Главная
-
Блоги
-
Гульназ Хайруллина
-
Попытка спасти человечество: обзор на фильм «Петрополис»
Гульназ Хайруллина

Попытка спасти человечество: обзор на фильм «Петрополис»

Фото: «Белые ночи» 

На экранах российских кинотеатров с 27 октября выходит в прокат «Петрополис» – российская фантастика режиссера Валерия Фокина с Антоном Шагиным и Юлией Снигирь в главных ролях. Главный герой – ученый Владимир Огнев – живет и учится в США. Перспективного молодого человека приглашают на работу в секретный отдел ООН. Там ему предстоит изучать реакцию человечества на то, что инопланетяне существуют и уже много лет контактируют с людьми. Однако позже ученый догадывается, что это не гипотетический сценарий, а пугающая реальность.

Сам фильм должен был выйти еще в 2021 году, однако внезапно начавшаяся пандемия нарушила все планы. Для сюжета это событие оказалось положительным: зритель, который столкнулся с коронавирусом, а теперь каждый день читает в новостях о новых конфликтах в разных странах и слышит о ядерной угрозе, совершенно по-другому воспринимает уже привычный сценарий конца света в кино. При этом визуальная часть несколько пострадала: изначально действительно планировалось снимать фильм в России, США и Японии – местах, где происходит история, но закрытые границы вынудили съемочную группу переместить происходящее в павильоны. Впрочем, это напрямую говорит зрителю о театральном прошлом картины – ранее история была спектаклем «Сегодня. 2016».

На протяжении всего фильма мы вместе с героем ходим по задворкам его воспоминаний: Владимир из реального мира как бы подглядывает за собой в прошлом. Это выстраивает дополнительную, уже пятую стену между зрителем и происходящим – прием подглядывания за подглядывающим довольно сложен для восприятия. Бесконечные коридоры то ли бункера, то ли чертогов сознания Владимира убирают ощущение реальности, а жаль: современный зритель был бы готов поверить в то, что человечеством и всеми конфликтами на Земле управляют пришельцы. О нереальности происходящего также говорит язык, на котором общаются между собой герои – фильм интернациональный, поэтому мы слышим английскую, японскую и французскую речь, но своим коллегам Владимир отвечает исключительно на русском, что создает диссонанс.

По классике, правители стран врут людям, а Владимир, имеющий доступ к секретной информации, вынужден лгать своей жене. Все бы ничего, но именно это сокрытие тайны приводит к огромной личной трагедии в семье ученого. Последующие 12 лет мужчина отчаянно пытается исправить свои ошибки, полностью отдавая себя работе. Сделать это хотят и представители власти, однако у них на все один ответ. Сможет ли Владимир остановить неправильно развивающийся сценарий, остановить от совершения ошибки и правителей человечества, и инопланетян – это уже вопрос для зрителя.

Небольшой спойлер: пришельцев мы так и не увидим. Режиссер объясняет это тем, что фильм совсем не про внеземные цивилизации, а про людей. О том, что мы погрязли в ощущении собственной власти, высокомерии и амбициях. Этот мир давно пора обновить, считает Фокин: эту метафору он заложил и в название картины – Петрополис – одно из первых названий Санкт-Петербурга. Идея фильма в тотальном очищении и возвращении к истокам.

Последняя сцена безлюдного Санкт-Петербурга заставляет задуматься, произойдет ли это обновление? Финал остается открытым, и каждый зритель склонен думать по-своему.

Картина не совсем типична для классической истории о конце света, вторжении инопланетян. Здесь нет привычного экшена, никто никуда не бежит, не борется со злодеями – это свежий взгляд на старые сценарии, когда герои пытаются все обдумывать. Думать после просмотра фильма будет и зритель, так как режиссер оставляет много открытых вопросов: если вам нравится подобное послевкусие, то эта картина вам однозначно понравится.

Возрастное ограничение 16+.   

Другие статьи автора

В Уфе состоялась премьера фильма о Рами Гарипове «Дневник поэта»

В Уфе вчера, 22 октября, в кинотеатре «Родина» состоялся премьерный показ фильма «Дневник поэта» режиссера Булата Юсупова. Картина, приуроченная к 90-летию Рами Гарипова, стала заключительной частью трилогии «Первая Республика» – в нее также входят фильмы «Бабич» и «Первая Республика».

«Анчартед: На картах не значится»: обзор на экранизацию игры, которую стоит посмотреть даже не фанатам

В российских кинотеатрах с сегодняшнего дня, 10 февраля, вышел в прокат приключенческий боевик «Анчартед: На картах не значится», снятый по мотивам видеоигры Uncharted. Выход картины фанаты ждали давно: еще в 2008 году появилась информация, что экранизация находится в разработке.

В России вышел в прокат «День слепого Валентина»: рецензия на романтическую комедию

В российских кинотеатрах с 3 февраля вышла в прокат романтическая комедия Александра Баршака «День слепого Валентина». Корреспондент ГорОбзор.ру побывал на предпремьерном показе – далее в тексте раскрываются сюжетные детали, которые могут показаться вам спойлерами.