Культура
Дарья Касьянова, фото: Сергей Словохотов/ГорОбзор.ру
Как работают театры в Уфе в период пандемии коронавируса
В период пандемии все стремятся перейти на дистанционный режим работы и то, как справляется с этим сфера культуры, вызывает особый интерес. Московский Большой театр запустил проект «Большой онлайн», в рамках которого транслирует спектакли в режиме реального времени. МХАТ имени Горького принял решение развернуть целую студию: «МХАТ говорит» – так называется их новый формат работы. Помимо прочего, крупные театры активно взаимодействуют со своими зрителями в Инстаграм, и им удается привлечь достаточно внимания к себе – многие поклонники зрелищного вида искусства делают репосты бесплатных трансляций.
Насколько качественно подхватили идею уфимские театры – в материале ГорОбзор.ру.
На официальном сайте Башкирского театра оперы и балета изменения налицо: на главной странице ресурса появилась ссылка на «театр онлайн». Там мы находим объяснения о вынужденной остановке работы театра с 23 марта, однако любители синтетического искусства могут пройти на ютуб-канал (1,73 тысячи подписчиков) и смотреть постановки в записи бесплатно. Руководство озаботилось составлением афиши спектаклей – и, судя по уже размещенным записям на канале, отклонений от графика не наблюдается. Видеотека пополняется в среднем раз в несколько дней. Здесь можно найти классические постановки, сказки для детей и взрослых, концерты и авангардные премьеры по типу «Дон Жуана», показанного в июле. Качество съемки и звука однозначно радует – здесь все доступно для понимания и оценки актерской игры. Стоит отметить, что канал пополнялся и до объявления режима полной самоизоляции. Максимальное количество просмотров за весь период существования канала – 7,2 тысячи (опера «Кармен» на языке оригинала в режиме live без русских субтитров, снятая 20 марта). Инстаграм-канал @bashopera (12,4 тысячи подписчиков) ведут регулярно, как и раньше.
Молодежный театр перешел на новый режим работы чуть позже, с 30 марта. Онлайн-репертуар (319 подписчиков) регулярно пополняется с периодичностью раз в несколько дней. Не обратить внимания на качество контента нельзя. Одно из последних опубликованных видео – спектакль «Ғилмияза» – снято либо очень давно, либо в наши дни, но на мобильник с плохой камерой. Запись производилась «от руки» – углы обзора скачут, качество плохое. Остальные спектакли публикуются явно из архива. Хочется напомнить крылатую фразу: «Хороша ложка к обеду» – нынешний зритель привык к красивой картинке, и некачественная старая (если это не раритет) его не заинтересует. Среди свежих записей – чтение литературы профессионалами и один мастер-класс. Отметим также, что на этот же канал размещают башкирский ситком «Домочадцы». Максимальное количество просмотров на канале – 333 (постановка «Мы с тобой одной крови», добавленная 27 марта). До объявления режима всеобщей самоизоляции театр очень редко обновлял свою видеотеку. Зато страница в Инстаграм @nmtufa (3,5 тысячи подписчиков) пополняется активно, как и прежде.
Ютуб-канал Русского драматического театра (363 подписчика) существует вот уже 8 лет. Ранее там хранились в основном отрывки спектаклей. За последнюю неделю Русдрам опубликовал пять видео, три из них – записи спектаклей из архива. Максимальное количество просмотров – 11,8 тысяч (двухминутная часть постановки «Голубая камея», добавленная 7 лет назад). Инстаграм-канал @rusdram (3,8 тысячи подписчиков) ранее пополнялся редко, но, судя по последней публикации, желает перестроиться: здесь мы видим анонс ежедневных прямых эфиров с актерами театра в 19:00. Будем ждать.
Найти информацию о трансляциях театра Нур оказалось сложнее всего – ее просто нет на главной странице, она не закреплена в «шапке», не высвечивается всплывающим окошком. Итак, преданному зрителю необходимо зайти в раздел «новости» и пролистать приличное количество информации (нельзя не сказать, что сайт очень медленно грузится, что затрудняет поиск) – и все это для того, чтобы обнаружить новость без активной ссылки на ютуб-канал. Тогда любитель постановок должен, само собой, скопировать странного вида адрес и вставить в адресную строку. Если вы прямо сейчас хотите посетить Нур онлайн, то вам не придется проходить несколько кругов ада, мы дадим ссылку. Так или иначе попав на ютуб-канал Нура (199 подписчиков), можно обнаружить достаточно крупную видеотеку, причем сам ресурс существует уже около трех лет. Там и анонсы, и флешмобы, и телесюжеты. При этом за последнюю неделю на канал добавили пять видео, три из них – свежезаписанные мастер-классы, два – информация о коронавирусе. Записей новых спектаклей или онлайн-трансляций нет. Максимальное количество просмотров за все время существования канала – 4,6 тысяч (запись прямого эфира конкурса красоты «Татар кызы» 2018 года). Инстаграм @nurteatr ведется активно: здесь много публикаций в стиле «день со звездой», мастер-классы, флешмобы, конкурсы (на канале 2,4 тысячи подписчика).
Башкирский драматический театр позаботился о зрителях и прикрепил активную ссылку в «шапку» сайта на ютуб-канал (440 подписчиков). Появился он два месяца назад, и все это время ресурсом занимаются. Полноценные записи спектаклей начали появляться 20 марта – в основном старой съемки. Самой популярной среди всех оказалась как раз архивная запись – это постановка «Райса+Файзи» (набрала 471 просмотр, опубликована 20 марта). Страница в Инстаграм не обнаружена.
Театр юного зрителя решил не создавать канал на ютуб, а просто продолжает вести свою страницу ВК (5,4 тысячи участников группы). Основной контент – фотографии, увеселительные тесты, полезная информация (в основном со ссылкой на Культура.рф), репосты. Имеется одна запись спектакля и еще одна – в анонсе. Анализировать в принципе нечего. Инстаграм-страница не найдена.
Театр кукол ведет канал на ютуб (1,75 тысяч подписчиков) около трех лет, но ничего принципиально интересного там не публиковалось, записей постановок нет, только отрывки и телесюжеты – все, как и у большинства уфимских театров. С момента перехода в «онлайн» режим появились записи с чтением стихов – снято на смартфоны, актеры без микрофонов, выглядит, скажем, не презентабельно. Качество съемки опубликованных в последние две недели постановок не вызывает большого желания их смотреть. Максимальное количество просмотров – 1,5 тысячи (запись флешмоба трехлетней давности). Зато страница в Инстаграм @teatrkukolufa (3,5 тысячи подписчик) живая – это радует. Театр ведет заявленные рубрики, такие как «Вредные советы», «Полезные советы», «БГК на карантине», «Комиксы закулисья». Отдельно отметим рубрику «Сказка на ночь» – здесь запись производится без профоборудования, но выглядит атмосферно, как лайф, чего нельзя сказать о видео со стихами на ютубе.
Вместо вывода: режим самоизоляции для большинства уфимских театров стал настоящим Рубиконом – они начали выкладывать свои архивные видео. Автор статьи позволит себе задать риторические вопросы: что мешало делать это раньше? Что мешает делать более качественный свежий контент сегодня?
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook