Хоккей
Денис Таипов
«Автомобилист» – машина. Но русской сборки
Команда из Екатеринбурга – главное открытие КХЛ нынешнего сезона. «Автомобилист» выдал отличную регулярку и стал еще одним грандом Востока. Коллектив Андрея Мартемьянова с середины чемпионата считается одним из главных фаворитов конференции. Рассказываем о сильных сторонах команды и о том, что может помешать «Автомобилисту» пройти «Салават Юлаев» в полуфинале.
ЯКУБ КОВАРЖ
Многие эксперты считают, что главная сила «Автомобилиста» во вратаре. Якуб Коварж действительно один из сильнейших вратарей в КХЛ, он больше 50 процентов команды и практически весь сезон отыграл на одном уровне. В матчах с «Салаватом» чех и вовсе играл феноменально. 65 (!) отраженных бросков в двух играх.
Но у Коваржа, как у любого вратаря, случился спад в конце регулярки. В последних пяти матчах он пропустил 17 шайб, больше трех за одну игру. В играх плей-офф чех был тоже не на пике, но сумел подтащить в нужный момент. В третьей игре с «Трактором» именно он стал главным героем «Автомобилиста», отразил 31 бросок и помог своей команде победить в овертайме. Этот матч был определяющим. Но в следующей игре чех пропустил три и смотрелся неважно (88 процентов отраженных бросков).
Несмотря на всю хвальбу вокруг вратаря, каждый год в его карьере наступает момент спада. Он может закончиться быстро (5-6 матчей), а может затянуться надолго. К тому же, у вратаря нет опыта игры в плей-офф, Коварж никогда не играл во втором Раунде Кубка Гагарина. Не стоит удивляться тому, что стабильность чеха может закончиться в серии с «Салаватом». У него тяжелый месяц и мало опыта. Это может стать ключевым фактором. Но на бумаге перед началом серии Коварж выглядит одним из главных козырей «Автомобилиста».
ЛЕГИОНЕРЫ
Найджел Доус, Дэн Секстон и Стефан Да Коста в регулярном чемпионате набрали 170 (75+95) очков, на 43 больше, чем легионеры «Салавата» (127 баллов). У иностранцев «Автомобилиста» солидное преимущество и по заброшенным шайбам (на 31 больше), по сравнению с уфимцами.
В этом году легионеры Екатеринбурга вывели игру в атаке на новый уровень. У «Автомобилиста» лучшее большинство в плей-офф (46.2 процента реализации) и в регулярном чемпионате (28.7). У команды Андрея Мартемьянова убийственная спецбригада большинства, в которой, конечно, ключевую роль играют легионеры. Из 56-ти заброшенных шайб в регулярке, 29 на счету иностранцев и 16 у Доуса.
Если отойти от цифр, то у «Автомобилиста» есть феноменальное звено. И как его закрыть, мало, кто знает. Но «Салават» в первом раунде уже справился с Сергеем Мозякиным и партнерами. На фоне лидеров Екатеринбурга, первый раунд был репетицией того, как надо нейтрализовывать ключевых игроков. У «Автомобилиста» класс первого звена намного выше.
В серии с «Салаватом» может вернуться Франсис Паре. Он пропускал из-за травмы первый раунд плей-офф. Паре – быстрый и техничный нападающих, который в этом сезоне научился играть в обороне. Он не так ярок, как Доус, а Коста и Секстон, но все равно играет большую роль в команде.
СИЛЬНЫЙ ТРЕНЕР
Андрей Мартемьянов – один из самых перспективных российских тренеров. В прошлом году он выстрелил с «Амуром» и вывел команду в плей-офф. Кстати, Мартемьянов – единственный тренер, который обыграл «Ак Барс» в Кубке Гагарина в основное время. 55-летний специалист отлично начал сезон с «Автомобилистом», команда одержала 18 побед подряд. Но главное, ему удалось сделать мощную команду на Востоке и быть одним из претендентов на финал Кубка Гагарина. При этом состав у Мартемьянова не выдающийся. Да, есть сильные легионеры, но кроме Да Косты никто не играл в топ-клубах. Из защитников можно выделить Никиту Трямкина и Ивана Вишневского, хотя на последнем пару лет назад поставили крест в «Салавате».
Мартеьмянову удалось сделать сбалансированную команду, которая умеет забивать и обороняться. В регулярном чемпионате «Автомобилист стал третьим клубом по количеству заброшенных шайб (191), столько же на счету ЦСКА. Команда Мартемьянова также в числе лучших команд в обороне, четвертое место и 125 пропущенных шайб. Нынешние успехи «Автомобилиста» – это большая тренерская работа.
Есть еще один нюанс, который может сказаться в этой серии. Мартемьянов работал с Юхой Метсолой, он знает его слабые стороны. Под его руководство финн сыграл 57 матчей из 61 возможного. Тренер доверял практически все игры Метсоле и видел, как его вратарь действует в той или иной ситуации.
У Мартьемьянова много козырей и лишь один минус. Опыт.
ТЕНЕВЫЕ ГЕРОИ И ЛЮДИ, КОТОРЫМ ЕСТЬ, ЧТО ДОКАЗЫВАТЬ «САЛАВАТУ»
В составе «Автомобилиста» есть 11 человек, которые выступали за «Салават» или были в системе клуба. Всем им есть, что доказывать уфимскому клубу. Шестеро из них сыграли в плей-офф. Иван Вишневский – лучший защитник-бомбардир команды, на его счету две голевые передачи. У всех остальных после первого раунда большие проблемы со статистикой. Артем Гареев, Алексей Василевский, Денис Бодров, Ефим Гуркин и Никита Сетдиков очков не набрали.
Но у «Автомобилиста» неожиданно на первый план вышли теневые герои. Андрей Литовченко в четырех матчах забросил три шайбы и стал главным открытием команды. Интересно, что в регулярном чемпионате на его счету четыре гола за 44 игры. Второй теневой лидер – Андрей Обидин. Первый матч плей-офф он пропускал, но в следующих трех нападающий забросил две шайбы, столько же на его счету в 29-ти играх регулярки.
«Салавату» стоит ждать угрозы не только от первого звена. Любая тройка может угрожать чужим воротам и, как сказал эксперт Игорь Григоренко, у всех есть чутье на гол.
ЧТО МОЖЕТ ПОМЕШАТЬ «АВТОМОБИЛИСТУ»?
«Автомобилист» – настоящая хоккейная машина. Но русской сборки. Смысл выражения в том, что на бумаге команда выглядит отлично, в ней есть все. Регулярный чемпионат пройден отлично, первый раунд плей-офф без поражений, но дальше могут начаться большие проблемы. У команды и у самих игроков нет кубкового опыта. Никто не знает, как вести себя в стрессовых ситуациях, ни руководство, ни игроки, ни тренеры. В Уфе ситуация иная. В составе есть опытные хоккеисты, которые выигрывали Кубок Гагарина или хотя бы доходили до финала конференции. Никто не будет нервничать и дергаться. «Салават» уже показал себя в первом раунде, прошел опытный «Металлург» на классе.
Уровень исполнителей у «Автомобилиста» не лучше и не хуже, чем у Уфы. Клуб из Екатеринбурга должен показать железную выдержку, чтобы пройти «Салават». Если дрогнут лидеры, тренеры или боссы, команду можно смело отправлять в отпуск. Давление на «Автомобилист» уже есть, хоть и не большое. Руководители клуба хотят уже в первом сезоне выйти в финал Кубка Гагарина. И вряд ли простят вылет во втором раунде.
В Уфе к игрокам и к Николаю Цулыгину по ходу плей-офф не притронется никто. У нового руководства пока нет большого авторитета и желания лезть в игру команды.
Называть фаворита в полуфинале конференции неправильно. Произойти может все, что угодно. Но никакого преимущества перед началом этой серии у «Автомобилиста» нет.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook