Культура
Карина Мамаева, фото ГорОбзор.ру и из личного архива Ильи Тавлиярова
Создатель уфимской группы Via Chappa Илья Тавлияров рассказал, чем его может заинтересовать молодежь
В эксклюзивном интервью, специально для ГорОбзор.ру, создатель и фронтмен популярной уфимской группы Via Chappa Илья Тавлияров рассказал об истории группы, музыке будущего и том, тяжело ли в наше время музыкантам пробиться на большую сцену.
- Илья, вашей группе Via Chappa уже 22 года. За всю историю группой было записано 9 альбомов, 2 из которых стали «золотыми», а продажи альбомов составили более 100 тысяч копий. Как вы думаете, чем обусловлен был такой успех?
- Мы были просто одними из первых и делали хороший и качественный материал, я считаю. Материал был качественный, потому что у нас были хорошие песни, как мне казалось на тот момент. Конечно, когда смотришь на это спустя 20 лет, начинаешь видеть все несовершенство, но, на тот момент это было действительно здорово, мы абсолютно искренне с ребятами думали, пели, исполняли музыку. Вероятно, эта искренность и такой подход принесли нам успех. Много ребят через группу прошло и каждый вкладывал частицу творческой души, я думаю с этим все связано. Да и кроме того мы не останавливались с ребятами, а просто вкалывали и вкалывали, вот и все.
- Все-таки после 2000-х группа Via Chappa была на пике популярности и ваш хит, записанный совместно с Михеем «По волнам» звучал на каждой радиостанции. В какой момент произошёл спад? По каким причинам группа не пошла дальше, не вышла на большую сцену?
- Если говорить по-честному, в 2000-м мы записали эту песню, и 4 года у нее не было никакого успеха. Песня начала звучать только в 2004 году. До этого ни одна радиостанция не хотела брать песню в эфир. Вероятно, это происходило потому, что мы не донесли в аранжировке какую-то идею, которая была бы интересна радиостанциям и публике. На осмысление этой идеи ушло 4 года, за это время мы сделали новую аранжировку, и только после этого пошла песня, поэтому, если говорить о том, что мы были на пике популярности после 2000-х с песней «По волнам», то это не так. К тому времени у нас уже вышло 4 альбома, на телеканалах крутились наши клипы, но у нас не было концертов. Пик популярности у нас настал в 2007-2008 году, я бы так сказал. На тот момент группе было уже почти 10 лет.
Теперь о второй части вопроса, о причине спада популярности. Я считаю, что у каждого явления и события есть определенные временные рамки. Есть рождение, детство, юность, молодость, взросление, затем начинается период мудрости и переосмысления и, вероятно, та публика, которая восприняла с энтузиазмом наше творчество тогда, в середине нулевых, она немного подросла, изменилась, у них появились другие приоритеты, но мы тоже изменились и повзрослели с того момента. У ребят, которые прошли через нашу группу, тоже менялись приоритеты, но, так или иначе, в определенный момент, в период взросления, вероятно, позиция участников группы, позиция группы и публики немного изменилась и это нормально. Я сейчас с теплотой вспоминаю те времена, но возвращаться в то состояние я не хочу.
- Как вы считаете, был ли вообще такой шанс? При каких условиях могло бы сложиться все иначе?
- Я не считаю, что мы угасли. Да, у группы было затишье, но оно было связано с переосмыслением. Я многие свои жизненные позиции пересмотрел, очень долго думал, стоит ли мне чем-то заниматься, я пытался писать новый материал, но, скажу честно, то что я писал в стол меня не устраивало. Этот период длился больше 6 лет. Я много написал с того момента песен, но они мои личные, это песни для дуэтов, но не для группы. Только буквально в прошлом году у меня появилось озарение, что нового можно еще сделать. Это нормальная ситуация и, когда нечего говорить, то надо молчать, я так считаю. По поводу спада. У нас нет больших сцен. Тысячные концерты иногда конечно собираем, но и на маленьких площадках выступаем, где 20-30 зрителей. Я считаю это естественным. Хотелось бы вернуться в то состояние, когда мы собирали многотысячные площадки? Нет, я не хочу. Меня устраивает то, что происходит сейчас. За текущий год я уже дал столько выступлений, сколько было всего за предыдущие три года, так что музыкальной занятости хватает и меня это радует.
- Во время работы над альбомом «По волнам» позвонить Михею предложил Шуралей, правильно я поняла? Расскажите об этом подробнее, как состоялось ваше с Михеем сотрудничество?
- Шуралей написал хорошую мелодию для песни «По волнам», спеть эту мелодию я не мог, потому что для меня это высоко, тогда мы с Шуриком сели и начали думать, кто бы мог исполнить песню, поняли, что у Михея голос очень подходит под эту песню. Тогда мы попросили контакт у Виталия Мухаметзянова и связались с Михеем. Кто с ним разговаривал тогда я не помню, но после разговора мы прислали ему песню, он прослушал и сразу согласился.
- Если бы он не умер в свои 32 года, как вы думаете, какое будущее его ожидало?
- Ой, не знаю. Я думаю, что он ушел на пике и гадать о том, что произошло бы дальше бесполезно, потому что я не настолько с ним дружил, чтобы делать какие-то предположения. Я знаю, что он был многогранным и мог бы реализоваться в любом аспекте музыкального творчества. Думаю, как сложилось, так и сложилось, возможно, так и должно было быть.
- В одном из интервью Вы сказали, что современная молодежь Вам не интересна. Почему? Чем она может заинтересовать вас?
- Я, конечно, гиперболизировал все, но суть все равно правильно отражена. Да, это мои слова, и я от них не отказываюсь. Скажу вот так. В отечественной музыке, с конца 90-х годов, я не вижу ничего нового, что меня бы как-то поразило. Самой яркой вспышкой в конце 90-х было появление Земфиры. После ее появления я не вижу ничего. Я говорю о музыке, которая находится вне рамок каких-то жанров, которая способна вдохновить всех людей. Наверняка были глобальные взрывы в ответвлениях рок-н-ролла, но сказать так, что появился человек и захватил внимание любителей разных жанров, кроме Земфиры я никого не знаю. Мне нравятся многие исполнители современных жанров, но, так или иначе, ничего такого взрывного я не вижу. Чем меня может заинтересовать молодежь? Пусть придумают новое направление, придумают Х-музыку, которая меня удивит, которой я буду рукоплескать и покупать билеты на концерт.
- Вы говорили, что уже, скорее всего, не застанете музыку нового поколения, однако хип-хоп застать, к счастью, успели. Если смотреть на сегодняшний день, то сейчас процветать так называемый рэп нового поколения, к примеру, уфимский музыкант Face сейчас на пике своей популярности. Что вы думаете о нынешних «звездах»?
- Признаюсь, Face я не слушал и слушать не буду по одной причине. Я знаю, о чем он поет и как это преподносит, но эти темы мне абсолютно не близки, поэтому слушать я не буду, для меня это ниже моего достоинства. Пока не изменится в музыке нового поколения лексика и темы, я к этому даже близко не прикоснусь.
- Что будет с музыкой в будущем, как вы считаете?
- А это вы спросите лучше у молодежи, пусть они что-то делают. С конца 80-х – начала 90-х вообще в мировой музыке не увидел ничего нового. Последнее, что меня поразило после хип-хопа в 1994 году на мировой сцене – это гранж. Все, что я слышу сейчас, я уже где-то слышал в 80-е. Даже посмотреть на то, как одевается современная молодежь, это ведь тоже все было в 80-х, это все вторично. Более того, я уверен, что все, что мне нравилось во времена моей молодости, тоже было вторичным, но хип-хопа и гранжа тогда не было – это были революционные направления, так дайте мне революцию.
- 2017 год отличился для вас множеством экспериментов. Вы выступали и с хип-хоп концертами, пели акустические песни вместе с Вероникой Муртазиной и проводили электронные эксперименты в дуэте с Dj Razta Joy. Все-таки какой музыкальный жанр вам ближе? Вы остановитесь на чем-то одном или продолжите экспериментировать?
- Конечно, продолжу экспериментировать с Dj Razta Joy и выступать с Вероникой Муртазиной. Хип-хоп будет, я долго говорил, что хочу новый материал, новый альбом, и, только в конце прошлого года я наконец-то нащупал те идеи, которые хотел бы донести до поклонников группы и до людей, которые к творчеству группы никак не относились. Я нашел эти идеи, но не хочу говорить, что они революционные. Это некая недосказанность того, что меня радовало в 80-90-е годы, это мне нравится, я этим вдохновлялся. Фишка в том, что я начал вспоминать, что меня вдохновляло и не прошло шести лет, как я вспомнил.
- Как вы считаете, сейчас музыкантам пробиться на большую сцену сложнее, чем в 90-х – 2000-х?
- Я размышлял над этим неоднократно. Тут два аспекта. Например, если вспоминать 90-е годы и всю инфраструктуру, которая существовала на тот момент, то невероятно проще, а если говорить о конкуренции и оригинальности идеи, то невероятно сложнее. Что я понимаю под инфраструктурой? Это множество студий, клубов, где можно выступать, разнообразие и доступность аппаратуры. Сейчас для записи песни достаточно иметь под рукой компьютер и микрофон. Раньше компьютеры стоили 3000 долларов, а зарплаты были по 100 долларов, да и студий было в городе очень мало. В те времена у нас не было инструментов, не было даже магазинов, где можно было что-то купить. В этом смысле да, было сложнее, да и хип-хоп групп тогда было немного. Достаточно было быть чуть оригинальнее. В общем, сейчас пробиваться молодым группам и проще, и сложнее. Нужно концентрироваться, быть более талантливыми, работоспособными, активными, нужно больше верить в себя, двигаться и не сидеть на месте.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook