Общество
Гульназ Хайри, фото ГорОбзор.ру
«Играют на чувстве страха»: жителям Башкирии рассказали, как защититься от мошенников
Почти каждый житель Башкирии сталкивался со звонками с незнакомых номеров – собеседник представлялся сотрудником банка и пытался похитить деньги. Эту проблему обсудили на совместной пресс-конференции Национального банка и МВД «Профилактика мошенничества с банковскими картами и счетами».
Так, за первое полугодие 2020 года было совершено 1300 мошеннических операций, всего злоумышленники похитили 7 млн рублей. А в 2019 году в республике за весь год было выявлено 3097 несанкционированных операций на сумму более 8,3 млн рублей.
Отмечается, что 87 процентов атак произошло через мобильные телефоны. При этом 77 процентов мошенников называли себя якобы представителями финансовых организаций. Почти половина, 40 процентов, средств похищаются, потому что клиент сам диктует код из СМС. В 9 из 10 таких звонков мошенники сообщали людям, что есть угроза их накоплениям, либо какая-то операция была совершена без согласия клиента.
Таким образом мошенники оказывали психологическое давление на людей: пугали их тем, что кто-то может похитить их средства, и предлагали перевести деньги на некий депозитный счет, чтобы защитить их от преступников. В Банке России борются с подобными мошенничествами: за первое полугодие 2020 года по инициативе Центробанка было заблокировано почти 10 тысяч мошеннических телефонов.
«Этот вопрос – один из приоритетов банка России, потому что многие из финансовых услуг реализуются через интернет, мобильную связь. Особенно это происходит в условиях пандемии. С одной стороны, это благо – людям не нужно куда-то ходить, большинство операций можно совершить удаленно. Однако неграмотное использование технических средств может быть риском, также опасность представляет психологическая подверженность людей социальной инженерии», – рассказывает управляющий Отделением-Национальным банком по РБ Банка России Марат Данилович Кашапов.
В интернете распространены мошенничества с использованием фишинговых сайтов – в них используют информацию, которая вызывает особый интерес у людей и заставляет их перейти по ссылке. Такие ресурсы делятся на несколько категорий:
- сайты поддельных интернет-магазинов, на которые приходится три четверти ущерба в результате атак по данному каналу,
- сайты, маскирующиеся под налоговые органы (9,6% ущерба),
- сайты лжебанков (7,2% ущерба).
В Нацбанке отметили, что люди теряют деньги не из-за технических новинок или реальных кибератак – в основном хищения происходят из-за собственной доверчивости, невнимательности.
Основное правило безопасности – никому не сообщать персональную информацию: номер карты, имя владельца, срок действия, код проверки подлинности карты (три цифры на обратной стороне, например, CVV или CVC), ПИН-код. Когда владельцы сами сообщают данные карт мошенникам, то в банке не смогут вернуть потери. Также если звонок вызывает у вас сомнение, уточните ФИО и должность звонящего, скажите, что перезвоните сами. Затем следует зайти на сайт, позвонить по номеру и узнать, есть ли такой вопрос от сотрудника. Не нужно делать обратный звонок по номеру, с которого звонили, даже если он совпадает с номером банка – мошенники могут сделать подмену номеров.
Кроме того, эксперты советуют для покупок в интернете завести отдельную карту, лучше виртуальную, или использовать электронный кошелек. Туда можно вносить только ту сумму, которую вы хотите потратить, или установить лимиты – тогда мошенники не смогут похитить большое количество денег. На телефоны можно установить антивирусы.
«Злоумышленники играют на чувстве страха, опасении что-то потерять. Если кто-то пугает и торопит – это верный признак, что это мошенники», – добавил Марат Кашапов.
Также не стоит переходить по ссылкам из подозрительных сообщений. В интернете можно отгородить себя от мошенников, проверив безопасность ресурса: она подтверждается сертификатом – это значок замка возле адреса сайта. Нажав на него, можно увидеть сертификат. Также некоторые сайты используют 3D –безопасность – когда при оплате вы перенаправляетесь на всплывающее окно с сайта банка, где нужно ввести временный код из СМС.
Замначальника уголовного розыска МВД по РБ Алексей Солодянкин отметил, что в текущем году отмечается рост кражи с банковских карт более чем в два раза. Наиболее распространенный вид преступлений – звонки от имени служб безопасности банков под предлогом, что кто-то совершил незаконную операцию с вашего счета. Второй по распространенности способ – покупка или продажа вещей через интернет-площадки объявлений. Злоумышленники отправляют ссылки интернет-клона, при переходе на которые происходит списание средства.
Номера мошенников можно передать на сайте Банка России в приемную. Также можно позвонить по номеру 8-800-300-3000 или 300 с мобильного телефона на горячую линию Центробанка. По линии МВД вы можете сообщить информацию в ближайший отдел полиции, или опубликовать на сайте МВД обращение со всеми подробностями.
В полиции отметили, что основная часть преступлений совершается дистанционно, обвиняемый находится в различных регионах РФ, что затрудняет поиск преступника. Сотрудники МВД устанавливают счета, на которые переводились деньги, отрабатывают совпадения номеров совместно с коллегами из других регионов.
Также Алексей Солодянкин отметил, что в период самоизоляции возросло количество мошенничеств через интернет, но после снятия ограничений ситуация вошла в свое русло. В основном новых видов мошенничеств не появилось – использовались все способы, которые были до пандемии. Представители отделения Национального банка по РБ добавили, что изменения произошли в части социнженирии – мошенники использовали тему ковида, упоминали меры поддержки от государства. Также людей побуждали получить кредит – многие испытывали трудности и с радостью воспринимали информацию о том, что им одобрен финансовый заем.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook