Общество
Дарья Касьянова, фото: Сергей Словохотов
«Эпоха перемен»: молодые уфимские педагоги о системе образования
Известно, что любой кризис всегда дает начало чему-то новому. Если внимательнее посмотреть на систему образования, можно убедиться, что с ней прямо сейчас происходит подобная трансформация. Это своей работой доказывают герои материала ГорОбзор.ру – три молодых уфимских учителя, меняющих представление о профессии педагога. Мы задали им важные вопросы и приводим их ответы, а перед этим – знакомим вас с нашими собеседниками.
Каримова Мария Ахатовна - учитель английского языка, в системе образования 6 лет.
«Думаю, выбор профессии я сделала еще классе в восьмом. Я тогда часто оставалась после уроков, чтобы помочь одноклассникам с английским языком. Поняла, что мне очень интересно объяснять, рассказывать, преподносить информацию необычно. В процессе подготовки к уроку ты сам развиваешься невероятно! И жизнь настолько разнообразна, ты узнаешь что-то новое постоянно, каждый урок - яркое событие <…> Педагог должен быть абсолютно на волне. Не быть на уровне подростка, но быть «в теме», знать, что они смотрят и читают. И при этом делать это не искусственно. Наверное, мне здесь повезло - я сама этим интересуюсь, и ничего делать специально не приходится».
Сергей Сергеевич Переверзев - учитель истории и обществознания, стаж 9 лет.
«На вопрос о том, как пришел в профессию, всегда отвечаю, что я - продукт ранней профориентации. Учился в школе, проявлял лидерские качества, учителя часто мне делегировали свои обязанности. В 9 классе меня пригласили поработать в лагере… дворником. Я согласился, но обязанностей у дворника было мало, и я брал на себя функции вожатого. Меня, шалопая-девятиклассника, другие дети называли Сергеем Сергеевичем. И в семье меня так с детства в шутку называли, чтобы не путать с папой. Получилось, что я к этому привык. В лагере я понял, что мне нравится взаимодействовать с детьми. Педагогика - это и журналистика, и актерское мастерство, и проявление ораторских способностей, и много всего сразу».
Майя Александровна Какайкина - преподает русский и литературу в школе в течение 1 года.
«В педагогический пошла осознанно. Решила, что работать с людьми мне легче. О своем выборе совершенно не жалею. На данный момент мне все нравится, это то, чем мне хочется заниматься. Пока что я только осваиваюсь в профессии, но могу сказать, что здесь надо изначально обладать определенными характером и складом ума. И нельзя идти в школу, если ты не готов отдаваться профессии. Важно научиться говорить чему-то «нет».
О личном пространстве педагога
Мария Каримова: «Когда его нарушают, это очень обидно, потому что мы тоже люди. Иногда такое чувство складывается, что общество только и ждет момента, чтобы напасть на учителя, покритиковать систему, сказать, что все плохо. Например, татуировка у педагога - почему нет? Но, конечно, все должно быть в меру. Педагог должен быть яркой и интересной личностью. Не делать что-то специально, дабы привлечь внимание, но быть собой нужно. Педагог должен мотивировать. А если говорить о чем-то неподобающем, то это уже просто вопросы человеческой морали».
Сергей Переверзев: «Нужно понимать, что у педагога должно быть личное пространство, и ругать его за то, что он занимается своим хобби, нельзя. Просто сегодня общество так агрессивно настроено к системе образования, и образ учителя рисуется негативный. Это отношение должно меняться. Педагог - такой же человек, и в законе нет пункта о том, что ему запрещено, например, фото публиковать».
Майя Какайкина: «Оно постоянно нарушается. Взять хотя бы диалоги в соцсетях: отдельно с родителями, отдельно с детьми, а еще с учителями. Туда в любое время могут отправить сообщение, и ты должен отреагировать. И вообще профессия накладывает отпечаток на жизнь. В любом месте в городе ты можешь встретить своего ученика, и он видит тебя в определенном амплуа. Но я даже не знаю, что такого должен сделать педагог, чтобы смутить общественность. Фотографии, развлечения - часть нашей жизни. Мы же люди. Но если честно, насчет фотографий - у меня есть фото в шортах, и я напрягалась, долго думала об этой публикации: нормально это или нет? Потом уже решила, что ничего в этом такого нет. Вообще я лишний раз не хочу заморачиваться по этому поводу, и если меня что-то смущает, лучше выкладывать не буду. Мне и так есть куда тратить энергию».
О нехватке кадров и зарплате
Отметим, что по данным мэрии Уфы, в столице Башкирии по состоянию на начало текущего учебного года не хватало 128 человек на должность школьного учителя. Герои материала считают, что дело не только в деньгах.
Мария Каримова: «Эта профессия достаточно своеобразная, она не для всех. К ней не все готовы с точки зрения психологического состояния, распределения своего времени. Здесь огромное количество критериев, по которым люди могут отказываться от этой деятельности, начиная от бытового, финансового вопроса, заканчивая эмоциональными переживаниями. Если говорить о государственных школах, то вопрос стоит в финансировании - это не секрет. На зарплаты учителей порой сложно просто выживать. Опять же, многие учителя стараются брать дополнительную нагрузку, больше работать, вести курсы. Конечно, миллионов здесь не заработаешь, это не бизнес, но возможность у хорошего педагога есть».
Сергей Переверзев: «Система образования сегодня живет в непростом времени, которое называется «Эпоха перемен». Это бесконечные реформы, к которым педагог должен очень быстро адаптироваться. Постоянное пребывание в системе многозадачности выматывает, но, с другой стороны, делает тебя гибким, учит расставлять приоритеты. Нехватка учителей есть. Что с этим делать? Если педагог желает развиваться, то можно и в системе образования жить в достатке. Многие учителя сегодня уходят в Инстаграм, создают свой имидж и в последующем это коммерционизируют. Опять-таки, можно повысить нагрузку или развиться в среде олимпиад, конкурсов, грантов - это если учитель одностаночник и привык работать только в классе. Сегодня есть стимулирующий фонд».
Майя Какайкина: «Не так давно в беседе с коллегами я спросила у одной преподавательницы: «Поступили в педагогический университет 60 человек, из них закончили вуз 20, а в школу работать пошли 5. Что с этим делать?». Это ввело учителя в ступор, она, конечно, что-то ответила, но по существу - ничего. Думаю, менять мнение людей о профессии нужно. В рамках преподавательской деятельности можно зарабатывать нормальные деньги, но нужно искать что-то еще, репетиторство, например. Хотя сама я пока не беру дополнительных занятий, я здесь только год, мне еще тяжело».
Что делать, чтобы стало лучше?
Мария Каримова: «Школа - очень интересное место, просто нужно любить свое дело и получать от этого удовольствие. На конкурсе «Учитель года» я поняла, что у нас в Уфе очень сильное сообщество учителей. Осознать это было гордо. Они прекрасные люди, их надо поддерживать со всех сторон - и на уровне власти, и просто по-человечески. Статус педагога нужно менять. Сейчас даже из семьи идет отношение к учителю как к обслуге, если что вдруг - виноват он. Это, конечно, не ко всем, но очень часто я такое встречаю».
Сергей Переверзев: «Нужно повышать престиж профессии, показывать студентам вузов, что учительская работа - не только монотонный труд, но еще и возможность собственного развития. Доказывать, что зарабатывать здесь можно, нужно только найти пути. Основной минус в том, что большинство наших проблем носит популистский характер. Важно, чтобы слова не расходились с действиями и поставленные цели были реализованы. Тогда в принципе все будет хорошо <…> Также каждый руководитель должен найти, чем отличается его учебное заведение и идти в этом направлении. Отличительные черты должны создаваться из профилизации, построения воспитательной работы, традиций, проектов. Здесь стоит отметить, что проблема образования состоит еще и в том, что не все педагоги у нас информационно-коммуникационно грамотны. Мы только привыкаем к ведению электронных журналов и дневников».
Майя Какайкина: «Мне кажется, нужно привлекать больше молодых учителей в школы. Также делать сферу образования популярной, показывать, что это не закрытая какая-то организация, к которой не подступишься. А еще хочется, чтобы люди шли именно в госшколы - отсюда и ситуация начнет меняться».
«Костюм учителя»
Мария Каримова: «Я даже когда только пришла работать в школу, одевалась не сверхклассически. Где-то у меня были «Найки», например. Дети это видели, и у них складывался образ иностранки - малыши думали, что я приехала из Америки. Но это просто мой стиль. Но они в этом видели меня и вещи, связанные с моим предметом. Почему бы и нет?»
Сергей Переверзев: «Понятно, что у каждой профессии есть дресс-код. Учитель воспитывает также и эстетический вкус, и этический, поэтому если он будет выглядеть опрятно и адекватно, это будет большим плюсом для него. Тогда у ребят не будет возникать ощущение, что классика - это что-то ужасное. Я не могу прийти на урок в джинсах. В кроссовках могу. Но, понимаете, у меня выработался стиль, и я сам себе просто не могу чего-то позволить. Если открыть мой гардероб, то большинство вещей в нем классических. Кроссовок, например, у меня три пары, а туфель - пять».
Майя Какайкина: «Я здесь особо не экспериментирую. Хотя и не ношу стереотипную учительскую одежду, могу иногда себе что-то интересное позволить. Но джинсы и кеды - нет. Я просто считаю, что школа все-таки предполагает более классический стиль в одежде».
Учитель в соцсетях
Мария Каримова: «Свою страничку я не считаю сверхличной. Мне нравится делиться с детьми чем-то полезным посредством соцсетей, приобщать к чтению, к путешествиям и вот так ненавязчиво к языку. Я сама живу в условиях английского языка: читаю, слушаю подкасты на английском. И этим стараюсь делиться, чтобы дети видели, что непринужденно можно пребывать в англоязычной атмосфере. Я не назову себя блогером, у меня не так много подписчиков. Хотелось бы делиться чем-то чаще, но реакция бывает разная. Были люди реагирующие странно. Например, одна женщина начала маниакально следить за мной, хотя даже не была подписана на мою страничку. Она постоянно меня гнобила, якобы я «не могу так жить, что-то здесь не то, я строю из себя что-то». После этого я закрыла свой инстаграм. Не хочу такой дурной энергетики. Я за критику, но это точно была не критика».
Сергей Переверзев: «В 2016 году, когда я шел на конкурс «Учитель года» и думал, что мне нечего там показать, у меня уже была отличительная черта - я активно использовал соцсети в работе, взаимодействовал там с детьми. На тот момент к этому относились скептически. Я и домашние задания отправлял им Вконтакте. Тогда меня прозвали «учитель-онлайн».
Майя Какайкина: «Раньше у меня Инстаграм был закрытый, потом я открыла его, подумав, что ничего ведь такого там нет. Пусть дети видят мою жизнь. Насчет ведения блога начала задумываться месяца три назад, но это же отдельная работа. Мне кажется, по времени это очень сложно. Этим надо серьезно заниматься. Но сама я беру для себя что-то с таких страниц, какие-то методики преподавания - это интересно».
Какие подарки хотят получать учителя?
Мария Каримова: «Когда я участвовала в «Учителе года», нас попросили придумать себе девиз. Я за девиз взяла фразу одного из своих любимых исполнителей - Тупака Шакура: «Я, может быть, не изменю мир, но я зажгу тот разум, который это сделает». Наверное, это смело звучит, но мне бы очень хотелось детей вдохновлять, зажигать, мотивировать. Поэтому для меня важнее всего отношение, и никакие шоколадки и цветы этого не заменят. А вообще, когда меня спрашивают о лучших подарках, в голове мелькают вещи, сделанные детьми собственноручно. У меня дома есть коробка с такими вещицами, и я периодически ее просматриваю, это тоже вдохновляет».
Сергей Переверзев: «Во-первых, посыл поздравить учителя должен быть искренним. А что это будет, не важно. Главное - от души. А вообще я люблю детское творчество и креатив: видеоролик, фотоколлаж, стихи. В этом проявляется детский взгляд на тебя и твою деятельность».
Майя Какайкина: «Проще спрашивать у каждого учителя отдельно. Это же индивидуально. У нас родительский комитет всегда проявляет фантазию, что-то делают, и я в это ни разу не вмешивалась. От них все что угодно приятно. Здесь важно внимание, можно просто поздравить на словах».
Прощаясь с журналистами после беседы, Сергей Сергеевич отметил: «Спасибо, что даете учителям высказаться». Редакция ГорОбзор.ру поздравляет педагогов с профессиональным праздником и желает энергии, здоровья и вдохновения. Пусть вас всегда Слышат.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook