Общество
Юлия Плеханова, фото: из открытых источников
Иерей Ярослав Антипин: освященная вода это не то же самое, что вода, заряженная Кашпировским
19 января Православная церковь отмечает один из главных христианских праздников - Крещение Господне. В Крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня во всех православных храмах после Божественной литургии совершается обряд Великого освящения воды. Совершается так называемый Крестный ход для освящения природных водоемов, на которых лед прорезается в форме креста – иордань.
Традиции крещенских купаний восходят к древности. Погружению в воду или обливанию почти у всех народов древности — халдеев, финикиян, египтян, персов, индийцев, отчасти у греков и римлян уделялось особое значение и являлось олицетворением не только физического, но и нравственного очищения. Крещение упоминается также в числе мистерий иудейской секты ессеев, у которых совершалось с особенными тайными церемониями. Крещение совершал в реке Иордан в Вифаваре Иоанн Креститель, проповедуя иудеям грядущего Мессию. Крещение совершалось в знак покаяния крестящегося в своих грехах. Иисус Христос также принял крещение Иоанна, хотя, согласно христианскому учению не имел греха.
Считается, что вся вода в этот день набирает целительную силу. Многие верующие в праздник Крещения Господня отправляются за святой водой в церковь, а некоторые, следуя многовековой традиции, окунаются в прорубь.
Об особенностях традиций православной Руси и о том, почему вода считается святой ГорОбзор.ру поговорил с Иереем Кафедрального собора Рождества Богородицы города Уфы Ярославом Антипиным.
- Отец Ярослав, какие духовные смыслы лежат в основе обрядов освящения воды и крещенских купаний?
- Смысл праздника крещения Господня состоит в том, что Господь в возрасте 30 лет должен был пойти на проповедь. Дело в том, что в иудейском обществе того времени учить мог только мужчина, достигший 30 лет. И если бы было меньше лет Господу, то даже, возможно, не слушали бы. Поэтому он дождался 30-летия и, когда ему исполнилось 30 лет, подал нам пример крещения. Он принял Крещение Иоанново, в момент самого обряда спустился дух святой в виде Голубя. Спустился не сам голубь - вид был голубиный. Господь принял этот обряд крещения, чтобы нам в будущем подать пример, что надо креститься. Господь в строках Евангелие говорит: «Тот, кто не родится от воды и духа, тот не наследует царство небесное». Это тоже говорится об обряде крещения. Хочу пояснить, таинство Крещения и праздник Крещения – это не одно и то же. И купание в проруби – это тоже совсем другая вещь. Именно, вспоминая эти события библейские, мы тоже освящаем воду. Как Бог в виде голубя спустился в момент крещения, также же и освящается и вода, вся вода во Вселенной. Это называется агиасмой. Кропясь этой водой, принимая ее внутрь, омываясь ей, мы как православные христиане надеемся на то, что какие-то грехи могут быть забыты и нам простятся. Бывает такое, что православные христиане ходят на таинство исповеди, исповедуют свои грехи, но некоторые грехи они, например, забыли, не могут их исповедовать. Один Бог безгрешен, все люди грешны. Бывает такое, что мы, между собой общаясь, друг друга обижаем. Зачастую люди этого не замечают. И вот мы надеемся, что принимая святую воду внутрь, омываясь ею, мы тоже освятимся, нам простятся грехи и получим мы исцеление не только тела, но и души. И в этом, в принципе, смысл праздника Крещения Господня: обновление воды и посредством освященной воды исцеление людей православных.
- Обряды освящения воды очень древние и практиковались у древних халдеев, греков и римлян. В чем отличие от православных традиций?
- Естественно, какие-то обряды языческие и производились над водой и в древнем Риме, но мы освящаем воду посредством креста господня. Молитвы непосредственно к Господу Иисусу Христу, Святой Троице. Потому что есть разница, кому мы молимся. Освященная вода - это не то же самое, что вода, заряженная Кашпировским или древнеримским жрецом – это разные вещи. Мы обращаемся к совершенно другому Богу, и мы считаем, что к Богу истинному, Богу живому. Язычество с точки зрения христианства – это обращение к совершенно другим сущностям.
- У католиков таких обрядов нет?
- Естественно, купания в проруби у них нет, но освящение воды у них тоже присутствует. У них даже в костелах при входе есть что-то вроде раковины, в которую налита святая водичка. И католики опускают руку туда, чтобы освятить свою руку перед тем, как ей перекреститься. У нас более широкое применение этой святой воды – не только кропиться или омывать что-то, но и принимать внутрь, кропить жилище и полностью погружаться в святую воду. Это идет с первых веков Христианства.
- На какой территории были распространены обряды купания?
- Естественно, в Византийской империи такой практики не было. В Византии на этот праздник освящали воду, возможно, какие-то бассейны, водоемы, и просто кропили святой водой всех присутствующих. На праздник Крещения в других странах православных, например, в Сербии, есть обычай заплыва. Архиерей, владыка с моста кидает крест деревянный. И вот жители какого-то населенного пункта мужского пола должны первыми доплыть до этого креста и взять его. Кто до него доплывет первым, вытащит его на сушу - победитель и тому какие-то призы от Архиерея и от людей достаются. Такой веселый обычай в Сербии есть. Климат чуть-чуть мягче, но тоже холодный. Сербия – это Балканы, чуть-чуть южнее Болгарии, зимой у них прохладно, как у нас поздней осенью.
- Понятно, что среди верующих не всем по состоянию здоровья безопасно окунаться. Кому можно это делать? Какую позицию по этому вопросу занимает церковь? Носит ли она рекомендательный или иной характер?
- В холодную воду церковь никому не рекомендует окунаться. Окунаться в холодную воду – это больше народная традиция, нежели церковная, а церковь просто освящает воду. Как ей пользоваться в благочестивых целях – это уже дело народа: омываться ей, окропить жилище ли или кропить еду… Естественно, с сердечно-сосудистыми заболеваниями и другими окунаться в прорубь не стоит. Не надо искушать Господа. Достаточно просто попить воды внутрь, окропить жилище. Но купели в городе Уфе в частности будут.
- Это, наверно, очень грубое обывательское трактование, но считается, что если искупаться, то грехи тебе простятся…
- Нет-нет. Естественно, надо ходить на таинство исповеди. Когда Господь своим ученикам, апостолам дал силу – благодать святого духа, он сказал «Кому отпустите, тому опустится», на ком удержите – на том удержится». В строках Евангелие уже описывается таинство и таинство Крещения. Сам Христос говорит о таинстве исповеди, он поручает своим ученикам апостолам, а потом уже апостолы поручают своим ученикам, которые сейчас являются Епископами и после епископов становятся священниками. Мы - последователи апостолов, ученики Иисуса Христа и Господь нам даровал силу отпускать грехи, после покаяния, после исповеди. Когда человек приходит, смотрит на иконочку и говорит: «Господи, я каюсь». И перечисляет свои грехи. Согрешил тем-то, тем-то, тем-то, прости меня Господи! И после этого, если священник видит истинное покаяние, он укрывает епитрахилью голову этого человека и читает над этим человеком молитву, отпуская грехи и считается, что человек прощен. Именно в окунании в святую воду люди могут только надеяться и молиться, чтобы им простились какие-то забытые грехи, может быть те грехи, о которых человек не догадывается. Молиться о прощении грехов он может, но это ему не гарантирует, что Господь его простит. Но, конечно, надо молиться и каяться.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook