -
обязанность пускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) в квартиру:
- для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца,
- для проверки устранения недостатков коммунальных услуг и ремонта - по мере необходимости,
- для ликвидации аварий - в любое время (подп. «е» п. 34 Правил); - обязанность пускать исполнителя в квартиру для снятия показаний счетчиков, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных показаний в заранее согласованное время, но не чаще 1 раза в 3 месяца (подп. «ж» п. 34 Правил).
Порядок доступа в помещение
Порядок доступа в квартиру может быть прописан в договоре управления, но обычно действует общий порядок, который указан в п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг.
1. УК направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проверки уведомление о необходимости допуска в квартиру. В уведомлении обязательно должны быть разъяснены последствия на случай, если собственник не пустит в квартиру.
2. Потребитель обязан либо пустить в квартиру либо предложить УК прийти в другое время.
Важно! Предложить другое время для визита нужно не позднее 2 дней до даты, в которую хотела прийти УК. При этом предложенная потребителем дата проверки не может быть раньше 2 дней с даты, когда УК получит предложение от собственника, и позже 3 дней с даты, предложенной УК;
3. УК обязана прийти в то время, которое указала в своем уведомлении, а если потребитель предложил свою дату – то в день и время, предложенные потребителем.
4. После проверки УК обязана незамедлительно составить акт проверки, а потом передать 1 из его экземпляров потребителю.
5. Если потребитель не пустил в квартиру, а вся процедура уведомления была соблюдена, то УК составляет акт об отказе в допуске.
Пример от Верховного Суда РБ
В этом году суд рассмотрел спор между УК и собственником, который не хотел обеспечить доступ к общедомовому имуществу, находящемуся в квартире (апелляционное определение по делу № 33- 6274/2021).
Управляющая компания из Стерлитамака обратилась в суд, так как собственник не впустил ее в квартиру. В помещении находились коммуникации, которые относятся к общедомовому имуществу.
УК дважды направляла собственнику уведомление о том, что ей нужно осмотреть стояк горячего водоснабжения, так как произошла авария. Однако владелец помещения пустил компанию только после того, как суд начал рассматривать дело.
Из-за того, что собственник устранил нарушение только после обращения в суд, Верховный Суд РБ взыскал с него судебные расходы по делу – госпошлину в размере 6 000 рублей.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook