Юлия Плеханова, фото: ГорОбзор.ру

Космонавт Владимир Ляхов рассказал в Уфе, как возвращался 29 часов из космоса на Землю в позе зародыша

Уфу посетил известный летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Ляхов. В столице Башкирии Владимир Афанасьевич проходит обследование зрения в клинике офтальмолога Эрнста Мулдашева. В день прилета ГорОбзор.ру встретился с легендой советской космонавтики.

- Владимир Афанасьевич, те, кто был в открытом космосе, в частности Леонов, говорят, что при возвращении на Землю ощущение пространства-времени уже никогда не становится прежним. Так ли это?

- Кому как, но мне так не показалось. После первого полета, который я выполнял в 1979 году (второй – в 1983, третий – в 1988), прошло очень много времени. Действительно, сами полеты незабываемы, особенно первый. Тем более первый был самый длительный из моих (175 суток), без экспедиции посещения, мы были вдвоем, это было, конечно, тяжеловато. На 172-е сутки у нас был вынужденный выход в открытый космос, незапланированный. Зацепилась за конструкцию станции антенна космического радиотелескопа. С нами бы ничего не произошло, мы бы отстыковались, но станция неизвестно куда бы падала. Мы  с Валерием Рюминым предложили выйти в открытый космос и сбросить антенну. Нам разрешили. Вышли в открытый космос и сбросили ее. Посадка, конечно, тяжелая: после приземления руки-ноги нельзя было поднять, оторвать от земли. Все вокруг бегают, а ты лежишь как беспомощный, очень тяжело. После приземления потихоньку врачи нас привели в нормальное состояние. Когда самолет приземлился на Байконуре, мы из самолета с Валерием Рюминым вышли сами и прошли до автобуса, который нас ждал, встречали нас с носилками. Второй полет был тоже длительный – 150 суток, также без экспедиции посещения. Фильм «Салют-7», если вы смотрели – о том, как ребята спасали станцию. Но первый раз спасали станцию Ляхов и Александров, а уже второй раз –Джанибеков и Савиных. Мы навесили дополнительные солнечные батареи, Александров находился в рваном скафандре, который мы отремонтировали на станции. Мы нашли надежный метод, как сделать скафандр герметичным и дважды вышли в том скафандре в открытый космос, спасли станцию, которая фактически была без энергии. Третий полет был короткий. Мы летели втроем на станцию «Мир»: я, Валерий Поляков (врач) и Абдул Ахад Моманд (афганец). Это был советско-афганский полет. Отлетали мы семь суток, Полякова оставили на станции как врача, а я с Абдул Ахадом возвращались на Землю, но вернулись только с третьей попытки, на вторые сутки. Произошел отказ ИКВ (Инфракрасного построителя вертикали) при выполнении ориентации на торможение. В заданное время двигатель не включился, потому что произошел разрыв цепочки. На следующем витке выполнили ориентацию, включили двигатель, двигатель включился вовремя, отработал всего шесть секунд и выключился. И пошла программа разделения спускаемого аппарата от приборно-агрегатного отсека, мы бы остались на орбите. Но и с этим справились и через сутки вернулись на Землю. На третьей попытке мы не попадали на свой полигон в Казахстане, поэтому должны были летать сутки. И вот мы, без воды, без еды, без туалета, 29 часов в скафандрах, в спускаемом аппарате, в позе зародыша. Космонавты летают, стартуют и возвращаются на Землю в позе как в утробе матери потому что перегрузки переносятся легче. Перегрузки идут на грудь и спину.

- Это тогда вы получили медаль героя республики Афганистан за спасение человека?

- Да. Стал единственным человеком в мире «Героем Афганистана» не афганцем, они чужих никогда не награждают. Меня президент Афганистана Мохаммад Наджибулла лично наградил.

- Испытывает ли гордость космонавт, выходящий в открытый космос?

- Выход – это жутко. Выйти в открытый космос – это все равно что попасть в черную бездну.

- Страх?

- Да, Страх. Первый выход в открытый космос – это жутко. Я выходил три раза, на второй было проще, на третий еще проще. На смену страха приходит гордость за нашу страну, науку. Мы уже можем в открытый космос не только выходить, но и там спокойно работать. Мы тогда с Сашей Александровым впервые навешивали огромные конструкции солнечных батарей.

- Гордость за страну или за человечество?

- Вы знаете, в это время гордость была только за страну. Это Леонов мог говорить за человечество, он первым выходил, а мы с Рюминым и Александровым выходили намного позже.

- Как вы относитесь к обряду освящения ракеты?

- Когда я летал, ракеты не освящали. Освящать начали после 90-х гг, изменилась стратегия.

- Вы верите в Бога?

- Нет, я полный атеист.

- Атеизм был государственной идеологией советской власти. Выход в Космос менял какое-то представление о Боге?

- Нет. В то время никакого представления не менялось, я там ничего не видел, ни Бога, ни НЛО. Если бы я видел, я бы сказал.

- Космонавты в интервью признаются в том, что в космосе иногда может меняться сознание. Рассказывали о том, что чувствовали себя то «в шкуре» древних животных, то «другими личностями», даже гуманоидами… С вами такое случалось? И действительно ли об этом молчат?

- Нет, я ничего не ощущал и таких историй не слышал даже среди своих друзей.

- Насколько фильмы о космических экспедициях достоверны? И каковы самые ошибочные представления о вашей работе?

- Сам полет и подготовка – это правдиво. Шаблон в том, что никто не понимает, что такое невесомость, только тот человек, который пробыл в этой невесомости. Все остальное – воображение режиссера. Тот, кто был в невесомости, тому очень трудно передать – это самому нужно испытать, самому побыть в этой шкуре.

- Можете описать свои ощущения от невесомости?

- Нет, это очень трудно. Отсутствие гравитации – неестественные условия для человека. Представьте себе, приземлился, лежу, прекрасно чувствую себя, но не могу поднять ни руки, ни ногу. Мы приземлились с Александровым ночью, в ноябре, был сильный туман и нас никто не встречал. Я открыл люк и вылез в скафандре из спускаемого аппарата, начал замерзать, попробовал залезть обратно в аппарат, но не смог, пока не увидел, что едет машина точно на меня. Я подумал, сейчас она через меня проедет и не почувствует, что я здесь лежу. Через пять секунд я был в спускаемом аппарате с закрытым люком. Это человеческие возможности, еще не изведанные.

- Ваше личное мнение, были ли американцы на Луне? Знаменитые снимки космонавта на Луне со спорными тенями до сих пор вызывают массу дискуссий.

- Конечно,  были. Здесь показывались фильмы – они художественные, не документальные. Фильм об Армстронге, который высаживался на Луне – это фильм художественный. Не могло это все быть снято только на Луне. Этого не могут сейчас понять.

- На Луне съемки производились?

- Конечно, производились. При создании фильма, художественного, очень много было снято на Земле. Когда американцев спрашивают, они не понимают сути вопроса, потому что фильм художественный. А то, что они были на Луне – это 100%. Я разговаривал с Аланом Бином (США, - прим. ГорОбзор.ру), это астронавт, который ездил на тележке по Луне. Он мне подписал фотографию: «Владимиру Ляхову с пожеланием побывать на Луне» и спросил о том, как советские космонавты выходили в открытый космос в рваном скафандре. В космосе вакуум. От разгерметизации скафандра вскипает кровь, при погружении на глубину и в вакуум азот выходит наружу и человек «испаряется». Люди остаются целые, но мертвые. Так было в 1971 году с Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым.

- Скажите, какие научные эксперименты проводились во время ваших полетов?

- Мы с Рюминым когда первый полет совершали, выполнили 500 экспериментов научных, научно-технических, технологических, медицинских, медико-биологических, физических. С каждым ученым нужно было говорить на одном языке, надо было понимать, что говорит ученый и что нам делать – вот в чем сама трудность была.

- Были эксперименты с живыми организмами?

- Конечно. С дрозофилами, например, работали, с перепелами. У нас перепела не вывелись в космосе, а у Толи Соловьева они даже летали, безобразно, конечно, но летали. Их вернули на Землю.

-  Есть ли такие эксперименты, которые ставились на борту корабля, о которых не знает широкая публика?

- Я не могу об этом говорить.

- Сегодня опубликовано видео, где Антон Шкаплеров летает на пылесосе на МКС…

- По станции мы первые с Рюминым летали, от нас и пошло. Мы первые постриглись в космосе.

- Какое у вас отношение к космическому туризму?

- Рано еще. Это просто издевательство над человеком, над туристом. Не имея солидной подготовки, человек чувствует себя очень и очень плохо. Я готовился к первому полету 12 лет и то, когда я полетел туда, я чувствовал себя очень плохо. Первые двое суток я висел на потолке, только на третьи сутки начал как рыба в воде плавать. Это издевательство над человеком.

- В России финансирование космических программ до 2025 года было утверждено в урезанном варианте в 1,4 трлн рублей (Роскосмос просил 1,7 трлн рублей). Можно ли говорить о «сворачивании» космических программ?

- Не верьте тому, что пишут. Сейчас американцы и другие иностранцы летают только на наших кораблях.

- Какие главные задачи ставило перед собой Советское государство, отправляя человека в космос?

- Человек всегда стремился летать, все выше и выше. Космос был мечтой человечества и она осуществилась. Сейчас летают с учеными степенями, а мы летали, не зная, сможет ли человек вообще выжить в космосе. В то время когда Гагарин полетел, я уже учился на третьем курсе Харьковского Высшего военно-авиационного училища на летчика, я уже практически был летчик…Через год-два я выпускался и охранял государственную границу и для меня было понятно, что такое космос. Каждый из нас стремился туда.

- Вы говорите о полетах в космос как о мечте человечества. Сегодня дети интересуются космосом?

- Я прихожу в школы, в 10-11 класс, меня спрашивают, Гагарин еще жив? Сейчас вообще никакой информации и в этом виновны преподаватели, директора школ. Мы забываем то, чем мы гордились, что мы первые вышли в космос, что мы первые спутник запустили, первая женщина-космонавт из СССР, первыми облетели луну, первые сфотографировали обратную сторону Луны. Это был бум. Сейчас, конечно, все испохаблено.

- Говорят о том, что в космосе можно столкнуться с искривлением пространственно-временной модели, якобы Юрий Гагарин в космосе слышал звуки музыки, а Вячеслав Волков – лай собаки.

- Все это вранье настоящее!

- Правда ли то, что воздух в космосе пахнет озоном?

- Я был в музее два года тому назад в Калуге и там стоит наш спускаемый аппарат, наши скафандры. Я зашел в спускаемый аппарат – космосом пахнет. Каждый ощущает по-своему. У каждого человека свое восприятие.

- Спасибо за интервью!