Культура
Дарья Касьянова, фото: Сергей Словохотов/ГорОбзор.ру
«Главный герой – воздух»: анализируем нашумевшую премьеру «Бабай всея Руси»
Накануне в уфимском «Тинькофф-холле» состоялась премьера спектакля по книге экс-председателя Общественной палаты Башкирии Ростислава Мурзагулова «Бабай всея Руси». Эту работу по праву называют самой обсуждаемой в году – она навела шумиху и споры еще до премьеры. Творческую группу «The Theater» упрекнули в наличии эротических сцен, после чего режиссер-постановщик Алсу Самигуллина написала досудебную претензию на одно из местных СМИ.
Стоит отметить, что если вы посмотрите фотографии с премьеры или даже отрывки некоторых сцен, то почти наверняка решите, что спектакль слишком эпатажный, а декорации в нем дешевые и несерьезные. На деле же оказывается, что вся «мишура» здесь оправдана. От себя могу сказать, что не люблю слишком явные попытки «осовременить» и «заставить смеяться» в театральных постановках, обычно такое выглядит натужно. Здесь ничего не резало глаз, хотя постановщики и прошлись по краю этого абсурда.
В качестве главного героя спектакля для себя я определила воздух. Идеальная метафора для комедии – не слишком сложная, но и не бессмысленная. Персонажи – политические или околополитические фигуры – одеты в дутые костюмы. Интересной показалась сцена увольнения одного из ключевых героев – Палыча. По мере нагнетания атмосферы его «важность» сдувается и сам он становится меньше.
Палыча, к слову, сыграл автор книги «Бабай всея Руси» Ростислав Мурзагулов, а роль Олеси, любовницы «классического чиновника», досталась блогеру и телеведущей Ульяне Тригубчак. Думаю, большинству зрителей интереснее всего было наблюдать именно за этой парой, так что на исполнителей легла значительная ответственность. Я бы даже сказала, что их присутствие на сцене стало главным элементом гротеска в постановке. Объясню свою мысль тем, что медийные люди в любой картине заставляют зрителей смотреть на работу под определенным углом еще до премьеры – это предвзятое мнение вытекает из личного отношения к исполнителям. Это банальное и присущее всем «нравится/не нравится». То, что Ростислав Мурзагулов и Ульяна Тригубчак сыграли еще до выхода на сцену – факт.
В целом каждый образ в спектакле написан широкими мазками, здесь нет детализации, но она и не нужна – зритель знает каждого персонажа. Знает не потому, что постановщики изобразили реально существующих людей – авторы настаивают на том, что ничего общего с действительностью картина не имеет – ну допустим, я постараюсь абстрагироваться от ассоциаций. Дело в том, что образы по-хорошему шаблонны – даже в голову не приходит, что этих людей не может быть на самом деле. Это удивление для меня как для зрителя, потому что зачастую игра актеров в серьезных лиричных постановках не позволяет мысленно допустить существование того или иного персонажа в реальном мире. А эта «воздушная» комедия – легко.
Постановщики неоднократно повторяли как мантру, что все здесь – шутка, что не стоит глубоко копать и анализировать. Правда, такого желания и не возникает, так что с удовольствием соглашусь с их предложением. Вчерашним вечером я посмотрела спектакль, который поднял мне настроение. Это и было основной целью – смех в зале.
К завершению текста я все же нашла, на что пожаловаться: из-за просмотра этой постановки в моей голове второй день играет трек Скриптонита «3х3».
Больше кадров со дня премьеры можно увидеть в разделе «Фотофакт».
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook