Культура
Карина Мамаева, фото Рината Валиуллина
Писатель Ринат Валиуллин: «Измена – это конец отношений, в котором люди боятся признаться»
Ринат Валиуллин – знаменитый писатель, родившийся в Башкирии, автор нескольких романов-бестселлеров. Его книги читают по всей России, а цитаты из его произведений уже стали крылатыми фразами о любви и отношениях между мужчиной и женщиной. Корр. ГорОбзор.ру пообщалась с писателем, чтобы узнать о творчестве, вдохновении и любви к метафорам.
- В ваших романах «Состояние-Питер» и «Где валяются поцелуи» одна героиня – Фортуна. Отчасти романы посвящены женской душе. Кто выступил Вашей Музой?
- Книга «Состояние-Питер» был посвящен городу и моим одиноким, холостым друзьям, которых вокруг оказалось много. Я задался вопросом, в чем дело, почему? Вроде бы хорошие парни, но не могут найти свою единственную… Это был своего рода сборник рецептов отношений. Роман «Где валяются поцелуи» - это скорее авантюрная сказка из реальной жизни, со счастливым концом.
Музой выступила Фортуна, что в переводе означает удача, тем самым хотелось подчеркнуть, что женщина в руках мужчины - это большая удача. Упустишь, потом сиди, жди, мерзни. Сам образ Фортуны – собирательный, наверное, именно поэтому многие из читательниц в какие-то моменты находили себя в ней, в какие-то хотели быть похожей.
- Некоторые писатели, прежде чем написать свое произведение, пропускают через себя прототипы героев или посещают город, где будет проходить действие книги. Есть ли у вас какие-либо хитрости для пробуждения своей фантазии и вдохновения?
- Если говорить о процентном соотношении, в романах 30% меня, 30% вымысла, 30% историй, которые я услышал от своих друзей и знакомых. Так или иначе я проживаю часть жизни своих героев, но не пытаюсь влезть в их шкуру. Как хороший хирург, которому просто нельзя вступать в сделку с пациентом относительно чувств, сочувствия, чтобы операция прошла успешно. Что касается городов, то они для меня всегда отдельные одушевленные образы, со своим характером, харизмой и видом на жизнь. Я вступаю с ними в некий диалог, пытаясь понять их душу, раскрыть ее высокие и низкие помыслы. Здесь и рождается реализм, картинка, в которой мы живем сейчас. В моих романах всегда своеобразно отражаются события, происходящие в мире. В романе «Девушка по имени Москва» - это Кемеровская трагедия, допинг-скандалы.
- Вы говорили, что при написании романов вы всегда стараетесь затронуть зрение, слух, осязание, обоняние и вкус читателя. Как это работает? При общении с женщинами Вы пользуетесь этим методом, чтобы их очаровать еще больше?
- Когда-то я ввел термин «сенсорная поэзия»- то есть экранизация текста в пятимерном пространстве чувств. В книге необходимо затронуть все 5 чувств человека, самые голодные из них обязательно отзовутся. Роман – это и есть диалог с читателем. Но стремления очаровать не преследует. Очаровывать – это для мальчиков. Будучи мужчиной - надо действовать. Самое главное ничего женщине не объяснять, просто сделать и все. В этом будет гораздо больше мужского чем в самых распрекрасных словах.
- Писатели занимаются повышением своей квалификации? Как это происходит в Вашем случае?
- Лень - расстояние до собственного совершенства. Именно поэтому я все время в теме, в тексте, в тонусе.
- Ваши книги о взаимоотношениях людей. Вы пишете о любви, измене и расставаниях и даже негативные моменты выглядят красиво. Как вы считаете, осталась ли в нашей жизни та романтика, о которой пишут в книгах или мир стал циничнее? Как и где ее найти?
- Романтики полно - вон ее сколько кругом валяется, просто надо оторваться на секунду от экрана, айфона или компьютера, и сразу ее почувствуете. На вас кто-то смотрит, а вы в экран, в лучшем случае – в себя, в худшем - наблюдаете за чужой жизнью, а своя-то проходит. В этом вся беда. Нет обратной связи.
- По вашему мнению, почему люди изменяют? Существует ли настоящая любовь и какая она?
- Встретились они случайно и случайно прожили вместе 50 лет. Любовь - это оказаться в нужное время в нужном сердце.
Измена – это конец отношений, в котором люди боятся признаться. Что-то их не устраивает в настоящей жизни, и таким образом они пытаются ее изменить. Не самым лучшим образом.
- Несмотря на то, что критики отмечают ваш неповторимый стиль, некоторые читатели нередко высказывают негативные эмоции. Они считают, что ваша любовь к метафорам – это, что называется, «слишком много». Что Вы об этом думаете?
- Я пишу в своем стиле, в своем ритме. Почерк писателя не может нравиться всем, да и задачи такой нет. Главное получать удовольствие от письма самому, именно это качество дает возможность совершенствоваться. Чаще люди просто не любят читать о себе правду, потому что в моих романах много реализма, метафора придает ему объем. Вот как отражена в романе «Девушка по имени Москва» наша боль по Кемерово:
«Ему нравилось порезвиться с ласточками, подразнить орлов, которые при всем своем лихачестве, чуть отстав, складывали крылышки. Когда эти детские догонялки ангелу надоедали, он начинал гоняться с крылатыми ракетами. Кинжалы, томагавки, булавы – все уступали ему в скорости, да и цели у них были разные. В этих полетах наперегонки он не заметил, как оказался над Сибирью. Тайга уходила в горизонт в знак бесконечности полезных ископаемых. На пустом тракте одинокий столб дыма, в который он врезался. Резкий запах пластмассы и паленого мяса. Внизу горело здание; Ругательство вырвалось у него, когда он услышал трагические детские голоса. Ангел подлетел ближе, увидел, как пожарные расчеты бестолково пытались погасить пламя. «Что творят?» Он взмахнул крыльями, опалил их, прежде чем потушил пожар, слишком поздно. Снова выругался он про себя, вспоминая, как только что бездарно потратил драгоценное время на гонку вооружений»
- Как вы относитесь к критике? Читаете ли вы о себе отзывы в интернете?
- К критике отношусь с юмором, важно, чтобы она была по существу. Все равно это никак не сможет повлиять на почерк. Поначалу трогало и цепляло. Сейчас негативного практически нет, значит-признали.
- Сейчас можно прожить на гонорар писателя?
- Скорее всего можно и неплохо, если книги востребованы. Все зависит от тиражей, популярности и издательства.
- Над чем вы работаете сейчас? О чем будет ваша новая книга?
- 1 июня представил свой новый роман «Девушка по имени Москва» на Книжном фестивале «Красная площадь» в Москве.
Это драма в трех измерениях, которая мечется в треугольнике Москва-Питер-Нью-Йорк, где Москва - прекрасная женщина, которая никогда ничего не просила, но всегда ждала. Ждала перемен и готова была меняться сама. Однако страх того, что завтра может быть хуже, чем сейчас, сковал не только общество, не только его чувства, не только их развитие, но само ощущение жизни, ведь отношения между людьми очень похожи на отношения между странами, городами и полушариями.
Также в ближайших планах проект книги с моим другом, музыкантом Владимиром Кузьминым. Это будет художественный роман с видом на его жизнь.
- Что вас сейчас связывает с Родиной?
- Родня, друзья, одноклассники и читатели. В прошлом году прошла встреча в Уфе с читателями и со студентами БГПУ им. Акмуллы. Тепло пообщались. Так же повидался со своими двоюродными братьями и сестрами, с одноклассниками. Мы учились в Салавате в Лицее№8, класс был спортивный, атмосфера творческая, дружба крепкая. 10 «Б» - встречается до сих пор.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook