Культура
Карина Мамаева, фото miras.ru
Знаменитый художник Расих Ахметвалиев: об искусстве, жизни во Франции и Юрии Шевчуке
Расих Ахметвалиев – заслуженный художник РБ. Он жил и работал в США и во Франции, где регулярно выставлял свои картины. Один из участников творческого объединения «Чингизхан» и друг знаменитого Юрия Шевчука. Он рассказал ГорОбзор.ру о том, почему вернулся в Башкирию и как в столице поднять интерес горожан к культуре.
- Расих Хасипович, вы состоите в творческом объединении «Чингизхан», которое было образовано еще на рубеже 1980-х – 1990-х годов. Как вы считаете, в чем особенность творческого объединения?
- Все мы – свободные художники и каждый занимается своими картинами. У нас есть, прежде всего, дружба, симпатия друг к другу как к человеку, и как к художнику. Основалось наше объединение на любви к творчеству и человеческой дружбе. В те времена мы начали понимать, что нужно двигаться, выставлять свои произведения в других городах. Но, мы были молоды. У нас не было ни знакомых, которые могли бы помочь, ни связей, поэтому мы понимали, что вместе нам будет проще. Наше объединение возникло само собой.
В объединении состоял еще и мой брат Ильдар. Он как раз учился в Академии Художеств в Питере и у него была мастерская, а еще, на Пушкина,10 работали наши знаменитые земляки - Юрий Шевчук, Ян Крыжевский, Владимир Жигулин, поэтому у нас была возможность куда-то приехать и оставить свои картины. Поэтому первая выставка у нас как раз получилась в Питере.
Мы погрузили на небольшой грузовой самолет больше ста работ. А в салоне не было сидений, пришлось 4-5 часа лететь, сидя на полу. Высадились в поле, потом на кузове открытой грузовой машины, под дождем, добрались до Ленинграда. В общем, первая выставка не обошлась без приключений.
- К чему приурочена недавно организованная выставка объединения «Чингизхан» в галерее «Мирас»?
- Мы периодически выставляемся. В последний раз подобная выставка прошла примерно два года назад, когда галерея «Мирас» только переехала в новое помещение по ул. Ленина.
- В состав «Чингизхана» в разный период входили такие художники, как Василь Ханнанов, Наиль Латфуллин, Ильдар Ахметвалиев, Мираз Давлетбаев, Ильдар Бикбулатов, Радик Гарифуллин, Ринат Харисов, Наиль Байбурин, Рафаэль Муратшин и Вы... Некоторых из них уже нет в живых, кто то пошел своей дорогой, но все же, что именно вас объединяло и объединяет?
- Нас объединяет свобода. Внутренняя логика движения именно в этом. На протяжении всего пути какие-то художники от нас уходили, другие присоединялись. Бывало, что на выставки мы звали художников, чьи работы нам симпатичны, кто-то просился к нам сам. Мы именно движение, а не группа. Наши двери всегда открыты для молодых и талантливых художников.
- Вы учились на одном курсе вместе с молодым Юрием Шевчуком. Это была зажигательная эпоха рок-н-ролла, было ли в то время искусство бунтарным?
В воздухе витало желание обновления, каких-то перемен. Нам казалось, что вот-вот случится что-то хорошее, грандиозное. Выражалось это в наших внутренних надеждах на эти перемены, и мы начали работать и творить, не опираясь на классическое искусство. Да, классическое социалистическое искусство было хорошего качества, и талантливые художники работали, но мы хотели этого обновления. Мы сами начали искать новые жанры и средства выражения. Поэтому новые молодежные выставки были интересны своим содержанием.
- Как перемены воспринимали опытные в то время художники?
- Уфа в этом плане всегда была лояльным городом. Даже если твои работы не брали по политическим соображениям на выставку, художники сами подходили, чтобы похвалить и поздравить. Им было это интересно, но в то же время работу на выставку действительно могли не взять.
- В одном из интервью вы говорили, что дружили с Юрием Шевчуком, наблюдали за началом его творческого пути. Общаетесь с ним сейчас?
- Да, общаемся, у него все хорошо. Виделись в последний раз, когда в Уфу с концертом приезжал. Я поклонник его таланта, да и тем более есть такое понятие, как юношеская дружба, поэтому общаемся до сих пор.
Мы начали дружить еще в институте, обменивались книгами. Он прекрасно рисовал, и я всегда думал, что мы вместе будем работать, создавать новое искусство. Он был очень экспрессивный и яркий, и еще будучи студентом выражался так, как хотел. Я был уверен, что Юра состоится как художник. А потом я услышал его песни, которые меня сильно тронули, и, вскоре, он постепенно ушел в музыку.
Я понимал, что в музыке он сможет сделать больше. Просто он уже тогда был со своей сильной гражданской позицией. Естественно, для него полные зрителей стадионы были важны, а живопись чаще требует уединения.
- Вы 8 лет прожили и проработали во Франции, в те времена, когда все стремились уехать заграницу. Почему вы все-таки вернулись в Башкирию? Жалеете о принятом решении?
- Я уехал во Францию не так давно, в 2001 году. А до этого, еще в 1991 году мы с Наилем Латфуллиным жили и работали в США. В тот период да, все рвались покинуть родину, самолеты туда летели полные, а обратно пустые. Мы жили там почти полгода, но у меня никогда не было цели переехать куда-то. Я считаю, если есть возможность поехать и пожить в другой стране, почему бы и нет. В Башкирии у меня семья и даже в мыслях не было там оставаться.
- Все-таки как же так вышло, что вы задержались во Франции аж на 8 лет?
- Я думал, что пробуду там максимум год. Но Франция такая страна, что оттуда очень трудно уехать. Мне создали все условия, было удобно жить и работать. У них там огромный арт-рынок и искусство там востребовано. У меня появилась возможность свободно передвигаться по странам. посещать крупные арт-форумы, музеи и галереи, а это очень важно для художника, поэтому и задержался там.
- Ваш коллега Василь Ханнанов в одном из интервью сказал, что люди перестали ходить на выставки. Действительно ли это так и что с этим делать?
- Это явление очень волнообразное. Буквально несколько лет назад запустили «Ночи музеев» и толпы людей ходили в галереи. Но у нас нет нужного количества музеев, галерей, что всегда держало бы людей в интересе.
В том же Париже и в других городах много чего связано с искусством, фонды поддерживают целые экспозиционные павильоны и организовывают знакомство с творчеством художников; художники открывают для любителей двери мастерских.
Ладно, Уфа – не Париж. Но это ведь город-миллионник! Мало галерей, выставочных залов. Посмотрим на проблему немного с другого ракурса. Вот сейчас появилось много городских скульптур. Ими восхищаются, их критикуют, появляются совершенно неожиданные вещи сомнительного характера. У людей появилось желание что-то поставить, даже за свои деньги. И часто не хватает вкуса. Думаю, так вот развиваемся и двигаемся вперед.
- В Ваших картинах нередко прослеживаются женские образы, с чем это связано?
- Вся наша жизнь делится на мужское и женское. И потом, женщины ведь – основа жизни. Сама жизнь также «созидает». Мысли о том, как относиться к жизни и как ее воспринимать и подтолкнули идти через женские образы.
- Вы написали уже множество картин. Придерживаетесь ли вы одного стиля?
- Нет, я не придерживаюсь определенного стиля. Это ведь получается на автомате, или у тебя есть стили, или их нет, а чего-то определенного придерживаться не надо. Я не завишу от стилей, люблю экспериментировать. Цель искусства – жить в процессе и отдаваться ему. Даже не знаю хорошо это или плохо, но, в любом случае, интересно.
- Уфимский карикатурист Камиль Бузыкаев с помощью искусства выражает свое мнение на злобу дня. Вы, как художник, тоже с помощью картин высказываете свое мнение?
- Бывает, да. Но если карикатуристы могут непосредственно выражать свое мнение, благодаря специфике своего жанра, то я все-таки занимаюсь живописью. Это немного другая живописная ткань, более сложная. В то же время, мы реагируем на событие, но буквально это увидеть сложно.
В молодости я был более политизирован, но у нас, художников, нет такой задачи перенести это в искусство. Картины живут без времени. Когда я могу сказать словами, я свое мнение в картины переносить уже не буду. Потому что, когда картина несет в себе подобную информацию, она на этом и заканчивается, а она должна жить долго и открываться с разных сторон как смотрящему, так и самому художнику.
- Над чем вы сейчас трудитесь и есть ли в планах уехать еще в какую-нибудь страну?
- Я преднамеренно ничего не планирую, но такова жизнь, что ездить и познавать что-то новое все равно надо. Про планы говорить не люблю, потому что они имеют свойство не сбываться, если их озвучить. Если получится жить и творить, то я буду этому только рад. Работаю каждый день, как и все люди, и мне это очень нравится. Тружусь над несколькими вещами и у меня нет потребности быстрее закончить.
- Спасибо!
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook