Общество
Дарья Касьянова, фото из открытых источников
Учителя из Башкирии рассказали о том, как прошла первая неделя онлайн-обучения
С 6 апреля все школы Башкирии перешли на дистанционный режим работы в связи с всеобщей самоизоляцией из-за коронавируса. Корреспондент ГорОбзор.ру пообщался с учителями республики и узнал, как прошла первая неделя обучения по Сети, с какими трудностями им пришлось столкнуться, и есть ли будущее у «виртуальных классов».
«Работа робота»
Гульшат Ядкаровна Ахметова преподает башкирский язык и литературу в лицее-интернате Давлекановского района. Одной из главных проблем онлайн-образования в их школе оказалось отсутствие связи со многими учениками – они живут в деревнях. Конечно, детям доставляют бумажные кейсы с заданиями, но без непосредственного общения учить трудно.
«Иногда бывает, что мы неделями не можем связаться – это самый большой минус. Есть дети, у которых элементарно нет телефонов».
У учителя, привыкшего к работе в классе, практически не было времени на перестройку. Проведение уроков и проверка заданий всю прошлую неделю отнимала больше внимания, чем обычно.
«Первую неделю я вообще не вставала – как зомби ходила. И работы очень много, и родители многие звонили, потому что не могли зарегистрироваться на нужной платформе – с такими проблемами мы сталкивались. Также была большая нагрузка Сети – когда начинали zoom-конференцию, голоса терялись. С понедельника вроде бы тишина и покой, и дети как положено заходят на урок, им нравится. На платформе «Google Класс» я составляю план урока, дети его видят, туда же я скачиваю разные материалы, фото. Отдельная графа «задание» – они их скачивают, делают на бумаге и присылают мне по этой же платформе, все эти работы скапливаются в одном месте – мне это очень удобно».
Несмотря на плюсы технического прогресса, Гульшат Ядкаровна считает, что Интернет никогда не вытеснит привычную форму обучения. Она отметила, что активные на уроках дети проявляют себя и онлайн, а с теми, кому необходим индивидуальный подход, намного проще работать в классе.
«Ничего не заменит живую речь учителя. Моя коллега говорит: когда не вижу глаза детей, не могу вести урок. И мне так же тяжело, когда не вижу их. А дети ведь закрывают экраны, стесняются. Все-таки урок есть урок: ты приходишь и разговариваешь по душам. А так это работа робота, наверное. Здесь отдачи не так много».
При этом Гульшат Ядкаровна подчеркнула, что на собственных детях наглядно видит, как воспринимается онлайн-режим учениками.
«По своим детям могу сказать, что учителя ну очень много задают! По одному предмету задают и презентацию, и еще что-то. Я вижу у своих детей столько заданий, и стараюсь классу снизить нагрузку, потому что так нельзя».
«Существенная разница»
Учитель башкирского языка и литературы гимназии №2 села Бураево Ляйсан Ришатовна Муллагалиева, подводя итоги первой недели, отмечает, что пока заниматься онлайн труднее. Она солидарна с первой нашей собеседницей – не хватает отдачи учеников.
«Человек ко всему привыкает, и к этому можно привыкнуть, но дети в разной степени усваивают материал. Здесь легко детям, которые быстро схватывают, а тем, кто труднее – они все-таки по большей части остаются «за кадром», времени мало, 30 минут. И система тоже не всегда работает исправно – пока они все заходят, пока выходят – и эти 30 минут еще сокращаются. Вместо 45 минут – существенная разница».
Наверстывать упущенное время призваны электронные кейсы, но детям сложно заниматься самообучением без объяснений учителя. При этом в гимназии почти все дети оснащены необходимой техникой, но у троих из 594 учеников нет возможности присутствовать в виртуальном классе, и они получают кейсы в бумажном виде.
«Родители реагируют по-разному, как и всегда. Но в общем ситуацию понимают и родители, и дети, и учителя. Стараемся по максимуму сделать то, что можем. Но мне бы не хотелось, чтобы в последующем вся образовательная система перешла на дистанционный режим – это скажется на качестве. Или же для этого нужно будет оснастить всю страну высокоскоростным интернетом, всю территорию России. Пока этого не хватает. Вот сейчас я только собрала всех детей на онлайн-конференцию, а сама вылетела. Хорошо, что быстро обратно захожу», - резюмирует педагог.
«Мы должны принять это философски»
Учитель русского языка и литературы уфимской школы №127 Екатерина Игоревна Селюкова относится к происходящему с любопытством. Она признает – нагрузки стало больше, однако процесс обучения в новом формате оказался интересным.
«Все это очень интересно, чувствуешь себя какой-то многорукой. Какие-то границы нарушены и чувствуется рост – я оказываюсь не только в роли учителя, но и в роли ученика, потому что во многом и ребята помогают освоить этот пласт».
В том числе, говорит Екатерина Игоревна, на онлайн-уроках приходится по-новому корректировать поведение детей, ведь каждый находится в обособленном пространстве. Здесь зачастую принимают участие и родители учащихся.
«Мне, конечно, нравится многое, единственное – у меня еще и дети тоже учатся, и мы в одном помещении – для таких мероприятий хотелось бы площадь побольше. А вообще я позитивно на все это смотрю, и раз уж так получилось, значит, мы должны принять это философски и осваивать».
Принимать приходится и тот факт, что работа строится на доверии – на классическом уроке отметки выставляются объективно, по Сети же проконтролировать ребенка полностью нереально. Остается только поддерживать учащихся, ведь в сложившейся ситуации нет виноватых, считает педагог.
«Ребята заинтересованы, у меня все хорошо и с дисциплиной в том числе. Мы даже физкультминутки умудряемся проводить. Они умеют в программе «Zoom» поднимать руку, регулировать громкость, показывать реакции. Есть знак «злость», есть с пальчиком наверх, а в конце урока, когда рефлексия проходит, приятно видеть реакцию «аплодисменты». Я с вдохновением на все это смотрю. Понятно, что это не закончится даже на этой неделе, поэтому нужно смотреть вперед».
Екатерина Игоревна также подтвердила, что не обходится без технических заминок, и тут опять же ничего не зависит от учителя и учащихся.
«Бывает потеря сигнала. Даже сегодня мы с седьмым классом вылетели из программы, но они молодцы, дождались, пока у меня прокрутилось колесо загрузки и я вернулась в конференцию. Они дождались, и поставили «аплодисменты» – учитель с ними».
Напомним, ранее глава Башкирии Радий Хабиров раскритиковал первую неделю дистанционного обучения.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook