Общество
Лида Богатырева, фото: Сергей Словоохотов/ГорОбзор.ру
Тайны башкирских шиханов: интервью с геологом геопарка Торатау
Глава Башкирии Радий Хабиров подписал указ о создании охранных зон памятников природы республиканского значения, куда в частности войдут шиханы Куштау, Торатау и Юрактау. Прославленные башкирские шиханы когда-то были рифами, погруженными в Пермское море. Уникальный культурно-природный код, который хранят в себе эти возвышенности, восхищает ученых, а полная история шиханов точно впечатлит любого. Подробнее о прошлом и будущем природных объектов – в материале из цикла, созданного ГорОбзор.ру совместно с геологом геопарка «Торатау» Фанизом Ардисламовым.
– Когда и как возникли шиханы?
– Все шиханы образовались на промежутке около 285-299 млн лет назад. Если более детально раскрыть этот вопрос, то Торатау – самый взрослый, Юрактау – самый молодой. Помимо известных четырех шиханов есть также гряда, которая у научного сообщества геологов называется «новые шиханы» или «малые шиханы». Этим шиханам столько же лет, как и остальным – у них у всех время формирования примерно 14 млн лет.
Своеобразность структуры шиханов – то, что они все конусообразные, связана с геологией: тогда столкнулись две литосферные плиты, происходило погружение (в существующее в то время Пермское море, – прим. «ГорОбзор.ру»). Далее уже работали рифостроители, которым для существования была нужна определенная температура и солнечный свет, так как их пища могла находиться только в конкретном промежутке водной толщи. Чтобы промежуток этой водной толщи не терять – они постоянно настраивали свой дом. В какой-то момент скорость погружения литосферных плит выросла, и рифостроители перестали за ней успевать. Примерно около 5 млн лет тому назад, территория (риф, – прим. «ГорОбзор.ру») была поднята на поверхность.
– Когда их впервые начали изучать?
– До 1934 года даже не задумывались, что шиханы являются рифовыми постройками. Более детально начали изучать их начали геологи Георгий Вахрушев и Дмитрий Наливкин, которые и предположили рифовое происхождение.
Уже потом, в послевоенное время, когда стране нужна была нефть, поняли, что это органогенные постройки (горные породы, образованные в результате жизнедеятельности животных и растительных организмов, – прим. «ГорОбзор.ру»), и что можно из таких пород добывать нефть. Первая нефть в Башкирии – ишимбайская, как раз связана с такими же рифовыми постройками, только они находятся на глубине 300-500 метров. Такие постройки на самом деле протягиваются под землей вдоль всего Урала.
Отмечу также, что пермские рифы (пермского периода, – прим. «ГорОбзор.ру») есть во всем мире, но они также находятся под землей. Наши шиханы являются частью рифовой структуры, протягивающейся от современного Каспийского моря и до Северного ледовитого океана.
– Какой объект в геопарке интересен больше всего для вас лично и почему?
– Мой любимый объект – это шихан Юрактау. У туристов он не так популярен, как Торатау. Но там интересная геология, палеонтология. Гораздо проще увидеть и показать окаменелости, потому что там скальной части больше, чем на Торатау. И плюс у Юрактау есть небольшое озерцо, где несколько лет подряд я показывал детям (в рамках проекта «Выходные с геологом», – прим. «ГорОбзор.ру»), как живут бобры. Не знаю, есть ли они там сейчас, но прошлой осенью их жизнедеятельность была видна. Они там ходили, грызли – были видны свежие спилы. Плюс, Юрактау хорош для спортивной активности – для скалолазания, спелеологии. Там часто проходят тренировки и соревнования по скальной дисциплине.
На вершине Юрактау, кроме того, есть так называемая коралловая тропа – от малой точки вершины до самой высокой. Когда по ней идешь, под ногами можно увидеть колониальные кораллы, с детьми спокойно можно присесть, посмотреть. Там палеонтология прямо под ногами, и более расширено представлена, чем на других шиханах, так как Куштау более лесистый, зеленый, а под ногами на Торатау «сыпуха» (скопление обломков горных пород, – прим. «ГорОбзор.ру»).
– Можно ли найти следы от ракушек на Торатау?
– Да, можно, я знаю несколько точек. Но не на той туристической всем известной тропе – там нужно в сторонку уходить
– Расскажите, пожалуйста, представлял ли какую-то ценность срытый шихан Шахтау?
– На Шахтау где-то с десяток уникальных палеонтологических образцов, которых нет больше нигде в мире. Из последних – в 2004-2005 году нашли крупный аммонит (подкласс головоногих моллюсков, – прим. «ГорОбзор.ру»). Долгое время считалось, что ареал обитания головоногого моллюска был на территории современного Китая, находка доказала, что еще и в Башкирии. Есть еще одна уникальная находка – зубная спираль акулы геликоприона (вымерший род хрящевых рыб каменноугольного и пермского периода, – прим. ред.). Понятно, что это не ее место обитания, а тело скорее прибило к рифу, но все равно это интересно.
– Что еще интересного находили геологи на шиханах?
– С точки зрения палеонтологии у нас можно найти морские окаменелости. Крупных животных нет. В основном, это головоногие моллюски – аммониты, брахиоподы – плеченогие морские беспозвоночные животные, окаменелости морских лилий и более микроскопические – фораминиферы (раковинные одноклеточные животные, – прим. «ГорОбзор.ру»), конодонты (вымершие животные из типа хордовых, внешним обликом были похожи на современных угрей, – прим. «ГорОбзор.ру»).
Из самых крупных, из самых интересных находок – это в основном аммониты. Самого крупного брахиопода я находил размером с кулак. Можно также найти в геопарке окаменелые кости мамонта и мамонта, а также кости носорогов.
– Где можно посмотреть находки с шиханов?
– Музейная часть пока что находится в визит-центре, некоторые находки хранятся в музее археологии и этнографии на улице Мустая Карима в Уфе. Геологию можно посмотреть в музее полезных ископаемых Республики Башкортостан на улице Ленина, в Национальном музее. Есть музей в Урман-Бишкадаке, в школе, там хранятся также кости мамонта, бизона и носорога.
– Расскажите, пожалуйста, планируется ли благоустройство шиханов?
– Работы по благоустройству идут и продолжаются до сих пор. Сейчас уже есть визит-центр, цивилизованный туалет, урны, планируется эко-тропа – она будет кольцевой и упрется в лестницу. На Торатау крутой подъем, и не все с ним справляются. Лестницу планируется построить с восточной стороны, по пологой части, она будет спускаться прямиком в северо-западную часть, в лес.
Сейчас у нас большинство туристов, наверное, 90 процентов, идут по центральной асфальтовой площадке, а потом прямиком вверх. Хотя там крутой, скользкий, не всегда безопасный подъем, тем более, для детей и пожилых людей.
Лестница убережет сам шихан от антропогенной нагрузки (степень человеческого воздействия на природные комплексы, – прим. «ГорОбзор.ру») и позволит людям более спокойно подниматься. На ней будут предусмотрены зоны для отдыха, оборудованы смотровые площадки. Пока что это все в стадии проектирования.
Справка:
Указ о создании геопарка «Торатау» был подписан в 2018 году. На сегодняшний день он занимает более четырех тысяч квадратных километров, расположившись на территории четырех муниципальных районов – Ишимбайский, Стерлитамакский, Гафурийский и Мелеузовский. На территории геопарка расположено более 100 природных и 156 историко-культурных, археологических объектов, представляющих научный интерес.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook