Карина Мамаева, фото ГорОбзор.ру

Ученые Уфы разрабатывают методы ранней диагностики и эффективности лечения рака молочной железы с учеными из 34 стран

Директор  ИБГ Уфимского федерального исследовательского центра РАН и один из ведущих специалистов в России в области популяционной и медицинской генетики Эльза Хуснутдинова рассказала ГорОбзор.ру о прорывных технологиях, созданных в Уфе при поддержке зарубежных исследовательских институтов, медицине будущего для каждого и первопричине болезней человека.

- Институт биохимии и генетики Уфимского федерального исследовательского центра РАН в декабре 2017 года открыл 65 новых генетических локусов, которые отвечают за рак молочной железы. Вы рассказали об этом на заседании Совета по науке при Главе Башкирии на прошлой неделе. Можно ли сказать, что сделанные открытия - это прорыв?

- Да, это, несомненно, прорыв. Над этим проектом работал огромный международный коллектив из 34 стран. Мы работали в течение последних семи лет и нам удалось открыть генетические локусы (в генетике означает местоположение определённого гена на генетической или цитологической карте хромосомы, - прим. ГорОбзор.ру), которые отвечают за рак молочной железы. На сегодняшний день не вызывает сомнения ведущая роль генетических факторов в развитии рака молочной железы.

Все это было сделано коллективно, потому что невозможно отдельно, только коллективом каких-либо институтов, сделать такое открытие. Чтобы открыть какие-то гены, отвечающие за развитие заболевания, необходимо изучить огромное количество пациентов, больных раком молочной железы. В этом исследовании проводился полногеномный анализ ассоциаций у 300 тысяч женщин и у 150 тысяч больных раком молочной железы практически со всех стран мира. Только такие выборки позволяют получить статистически достоверные результаты, кроме того, подобные результаты возможны только при помощи самого современного оборудования, которое имеется, к сожалению, только за рубежом, поэтому мы работаем вместе с международными учеными.

В этих исследованиях были открыты не только гены, которые отвечают за рак молочной железы, также было показано, что существуют разные типы рака молочной железы и разные гены отвечают за разные типы рака. В частности, нами идентифицировано десять генетических локусов, специфичных только для эстроген-рецептор отрицательного рака молочной железы. Полученные результаты подтверждают наличие разных молекулярных механизмов развития двух типов РМЖ: эстроген-рецептор отрицательного и эстроген-рецептор – позитивного.

Использование результатов геномных исследований позволит улучшить оценку риска развития рака молочной железы, выявить женщин с высокой вероятностью возникновения рака молочной железы.  Проведение комплексного скрининга с включением генетических данных в более молодом возрасте и использование чувствительных и точных методов, позволит предотвратить развитие заболевания. Известно, что у 5% женщин риск развития рака молочной железы в 3,5 раза выше, чем у населения в целом.

Теперь на основе этих открытий будут разрабатываться тесты для ранней диагностики. Кстати, результаты этих исследований были опубликованы в самом престижном журнале мира NATURE.

- Есть мнение, что рак невозможно вылечить из-за особенностей ДНК каждого человека, то есть в идеале под генетику каждого человека должно быть лекарство, подходящее только ему. Согласны? Идеальная медицина с Вашей точки зрения какая и насколько мы далеки от неё?

- Медицина будущего должна быть медициной персонализированной, то есть ДНК-диагностика, лечение и профилактика заболеваний должна вестись только с учетом индивидуальных генетических особенностей каждого пациента. В настоящее время обнаружены гены индивидуальной чувствительности и устойчивости к некоторым лекарственным препаратам, химиотерапии, лучевой терапии. Одному больному, к примеру, подходит препарат Е, а у другого больного этот же препарат вызывает побочные эффекты. Сейчас уже разработаны тесты для оценки эффективности лечения различными химиопрепаратами при раке легкого, молочной железы, толстой кишки и так далее. Таких тестов много. Поэтому прежде, чем назначать больному раком молочной железы химиотерапию, нужно вначале посмотреть, какой у него генетический профиль, потому что от этого будет зависеть эффективность лечения. Как правило, 30-40% больным нельзя использовать те лекарства, которые используют сейчас для всех. Потому что это будет не эффективно. И это касается не только онкологических заболеваний. Государство тратит огромные деньги, назначает всем один и тот же лекарственный препарат, когда известно, что этот препарат эффективен только для 40-50% населения с определенным генотипом. Такие тесты нужно внедрять в клиническую практику.

- Что нового в изучении генофонда сегодня? В чем особенности тех, кто проживает в Башкирии в части генофонда? Как оценивается его ценность?

- Исследования генофонда популяции Волго-Уральского региона, Кавказа, Средней Азии в нашем институте проводятся давно и для этого мы используем самые современные методы и подходы – проводим полное секвенирование геномов, изучаем женскую историю популяций по митохондриальной ДНК  и мужскую историю по игрек-хромосоме. Все эти исследования требуют новейшего оборудования, поэтому мы тесно сотрудничаем с Эстонским биоцентром в городе Тарту, где имеется такое оборудование.

Следует отметить, что различие между двумя людьми составляет 95%, а между разными этническими группами, популяциями – это всего лишь 5%. Между расами, например, тоже различия будет 5-10%. Поэтому, когда говорят, что по ДНК можно определить кто вы, татарин или башкир - это неправда.

Генофонд представляет ценность для историков, которые хотят проследить, как и когда  мы появились, как происходил этногенез, с чего складывается генофонд русских, башкир, татар, как они мигрировали и так далее. Изучение частот вариантов генов в популяциях очень важно также и потому, что каждый вариант гена может отвечать за какое-то заболевание, за предрасположенность к болезни и, изучая это, мы будем знать, какое заболевание может наиболее часто встречаться в конкретной популяции. Мы должны контролировать, чтобы не пропустить увеличение частоты заболеваний, поэтому генофонд несет огромную ценность и для медицины.

- Способна ли наша башкирская медицина приблизиться к идеалу? В каких условиях можно излечить рак?

- Да, способна. Несколько генетических тестов уже внедрены в практику нашего онкоцентра. Кроме того, по инициативе главы РБ Рустэма Хамитова в Уфе создан Республиканский медико-генетический центр и основная цель этого центра – обеспечение населения Волго-Уральского региона России широким спектром генетических исследований в норме и при патологиях, непосредственное внедрение в медицинскую практику методов «персонализированной» медицины. В Институте биохимии и генетики нами разработаны подходы и методы ранней ДНК-диагностики для 20 наследственных и 30 многофакторных заболеваний и  все эти разработки мы планируем внедрить в работу этого центра. Конечно, на это нужны затраты, нужно финансирование, которое позволит все это внедрить. Мы надеемся, что внедрение молекулярно-генетических методов в практику здравоохранения позволит снизить заболеваемость онкологическими, психическими, сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями, а также позволит снизить показатели смертности населения. Для этого нужна ранняя диагностика, профилактика и эффективное лечение. Рак и другие заболевания излечимы только при таких условиях.

- Расскажите подробнее о геномной экспертизе. Каким образом взаимодействуют ученые и клиницисты?

На сегодняшний день мы тесно сотрудничаем с Республиканской клинической психиатрической больницей (главный врач д.м.н., профессор Валинуров Р.Г.) по изучению генетических факторов риска развития психических заболеваний (шизофрении, депрессии, суицидального поведения). Благодаря такому сотрудничеству нами обнаружены гены-предрасположенности к этим заболеваниям, разработаны тесты для ранней ДНК-диагностики и лечения и эти тесты внедряются в практику этой больницы. Также мы надеемся, что во вновь созданном Республиканском медико-генетическом центре будет очень тесное взаимодействие научных сотрудников и врачей. При назначении лекарственных препаратов врач будет отправлять пациента на генетическое тестирование, при постановке диагноза наследственного заболевания– на ДНК-диагностику. Мы будем готовить врачей, которые будут разбираться, что такое гены, мутация, полное геномное секвенирование (тест для определения генетических повреждений (мутаций) в ДНК, которые являются причиной наследственных болезней, наследственных предрасположенностей или особенностей организма, - прим. ГорОбзор.ру). Потому что, на сегодняшний день, пациенты едут в Москву на полное геномное секвенирование, а дальше обращаются к врачу и просят разобраться, но объяснить это может только генетик. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы врачи обо всем этом знали.

- Насколько будет доступным для горожан генетическое обследование в медико-генетическом центре?

- Планируется, что какие-то виды диагностики будут делаться бесплатно, а какие-то платно. Сейчас все разрабатывается, пока что идет ремонт помещений, закупка оборудования и реактивов. Мы планируем расширить круг бесплатных тестов на ДНК-диагностику наследственных заболеваний и скрининг беременных женщин с использованием современных молекулярно-генетических методов.

- Откуда поступает финансирование на установку и поддержание молекулярной лаборатории, то есть лаборатории для диагностики наследственных заболеваний?

- Что касается непосредственно нашего института, то ситуация тяжелая, финансирования на покупку современного высокотехнологичного оборудования фактически нет. Например, мы не можем купить  секвенаторы следующего поколения, поскольку они очень дорогостоящие, но именно они позволяют быстро и с высокой точностью прочитать геном пациента и правильно поставить диагноз. К сожалению, у нас в Уфе таких секвенаторов нет, а в Москве их можно по пальцам пересчитать. Тогда как за рубежом, в каждом институте стоит по несколько таких секвенаторов. У нас в Башкирии был закуплен для Башкирского государственного университета  секвенатор, который позволяет не весь геном прочитать, а только часть генома - экзом, который составляет один процент от секвенирования генома (технология секвенирования всех белок-кодирующих генов в геноме (то есть экзома, - прим. ГорОбзор.ру).

Сейчас для Республиканского медико-генетического центра выделяют финансирование на закупку оборудования и ремонт, где-то в размере 160 миллионов рублей, поэтому мы надеемся, что можно будет купить современное оборудование, которое необходимо для ранней диагностики онкологических и других заболеваний.

- 15 октября – День борьбы с раком молочной железы. Обычно в преддверии этой даты жительницам Уфы предлагают бесплатно пройти обследование. Насколько эффективны подобные акции?

- Это очень эффективно, потому что это позволяет выявить рак молочной железы на 1-ой, 2-ой стадии. Чем раньше будет выявлен рак, тем эффективнее пройдет лечение и процесс развития рака остановится и больной будет жить еще очень долго. А если рак обнаружить на 3-й, 4-й стадиях, то шансов уже очень мало. Все, что делает Республиканский  онкоцентр для этого – это очень важно. Когда медико-генетический центр полностью заработает, сотрудники центра к этой акции тоже обязательно подключатся, и будут делать раннюю ДНК-диагностику для пациентов, у кого в родословной были случаи онкозаболеваний.

- Какие советы Вы могли бы еще дать жителям Башкирии?

- В настоящее время известно более 6 000 наследственных болезней и многие из них часто встречаются в нашей республике, поэтому супругам, планирующим рождение детей, необходимо проводить ДНК-диагностику на носительство мутаций в генах наиболее частых наследственных болезней. В семьях, где уже рождались дети с наследственной патологией, необходимо проводить пренатальную ДНК-диагностику в Республиканском медико-генетическом центре. Родителям, которые болеют многофакторными болезнями, рекомендуется провести тестирование своих детей на наличие генов-предрасположенности к этим же заболеваниям. К многофакторным болезням относятся практически все заболевания (гипертония, язва желудка, аллергии, бронхиальная астма, сахарный диабет, псориаз, остеопороз и.т.д.).

И самое главное – каждый пациент должен сам активно участвовать в профилактике возможных заболеваний и лечении!

- Можете ли Вы объяснить, почему люди болеют? Правда, ли что первопричина – в психосоматике, то есть во внутреннем психологическом состоянии человека?

- Первопричиной наследственных болезней являются мутации в генах, которые передаются  от родителей их детям. Причиной многофакторных болезней  является наличие генов предрасположенности к развитию болезней, но эти гены проявляются только при наличии неблагоприятных факторов  окружающей среды. Например, на развитие рака молочной железы и яичников кроме мутаций в генах влияют и другие факторы как внутренней, так и внешней среды: гормональный статус, возраст, бесплодие, образ жизни, степень физической активности, питание, воздействие вредных веществ. Поэтому каждому человеку необходимо знать свои гены предрасположенности к болезням для того, чтобы проводить профилактику заболеваний и тем самым избежать развитие многих заболеваний.

- Спасибо Вам за интервью!

Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook