Общество
Василиса Серебрякова, фото: Сергей Словохотов
Уфимский психолог рассказала о причинах массовых убийств и способах предотвратить трагедию
Накануне, 12 мая, в дружественной Республике Татарстан был траурный день. Тысячи людей прощались с погибшими детьми и учителями во время вооруженного нападения на казанскую школу №175. Напомним, утром 11 мая 19-летний парень пришел в гимназию с ружьем и открыл огонь по ученикам и педагогам. Позднее стало известно, что нападавший был выпускником этого учебного заведения. От полученных травм скончались семеро школьников и двое учителей, более 20 человек оказались в больнице.
В настоящий момент стрелка задержали и отправили под стражу до окончания следствия. Корреспондент ГорОбзор обратился к уфимскому психологу Алисе Курамшиной, чтобы разобраться в причинах подобной трагедии и способах предотвратить подобные массовые убийства.
По словам специалиста, случившуюся в Казани трагедию неправильно называть терактом, так как она не носит политического характера. Важно понимать, что мысли убить появляются практически у каждого человека — и это нормально, пока они остаются мыслями. Иногда люди даже говорят в сердцах «Чтоб ты сдох!», или что-нибудь подобное. Психолог приводит данные современных ученых, согласно которым 23% ежедневных фантазий человека связаны с насилием, извращениями или чем-то очень неприятным. Однако существует также понятие «гомицидомания», означающее непреодолимое влечение к убийствам.
«Между мыслями и поступками всегда лежит огромная пропасть. Но некоторые люди переходят ее по причинам психических заболеваний или по личным мотивам, которые связаны либо с местью (за травлю, к примеру), либо с подражательством. Подросткам вообще свойственно заводить кумиров, и если среди них окажутся убийцы из школы «Колумбайн», то это может дать толчок к повторению акта насилия», — сообщила Алиса Курамшина.
Однако, по словам психолога, если речь идет о подростке, важно обращать внимание не только на увлечения, но и на его эмоциональное состояние. То, с каким настроением он идет в школу и с каким возвращается. Порванная одежда, сломанные вещи, тревожные звонки или сообщения, после которых поведение ребенка меняется, могут быть признаками травли. Необходимо следить за тем, что дети рисуют и пишут, но важно помнить о деликатности. Нельзя без спроса читать переписку или дневник подростка. Алиса Курамшина подчеркивает, что взрослым важно поддерживать доверительные отношения, чтобы иметь возможность откровенно поговорить. При этом задавать вопросы необходимо очень аккуратно и тактично, с проявлением максимальной заботы и любви. В случаях реального буллинга не нужно бояться подключать педагогический коллектив, и даже сотрудников правопорядка.
Еще один важный момент – нельзя занимать нейтральную позицию, если вы узнали о травле другого ребенка. Данная ситуация не менее опасна, и игнорировать ее нельзя.
«В психологии есть такое понятие «травма свидетеля». И поверьте, эта травма, которая наносится вашему ребенку, только наблюдающему за травлей, может привести к серьезным последствиям. Свидетели очень сильно страдают в моменте и после», — подчеркнула специалист.
По словам Алисы Курамшиной, причины, толкающие на массовые убийства взрослых людей, практически те же самые. Человеку кажется, что у него нет другого способа отомстить своим обидчикам. Кроме того, более зрелые люди руководствуются различными идеями, как герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников. Не только «тварь я дрожащая или право имею», но и политические, расистские убеждения. Психолог советует обращать внимание именно на такие признаки ненависти, которые распространяются на целую группу людей, замечать признаки жестокости по отношению к животным – будущий преступник может тренироваться на них.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook