Общество
Автор: Александра Фоменко, фото: ГорОбзор.ру/Минтранс Башкирии/ФКУ Упрдор «Приуралье»
От долгостроев к стройкам века: как в Башкирии меняют дорожную карту
В День работника дорожного хозяйства, отмечаемый в третье воскресенье октября, в этом году выпавшее на 19 число, журналисты ГорОбзор.ру решили вспомнить, какие ключевые объекты появились в Башкирии. Республика реализовала ряд масштабных проектов, которые не только решили многолетние проблемы, но и заложили основу для будущего развития всего региона.
Участок М-12 «Восток» Дюртюли – Ачит

фото: Минтранс Башкирии
Открытие 16 июля 2025 года участка протяженностью 275 км (из которых 205 км проходят по территории Башкирии) – событие федерального масштаба. Решение о продлении трассы Москва – Казань до Екатеринбурга было принято по указанию президента России Владимира Путина в 2021 году.
Что сделано: современная четырехполосная скоростная трасса, оборудованная бесконтактной системой оплаты проезда «Свободный поток». Она оснащена одной из самых передовых в России автоматизированных систем управления дорожным движением (АСУДД), включающей:
- 242 видеокамеры;
- 249 знаков и табло переменной информации;
- 71 детектор транспорта;
- 7 метеостанций.
Для обеспечения беспрепятственного движения построено около сотни искусственных сооружений: 50 путепроводов, 25 мостов, а также 24 экодука и биоперехода, позволяющих диким животным безопасно пересекать трассу. Было возведено 6 современных транспортных развязок.
Итог: благодаря строительству участка Дюртюли – Ачит значительно сократилось время в пути и расход топлива. Этот участок является частью масштабного проекта М-12 «Восток», призванного значительно улучшить транспортную инфраструктуру и связь между Башкирией, Пермским краем и Свердловской областью.
Проект «Восточный выезд»

фото: Сергей Словохотов
Запуск движения 21 марта 2024 года по Восточному выезду стал примером того, как можно решить проблему, тянувшуюся десятилетиями. Строительство началось в 90-е годы, но было заморожено в 2004 году из-за недостатка финансирования. Недостроенный тоннель стал символом неэффективности, ежегодно поглощая более 100 млн рублей только на поддержание в бесхозном состоянии.
Что сделано: возобновление строительства стало возможным после пересмотра договора концессии руководством республики совместно с банком «ВТБ». Проект перешел в стадию активной реализации после заключения концессионного соглашения с «Башкирской концессионной компанией» сроком на 25 лет. Даже пандемия 2020 года не остановила работы – глава Башкирии Радий Хабиров взял на себя обязательства завершить объект в срок.
Итог: его цель – оптимизировать транспортные потоки и обеспечить комфортный выезд из города в восточном направлении, разгрузив центральные магистрали.
Проект «Южные ворота»

фото: Минтранс Башкирии
Это один из самых масштабных и комплексных проектов в Уфе, реализуемый в 2022-2026 годах.
Что сделано:
- реконструкция улицы Пугачева (2,5 км): работы близятся к завершению. До 10 ноября 2025 года планируется открыть движение по двум полосам на участке от Бельской до Геофизиков;
- строительство новой улицы Генерала Рыленко (1,2 км): улица была открыта в октябре 2024 года, что уже улучшило транспортную доступность районов Кузнецовский затон и Зеленая Роща;
- новая транспортная развязка: построена на пересечении улицы Пугачева и Генерала Рыленко. Включает путепровод длиной 102,5 метра и съезды общей протяженностью 2,5 км;
- капремонт арочного моста на улице Воровского: еще одного исторического моста 1956 года постройки, который после ремонта сохранит облик и продолжит службу.
Итог: цель проекта – создать новые и разгрузить существующие маршруты в южной части города.
Арочный мост через реку Белую

фото: Сергей Словохотов
Капитальный ремонт арочного моста, одной из визитных карточек Уфы, построенного в 1956 году стартовал в марте 2022 года. Работы выполнялись компанией «Уралмостострой» с привлечением инфраструктурного бюджетного кредита в рамках проекта «Южные ворота».
Что сделано: полностью заменено старое пролетное строение, возведены новые опоры, способные выдерживать современные нагрузки. При этом ключевой задачей было сохранение первоначального облика моста с его знаменитой металлической аркой, являющейся объектом культурного наследия. У въезда на мост со стороны города торжественно установлена воссозданная скульптура «Девушка с голубем». Этот архитектурный элемент впервые появился здесь в 1956 году, но впоследствии был утрачен. Его возвращение – важный шаг в сохранении исторической памяти города.
Итог: после полного открытия движения (в тестовом режиме запущено 8 октября) транспортная ситуация на критически важном въезде и выезде из Уфы со стороны трассы Р-240 «Уфа – Оренбург» кардинально улучшится. Движение будет организовано по 12 полосам, что в несколько раз увеличит пропускную способность. Полное завершение работ на всем комплексе запланировано на 2026 год.
Мост через реку Уршак у села Булгаково

фото: Сергей Словохотов и ФКУ Упрдор «Приуралье»
Мост через реку Уршак на трассе Уфа – Оренбург у села Булгаково был построен в 1980 году. Обследование 2023 года показало, что он находится в предаварийном состоянии.
Что сделано: изначальный график ремонта (с середины мая до конца ноября) не устроил руководство республики. Радий Хабиров поручил максимально сократить сроки. Было найдено эффективное решение – подрядчики перешли на круглосуточный работу в две смены без выходных. Критически важные работы, требующие перекрытия движения, были выполнены всего за два месяца в период наименьшего трафика.
Итог: 31 июля 2025 года работы на мосту были успешно завершены, движение восстановлено в полном объеме. Это предотвратило многолетние сложности, которые неминуемо возникли бы в случае обрушения конструкции.
Шакшинский мост

фото: Сергей Словохотов
Шакшинский мост, связывающий микрорайон Шакша и населенные пункты Иглинского района с Уфой, является наглядным примером того, как республика решает сложнейшие, многолетние проблемы. Построенный в 1983 году, мост с тех пор капитально не ремонтировался. Потребность в починке была вызвана предаварийным состоянием. Первые серьезные дефекты, провисание балок пролетных строений, были зафиксированы еще в 1996 году. К 2002 году провисание достигло критических 16 см, а к 2019 году – 28 см.
Что сделано: капитальный ремонт начался весной 2023 года в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» с финансированием в 2,2 млрд рублей. За время работ железобетонные балки были заменены на современные металлоконструкции, обновлены опорные части, отремонтированы подходы, установлены новые опоры освещения и ограждения.
Итог: 27 декабря 2024 года все четыре полосы Шакшинского моста, единственной транспортной артерии, напрямую соединяющей микрорайон Шакша и населенные пункты Иглинского района с Уфой, были открыты после капитального ремонта. Это существенно снизило транспортные заторы на въезде в город.
Перечисленные объекты – это лишь часть масштабной работы, которая ведется в Башкирии. Параллельно реализуются десятки других проектов. Эта планомерная работа позволяет создавать единую, эффективную транспортную систему, связывая воедино самые отдаленные уголки республики.
Редакция ГорОбзор.ру поздравляет всех работников дорожной отрасли с профессиональным праздником – с Днем дорожника.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК , Телеграм и Одноклассники