Общество
Дарья Касьянова, фото: Вадим Брайдов
«Всё перемелется»
Плесень в квартирах, отсутствие удобств и покосившиеся стены – условия, в которых проживают четыре семьи в доме №117б по ул. Коммунистической. Несмотря на высокий процент износа, статус аварийного жилье не имеет. Жительница дома Гузель Уразбахтина рассказала корр. ГорОбзор.ру о том, как ей и ее соседям приходится справляться с бытом, как взаимодействуют с ними власти города, и какие потери понесла она лично из-за сложившейся ситуации.
«Жить с плесенью – вот это историческая ценность?»
В доме №117б квартиры не являются приватизированными, однако, по словам жильцов, ЖЭУ не проводит на территории дома никаких работ.
Гузель Уразбахтина проживает в этом доме с 1997 года. Жилье досталось ей от отца. В 2005 году Гузель переехала с ребенком в съемную квартиру, но трагическое событие прошлого года заставило ее вернуться.
- У меня отец в прошлом году чистил крышу от снега, упал и разбился на смерть. У него остановилось сердце, и он упал. Он был по инвалидности на пенсии, был сердечником – перенес три инфаркта. У нас зимой все обвисает с крыши, а ЖЭУ не чистят. Он у меня и дороги сам расчищал. Ему противопоказаны были нагрузки из-за болезни, - рассказывает Гузель.
Ее отцу – Ильдару Уразбахтину – было 58 лет.
Гузель вместе с двумя детьми (11-летней Ариной и 4-летним Арсеном) по возвращении взяла кредит и сделала на эти деньги ремонт. Однако усилий жильцов недостаточно, чтобы повлиять на общее состояние дома.
- Воды нет вообще, туалет на улице. Я сделала ремонт у себя, но на общей кухне, рассчитанной на две квартиры, черт-те что творится – все падает, стены рушатся. Из подвала лезут крысы, лестницы сгнившие. На стенах из-за сырости черная-черная плесень – ее никак не вывести, мы чем только не мазали, что только не делали. Зимой вечно сугробы, до туалета не дойдешь. Воду берем с колонки, а зимой она замерзает – мучаемся без воды, - жалуется жительница дома.
Гузель сказала, что ее соседи обращались к властям города с просьбой признать жилье аварийным, но этого не происходит, несмотря на жуткие условия.
- Расселять, говорят, не собираются и не будут. Только, если появится застройщик. Я за детей переживаю, ведь здесь проводка ужасная – не дай Бог что! Ладно еще в квартире у нас газовое отопление, а на кухне зимой вообще очень холодно. Вот печка, которую надо дровами топить, но нам сказали, что она уже непригодна, мы ею не пользуемся (указывая на кухонную печку). Еще соседка тоже бегала, писала президенту, документы собирали, чтобы признали жилье аварийным. Лет 5-6 в общей сложности бьемся, никакая комиссия ни разу не приходила, - рассказала Гузель.
С апреля этого года Гузель пытается добиться проведения в доме канализации. По ее словам, сначала в администрации ей ответили, что она может провести систему водоснабжения и водоотведения за свой счет, но тогда женщина возразила – земля не приватизирована, следовательно, отвечать за нее должен город.
- С администрации получаю отказы. «Уфаводоканал» говорят, что можно провести воду, только нужно, чтобы администрация сделала запрос, чтобы «Уфаводоканал» получил разрешение и разработал для нас проект, но администрация не хочет. Потом в администрации начали мне писать, что мы по СанПиНу не проходим, якобы, нельзя подключить воду, потому что дом деревянный. Но где же он деревянный, если он кирпичный? Деревянный же только пристрой. И в таких же соседних домах все проведено, - возмущается женщина.
Отступать Гузель и не думает – она считает такое положение дел несправедливым, и планирует идти до конца.
- Как это – везде отказывают, но за свой счет можно? Думаю, пойти уже в прокуратуру что ли написать. Надо дойти до конца. Хамитову писала в мае, ответ пришел спустя две недели, он Ялалову дело передал. Потом начали меня таскать: то в ЖЭУ, то в администрацию. В администрации смеются, говорят, мужчину вам надо, мужчина должен этим заниматься, - рассказывает Гузель.
Проводить систему водоснабжения и водоотведения собственными силами Гузель категорически не собирается. Она считает, что этим обязана заниматься администрация города.
- Земля-то государственная, дом в найме, принадлежит УЖХ. Но УЖХ говорят, что это – дом ЖЭУ, а ЖЭУ говорят, что не их. Мы в ступоре: чей это дом, куда мы относимся? За свой счет ничего не будем проводить. В администрации должны выделяться деньги на такие вещи. Да у меня таких денег-то нет, - прокомментировала она.
Гузель сказала, что, по словам главного инженера «Уфаводоканал», проведение канализации обойдется примерно в 100 тысяч рублей.
Подчеркнем, что дом является памятником архитектуры – это самая старая из дошедших до нас городских мельниц, которую построил купец Иван Демидов в конце XVIII века.
На вопрос о том, как она относится к исторической ценности, Гузель посмеялась:
- Да какая это историческая ценность? Жить с плесенью – вот это ценность? Во время саммита только крышу поменяли, покрасили. Дом вообще был непокрашенный, просто из красного кирпича. Сейчас вот крыша новая, стены покрашены снаружи. Сделали только лицевую часть, а внутри-то что? Все гниет. Внизу в подвале вечно свет горит. Эти ветхие полы, не дай Бог, рухнут - провалишься в подвал. И стены рушатся, - сказала она, трогая покосившуюся стену.
Историческая справка
Демидовская мельница (ул. Коммунистическая, 117б) – это кирпичное двухэтажное здание, которое построил в конце XVIII века владелец одноименного особняка Иван Демидов. В 1858 году мельница перешла купцу Фёдору Сафронову, который завладел также особняком Демидовых и демидовским местом на набережной реки Белой около Оренбургской переправы. В 1870-х годах в Уфе поселился купец первой гильдии, старообрядец Николай Першин, владевший на Белой двумя грузовыми пароходами. Першин приобрел у купца Сафронова бывшую Демидовскую мельницу и сделал ее паровой. После революции мельница была приспособлена под многоквартирный жилой дом.
Стоит отметить, что по версии администрации города дом построен в промежутке с 1910 по 1917 гг. Как сообщила ГорОбзор.ру краевед Янина Свице, данное здание не могло быть возведено в этот период, т.к. в нем имеются сводчатые потолки - метод строительства, применяемый лишь до первой половины XIX в.
Позиция муниципалитета
Власти Уфы признают, что дом имеет высокий процент износа. В мэрии ГорОбзор.ру заявили, что в настоящее время пакет документов направлен в Межведомственную комиссию для получения статуса аварийного жилья.
- Пакет документов направлен в Межведомственную комиссию для признания помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции, - прокомментировали ГорОбзор.ру в мэрии.
В связи с этой ситуацией власти города считают нецелесообразным проводить водоснабжение, водоотведение и санитарные узлы. Также в мэрии заявили, что удобства в этом доме не предусмотрены проектом.
- Проектом постройки дома водоснабжение, водоотведение и санитарные узлы не предусмотрены. Учитывая, что указанный жилой дом имеет высокий процент износа, выполнение работ по подключению к системам центрального водоснабжения и канализации нецелесообразно, - ответили ГорОбзор.ру власти Уфы.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook