Общество
Юлия Плеханова, фото: kremlin.ru
Политологи прокомментировали визит Путина в Уфу
Уфу накануне с рабочим визитом посетил глава России Владимир Путин. На территории УМПО он провел совещание по вопросам диверсификации производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса. На совещании было сделано заявление о том, что заказы со стороны Минобороны неизбежно будут сокращаться. В связи с чем заводам, обсуживающим оборонную промышленность, необходимо добиться переориентации на выпуск гражданской продукции. Владимир Путин подчеркнул, что стратегическая задача – повысить к 2025 году долю гражданской продукции до 30% от общего объема продукции ОПК, а к 2030 году – до 50%. Общаясь с рабочими завода, он заявил о необходимости снижать ставку по ипотеке. На встрече с верховным муфтием России Талгатом Таджуддином Путин положительно оценил рост числа мечетей в Башкирии и позитивно отозвался о подготовке специалистов в сфере ислама, которая ведется в республике.
ГорОбзор.ру попросил у политологов дать оценку визита Путина в Уфу.
Владимир Савичев, политолог
- Синхронная программа организована в Казани – посещение авиазаводов и особое внимание общению с представителями духовенства. Безусловно, эти встречи должны рассматриваться в контексте общей политической ситуации в мире. Сейчас одна из ключевых точек выстраивания спокойной ситуации – Сирия, она выступает как своеобразный детонатор разрушения стабильности вообще на евроазиатском континенте. Поэтому нам надо убедить всех наших партнеров в том, что у нас есть достаточное количество возможностей и с точки зрения «мягкой силы», и с точки зрения человеческих возможностей – довести эту ситуацию до того нужного состояния, когда гражданская война закончится и стороны смогут спокойно договорится о том, какое будущее будет у Сирии. Сегодня этот вопрос – ключевой момент для выстраивания новой архитектуры безопасности в мире. Мы показываем, что Россия остается одной из ключевых стран мировой политики и у нее достаточно возможностей и ресурсов для того, чтобы реализовать поставленные задачи в понимании наших национальных интересов, проводить внешнюю политику. Поэтому эти визиты нельзя рассматривать в отрыве от общеполитической ситуации. Еще один момент – упор на реальный сектор экономики. Сегодня очень важно, чтобы наша экономика опиралась на реальный сектор производства. Тот сектор, который работает с новыми технологиями, который конкурентоспособен на мировом уровне, который может выпускать продукцию, может быть, даже уникальную. Не секрет, что УМПО сегодня делает новый двигатель для наших перспективных самолетов. Не секрет, что в той же Казани модернизация ТУ-160 идет в русле тех же критических задач. Этот визит, действительно, рабочий, ориентирован на демонстрацию тех реальных возможностей, которые сегодня Россия получила благодаря стратегии, которой придерживается Владимир Владимирович Путин.
Аббас Галлямов, политолог
- Судя по тому, что Путин позитивно отозвался о работе Хамитова, тот может перевести дух. В последний год его позиции сильно ослабели и в какой-то момент стало казаться, что он не досидит до конца срока. Публичная оценка Президента на какое-то время снимает напряжение по этому вопросу. Хотя, это, конечно, не индульгенция на все времена. Напомню, что уже были прецеденты, когда после общения с Путиным губернаторов не то что в отставку отправляли, но и арестовывали. Хотя если внимательно посмотреть на содержание похвалы, то видно, что она носит несколько неприятный для Хамитова характер. По сути Путин сказал: «Вообще-то глава региона должен был решить эту проблему сам, а не грузить ею главу государства».
Евгений Соболев, политолог
Путин приехал в качестве кандидата в президенты. Мне кажется, он преследовал, прежде всего, эти цели, вел предвыборную агитацию. Диверсификация экономики необходима, но переориентация УМПО на выпуск гражданской продукции – это нереальные прогнозы. Я их оцениваю также как и майские указы: задачи, которые практически не соответствуют потенциалу, который имеется на наших предприятиях, у нашей экономики. Я понимаю, это попытка создания некоторой конкурентной среды, действительно реализации не будет. Насколько мне известно, есть предприятия, которые не успевают даже выполнять оборонные заказы, как они будут производить еще гражданскую продукцию? Если честно, я пока не вижу основания того, чтобы сокращались заказы Минобороны. Это, наверно, предупреждение о том, что скоро бюджетных денег будет недостаточно и призыв быть более конкурентными в такой завуалированной форме. Заказы на перевооружение армии – это постоянный процесс, нельзя армию укомплектовать раз и навсегда. Вооружение, поступающее в армию, устаревает буквально через несколько лет и поэтому его нужно обновлять, чтобы армия находилась в постоянной топовой боевой готовности. Один вероятный момент – переход на контрактную службу, поэтому армия сокращается и будет профессиональной. И там партии вооружения нужны гораздо меньше. Плюс сегодня новые технологии, те же дроны, что позволяет нам сокращать традиционное вооружение. Последние пять лет ведь у нас наращивались расходы на армию и, видимо, это заявление можно трактовать как то, что, скорее всего, расходы на армию приостановятся.
Другое заявление касалось снижения ставок по ипотеке. Для этого необходимо, чтобы у экономики была достаточно прочная база. За счет каких механизмов это будет сделано – не прозвучало. Есть еще одна проблема: если банки будут активно выдавать ипотечные кредиты, которые не будут подкреплены заработком, то раздуется пузырь и это приведет к еще большему кризису.
Владимир Владимирович сделал реверанс в сторону мусульманского духовенства, потому что в последнее время очень много было слов об усилении позиции РПЦ. Поэтому визит и встреча с лидерами Башкортостана и Татарстана – это реверанс в сторону Ислама, это попытка продемонстрировать, что Россия все-таки светское государство и нет более приоритетных позиций РПЦ. Все религии равны между собой и все религии важны, у нас поликонфессиональное государство.
Андрей Лукъянцев, политолог
- Постепенный переход на рельсы выпуска продукции гражданского назначения предприятий ОПК – есть важный шаг обустройства новой социально-экономической реальности. Советский Союз был признанным лидером по производству военной продукции, однако существенно проиграл другим странам гонку в создании гражданской продукции повседневного спроса. Сегодня же Россия не должна становиться заложником подобной ситуации. Важно достаточно скоро и системно проводить работу по разработке и внедрению инновационных технологий.
К сожалению, Россия сегодня находится в рамках четвертого технологического уклада, когда решающими показателями в развитии экономики являются отнюдь не инновации и высокотехнологичные производства, а индустриализм. Еще в 2013 году вице-премьер Дмитрий Рогозин говорил, что Россия «профукала пятый технологический уклад» (микроэлектроника, информатика, биотехнологии, генная инженерия). При этом западные страны уже находятся в стадии перехода к шестому укладу (нанотехнологии, нанохимия, молекулярная и нанофотоника). Задача России сегодня – не упустить шанс зайти в уходящие вагоны пятого технологического уклада, и точно не допустить провала в шестом укладе.
Если российское общество не хочет остаться на обочине мирового технологического и экономического развития, то властным институтам, госкорпорациям, бизнесу необходимо искать новые формы совершения скачка вперед, уже не на одну голову выше, а сразу же на несколько. Иного сценария проведения масштабной модернизации социально-экономической среды у страны нет. Путь сокращения оборонзаказа является решением системного характера, которое жизненно важно для России.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook