Культура
Дарья Касьянова, фото: Сергей Словохотов/ГорОбзор.ру
Опера на 18 млн: каким получился башкирский «Дон Кихот»
В Башкирском театре оперы и балета впервые прозвучал «Дон Кихот». Художественный руководитель театра Аскар Абдразаков дебютировал в качестве режиссера, а также исполнил титульную партию самого Рыцаря печального образа. Из-за пандемии коронавируса работа над спектаклем заняла у постановщиков больше года – эта премьера стала в прямом смысле долгожданной.
Пятиактная опера французского композитора Жюля Массне была впервые поставлена в Монте-Карло в 1910 году. Партию Дон Кихота автор создавал специально для певца Федора Шаляпина, чья творческая карьера начиналась в Уфе. Постепенно произведение завоевало широкое признание, однако ставят его редко: сегодня в России «Дон Кихота» Массне можно услышать лишь в Санкт-Петербурге и в Уфе. При этом башкирская постановка уже этим летом будет представлена в Большом театре в Москве.
На протяжении нескольких лет Аскар Абдразаков исполняет роль мечтательного рыцаря на сцене Мариинского театра, и его собственное видение позволило воплотить атмосферу Испании 16 века в полной мере. Первая сцена у дома возлюбленной Дон Кихота Дульсинеи захватывает в момент: экспрессивные танцы не дают оторвать взгляд. Однако спектакль отличается многогранными настроениями: понятный зрителю зажигательный колорит сменяется глубокой лирикой, и лучше всего утопичные грезы главного героя передает работа оркестра под руководством дирижера Артема Макарова, обладателя театральной премии «Золотая маска». Ну, а о том, что опера «Дон Кихот» – это все-таки комедия, зрителям периодически напоминает верный соратник рыцаря Санчо Панса – его на премьерных спектаклях сыграл Владимир Копытов – во время этих партий невозможно было не улыбаться.
За визуальную составляющую отвечал художник Иван Складчиков. Он придумал триста костюмов, двести головных уборов и сто пар обуви. Примечательно, что одеяние Дон Кихота максимально приближено к тому, в котором выступал Федор Шаляпин: у главного героя были скромные доспехи с потерянным задним панцирем и тазик для бритья на голове вместо шляпы. Особый акцент Иван Складчиков сделал на костюмах окружения рыцаря – он выделялся своей скромностью на фоне богатых нарядов. Отметим, что Иван Складчиков оформлял также дебютную режиссерскую работу брата Аскара Абдразакова. Два года назад Ильдар Абдразаков воплотил полярный Дон Кихоту образ – завоевателя Аттилы. Еще одним интересным фактом является и то, что оба спектакля братьев Абдразаковых обошлись в одинаковую сумму – 18 млн рублей.
Благодаря частой смене декораций зрители следуют за героями из одной локации в другую: готический испанский зал, местная деревня и привал разбойников – все это демонстрирует огромную работу постановщиков. Одной из самых эффектных сцен стал бой рыцаря с ветряными мельницами, которые он принял за страшных великанов.
Несмотря на комичность образов Дон Кихота и Санчо и яркие мажорные партии спутников Дульсинеи, настроение оперы Массне все же больше лирическое. Классический герой-романтик, несмотря на свою «неуместность», отстаивает вечные ценности до последнего. Он остается непонятым и «другим», и этим вызывает сочувствие и любовь. Доказательство тому – зрители, которые на протяжении долгого времени аплодировали артистам и постановщикам и не хотели отпускать их со сцены.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook