Общество
Гарипов Рифат Рузилевич рассказал о нынешней ситуации в строительной отрасли
Общественный совет при Минстрое РФ 14 июля 2020 года впервые собрался в обновленном составе. Главной темой обсуждения стали проблемы, с которыми сталкивается строительная отрасль в условиях современной действительности.
Как отражаются на отрасли глобальная самоизоляция и переход на новые правила работы с банками и эскроусчетами, рассказал руководитель Комиссии по проектному финансированию Общественного Совета при Минстрое РФ, Рифат Рузилевич Гарипов:
«Сегодня имеются все предпосылки для развития строительной отрасли в ближайшие 2-3 года. Несмотря на то, что мировая пандемия внесла свои корректировки, глобальных изменений для строительной отрасли они не принесли. На сегодняшний день уже 37% застройщиков страны перешли на работу с эскроу счетами и проектным финансированием».
За год действия программы компетенция банков в строительной отрасли выросла, расширился штат специалистов, работающих с отраслевиками, что существенно облегчает коммуникацию между банками и застройщиками. По данным АО «Банк ДОМ.РФ», на сегодняшний день в Республике Башкортостан около 35 % объектов возводятся по новым правилам в строительстве.
«Одним из самых благополучных регионов по переходу на проектное финансирование является Урал. Этот тренд объясняется наличием на Урале крупных городов (Уфа, Екатеринбург, Пермь, Челябинск), сильных региональных игроков, а также федеральных компаний, обладающих налаженными связями с банковскими структурами», - отметил эксперт.
Несмотря на готовность банков и застройщиков к диалогу, остается ряд организационно правовых вопросов, которые напрямую влияют на планомерный переход застройщиков на новые правила работы.
«В настоящее время в наиболее выгодном, устойчивом положении находятся крупные федеральные девелоперы, у которых уже имеется достаточный опыт работы с банками в привлечении заемных средств, а также репутация крупных игроков на рынке недвижимости. В этом случае банки не просто готовы к диалогу, но даже конкурируют за право кредитовать таких застройщиков», - считает Рифат Рузилевич.
Однако реальный пул таких компаний небольшой, и значительная часть застройщиков страны представлена средним и малым бизнесом.
Так, для получения прав на проектное финансирование в законодательстве прописаны необходимы требования к строительным компаниям: минимальный стаж работы от 3 лет в качестве застройщика, технического заказчика или генерального подрядчика в строительстве многоквартирного дома; минимальная площадь введенных в эксплуатацию объектов жилой недвижимости от 5 000 кв. м; наличие в собственности или на праве аренды земельного участка под строительство многоквартирного дома или иных объектов недвижимости, на основании полученного разрешения на строительство. Но, банки устанавливают собственные, дополнительные требования, которые усложняют получение проектного кредита.
Например, при рассмотрении заявки, банки, прежде всего, обращают внимание на уровень рентабельности будущего проекта. Для получения проектного финансирования без финансового участия застройщика оптимальными показателями считаются 25-30%. А эта планка недостижима для региональных застройщиков, работающих за пределами мегаполисов, так как доходы населения в маленьких городах ниже. И это резко понижает шансы на кредит местных строительных компаний и, в целом, возможность остаться в строительном бизнесе.
«Несомненно, в субъектах, где строительная отрасль представлена малым и средним бизнесом, существуют определенные трудности. Сегодня правительство активно работает над решением этой задачи и постоянно ведет диалог с финансовым сектором. В ближайшее время должен быть представлен план по поддержке таких застройщиков и есть все основания полагать, что через 2-3 года механизмы будут отработаны и адаптированы под все категории застройщиков», - говорит Рифат Гарипов.
Также среди сдерживающих факторов в переходе на проектное финансирование, специалисты отмечают: отсутствие нормативного закрепления обязательства банка на осуществление поэтапного раскрытия счетов эскроу, несоответствие генпланов муниципалитетов с правилами землепользования и застройки, дополнительные платные услуги от банков, которые не имеют отношения к проектному финансированию и отсутствие соразмерности объема обеспечения и размера кредита в рамках проектного финансирования.
«Программа проектного финансирования была разработана для обеспечения безопасности дольщиков, благодаря банковскому аудиту, контролирующему надежность компании, и в качестве меры поддержки благонадежных застройщиков, так как эта схема призвана снизить зависимость девелопера от динамики продаж и уровня спроса, на этапе строительства объекта. На сегодняшний день перед нами стоит задача детально проработать все возникающие при переходе вопросы и сформировать максимально понятную и прозрачную систему получения проектного финансирования, независимо от банка или субъекта РФ», - подытожил Рифат Рузилевич Гарипов, председатель комиссии по проектному финансированию Общественного Совета при Минстрое РФ.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook