Общество
Ализа Шарипова, фото: FB / Рина Гринберг
Интервью с Риной Гринберг о книжном бизнесе в Уфе, пандемии и любви к своей работе
Книжный магазин «А-книга» более 20 лет помогал читающим уфимцам. Здесь, на полках, они находили любимые издания, покупали редкие книги известных авторов и знакомились со совершенно новыми, про которых мало кто слышал. За несколько десятилетий небольшое здание на улице Гоголя со скромной вывеской стало обязательной точкой на карте каждого книголюба Уфы. Пост в социальных сетях владелицы «А-книги» Рины Гринберг о закрытии магазина собрал десятки грустных комментариев. Это и неудивительно — становится не по душе, когда привычное и любимое перестает существовать.
Редакция ГорОбзор.ру поговорила с Риной Гринберг о причинах закрытия, об окончании эпохи «А-книги», влиянии пандемии и о любви к своей работе.
— «А-книга» отличается от других книжных магазинов в Уфе. Во-первых, он частный, а не сетевой. Во-вторых, пережил много непростых в плане экономики этапов. Расскажите, пожалуйста, как создавался ваш бизнес?
— Бизнес, который находится в какой-либо нише, но отличается от соседей и отстраивается от них, может появиться, если человек действительно горит, его интересует эта тема и он вкладывает себя. Когда он вкладывает себя, у него получается личная история. Книжный магазин, в общем-то, история не бизнеса, это история семейного увлечения. Магазин создавал мой папа, в нем работала моя мама, еще в те времена, когда я ходила в школу. Как-то постепенно я втянулась. Еще учась в школе, начинала принимать участие, с каждым годом все больше и больше. У папы этот бизнес возник из-за его страсти к книгам. Всю жизнь жили среди книг, у нас не было свободных стен в доме. Все стены были заставлены книжными полками. И бизнес, рождающийся из страсти, полон жизни, но никакая система не бывает статичной. Либо она развивается, либо стагнирует. Но на это может влиять не только твое личное желание и мотивация, но и объективные факторы, к сожалению. Я помню все, что происходило в книжном бизнесе за последние 20 лет точно — все взлеты и падения. Действительно, книжный бизнес когда-то был бизнесом, на котором можно зарабатывать, в конце нулевых. Мир меняется, и бизнес, имею в виду книжный сегмент, меняется вслед за временем.
— Вас знают как пропагандиста туризма в Башкирии, организатора фестиваля ловли раков, создателя детского центра «Растем вместе» и владелицу книжного магазина. Как вам удается совмещать сразу несколько крупных проектов?
— Невозможно одинаково сильно вкладываться во все истории единовременно. Впрягаюсь в какую-то одну историю, в это время будут проседать другие. Потом нужно наверстывать то, что ты упустил. В общем, ты находишься в состоянии постоянных дедлайнов, постоянно не успевая что-то сделать. Я не жалуюсь, потому что это мой выбор. Я думаю, что жизнь такая, постоянно в движении. Думается, что это ритм, который для меня как раз оптимальный.
— Что именно в книжном магазине больше всего вам нравилось и приносило радость?
— Больше всего я любила продавать книги. Это для меня абсолютный кайф. Разговаривать с человеком, особенно, если чувствуешь, что сможешь найти ту книгу, которая ему интересна или которую он искал. Рассказывать про книги, рассказывать про любимые книги, убеждать купить то, что классно. Вот это все абсолютное чистое счастье. Это в первую очередь. Дальше - открывать новые истории. То есть какие-то издательства, авторов, серии, смотреть, читать, листать. Книжный бизнес очень эмоциональный и тактильный, потому что новые бумажные книги только что из типографии имеют запах, у них тяжесть приятная в руках. Это история любви.
— Как повлияла на книжный магазин пандемия коронавируса?
— Если мы говорим о том, как повлияла на наш магазин, о нашей истории с пандемией, то, как видим, магазин закрывается. Но на самом деле в апреле были очень крутые моменты, когда в магазин заходили случайные покупатели. Люди, соскучившиеся по общению и покупкам, покупали книгу, не потому что она нужна, а потому что это часть жизни, которую забрала пандемия — ходить вдоль полок, выбирать, брать на руки. Была эмоциональная история.
— Читающих уфимцев взбудоражил ваш пост в социальных сетях о закрытии магазина. Что послужило причиной для такого решения?
— Честно скажу, я не ожидала такого отклика в социальных сетях. Я на него и не рассчитывала. Пост я написала на эмоциях, как и остальные записи. Столько людей пришло и на распродажу, и выкладывали фотографии. Сказать, что я тронута — это ничего не сказать. Это было неожиданно и очень круто. Про закрытие магазина… Плохие решения тоже нужно принимать. Жизнь меняется, и у магазина было бы будущее, если вкладываться в него всем временем, душой и сердцем. Но невозможно разрываться. К огромному сожалению, пришлось принять такое решение. На самом деле, давно все к этому шло. Понимали не первый год, что это вопрос времени. Вопрос был лишь в одном — когда это сделать.
— Как вы считаете, в Уфе осталась ниша для частных книжных магазинов, помимо сетевых?
— Однозначно ниша для частных книжных магазинов есть, была и всегда будет. Потому что, всегда говорю об этом, конкуренции как таковой не существует, если ты горишь и у тебя есть компетенция этим вопросом заниматься. Но нужно понимать, что это магазин не чисто книжной продукции. Это должна быть канцелярия, сувенирка, может быть, с какими-то лаунж-зонами, где человек может сесть в кресло и полистать книгу. Может быть, продажа кофе и снэков. Книга как таковая давным-давно вышла за рамки продажи товара. И будущее есть только у того магазина, который будет продавать услугу покупки книги. Потому что это целая эмоция, история, ритуал. Это не про то, что купить вилку или хлеб. Это дивная история.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook