Общество
Карина Мамаева, фото личный архив К. Абрамичевой
«Заблуждение думать, что женщины хотят отрастить член, чтобы захватить власть»
ГорОбзор.ру пообщался с общественницей и арт-критиком Кристиной Абрамичевой, которая дважды за неделю стала персонажем карикатур как ЛГБТ-активист. Личные темы - табу, объяснила героиня, но общественные - в подробностях.
- За последнюю неделю Вы дважды стали персонажем достаточно жестких карикатур популярного художника Камиля Бузыкаева. Причем, акцент – на то, что Вы местный ЛГБТ-активист. С чем это связано?
- Это всего лишь отражение примитивных представлений людей о феминизме. Так как он не посещает наши лекции и не читает Википедию, то до сих пор, видимо, находится в заблуждении о том, что феминистки каким-то образом конкурируют с мужчинами, мало того, хотят ими стать, отрастив член, чтобы захватить власть. Конечно же, это не так. Умные и образованные люди давно понимают, что феминизм – это всего лишь борьба за права женщин, равноправие, сотрудничество между мужчиной и женщиной. Женщины ценны сами по себе и вопреки устаревшей теории Зигмунда Фрейда они не страдают от того, что у них нет члена. Просто, некоторые по своим взглядам на два века отстают.
- Являясь арт-критиком, как Вы расцениваете созданного персонажа?
- Глупо, пошло и безыдейно – характеристика в трех словах.
- Вы имеете какое-то отношение к обществу лесбиянок, геев и бисексуалов? Что Вы вообще про них думаете?
- Да, я имею отношение к этому обществу, так как занимаюсь правозащитной деятельностью в башкирском отделении Альянса гетеросексуалов и ЛГБТ за равноправие. Я выступаю от лица ЛГБТ-сообщества, которое по определенным причинам не может говорить открыто, беру на себя, как правозащитник, такую функцию.
- Что или кто сподвиг Вас присоединиться к движению?
- Я понимаю, что у многих людей в первую очередь возникает вопрос «А какое тебе до этого дело?». Будь то проблемы людей с инвалидностью, бродячих животных, женщин, гомосексуалов. Понятно, что большинство людей может понять чужую боль только через свою – это нормальный психологический механизм. То есть рождается у матери ребенок с инвалидностью и через некоторое время она может учредить какой-то фонд, который будет помогать детям с таким же заболеванием. Но, есть люди с повышенной эмпатией, они могут в любом случае поставить себя на место другого – угнетаемого, кем бы он ни был. Наверное, я отношусь именно к таким людям. К тому же, я считаю, что права каких-то маргинальных групп людей, это и мои права тоже, потому что я гражданин этой страны и считаю, что право на личную жизнь – одна из демократических свобод, которая мне важна.
В 90-е годы я и мое поколение формировались как личность, как граждане, на этот же период пришлось и половое созревание. Мы учились, были студентами и в то время страна переживала какой-то подъем, эйфорию. Понятно, что железный занавес тогда упал, это было особенное время, которое вернуть невозможно, когда страна определялась по какому пути ей пойти, и мы с смотрели на демократические страны, в надежде, что у нас будет также. К этому были все предпосылки: сексуальная революция и экономические реформы. Поэтому люди, которым сейчас около 40 лет, так и остались в надеждах, что все еще может исправиться. И, не смотря на застой или даже регресс – это все же временное, и мы еще вернемся к исходной точке 90-х годов.
- То есть понимание того, что Вы хотите защищать демократическую свободу, пришло еще в студенческие годы?
- Да, просто такие вещи не сразу осознаешь. Понятно, что любая девочка буквально с рождения испытывает некоторое давление на общество, которое все больше с возрастом нарастает. Допустим, у меня внешность отличницы, к тому же я из интеллигентной семьи, поэтому я чаще всего слышала, что должна быть послушной девочкой, но, так получилось, что этот образ не совсем сходится с моим характером. Поэтому мне больше хотелось быть самой собой, больше быть социально активной, интересоваться чем-то кроме кройки и шитья и все это уже расходилось с образом правильной девочки. Потом уже приходишь к выводу: все женщины и девочки разные и те условно мужские качества, например, активность, приписывают мальчикам, но это совершенно неправильно, потому что есть и мальчики, которым интересно заниматься кройкой и шитьем, и им для этого не обязательно становиться геями.
Как мы рассказываем на лекции «Гендер и сексуальность», гендерные рамки, в которые нас загоняют, очень мешают жить как женщинам, так и мужчинам. И в этом нет никакой пропаганды на смену пола, ради избавления от рамок, наоборот, это желание быть более открытым, мобильным и сопротивляться давлению общества. Ведь, когда девочка вырастает, начинается подготовка ее со стороны окружающих к определенной роли, чаще всего это исключительно роль жены, матери и домохозяйки. Но ведь есть еще и социальная жизнь, карьера, и женщине не нужно доказывать рождением ребенка, что она женщина. Также, как и мужчине, отцовством или службой в армии. Единственный выход – не прогибаться под общество и жить собственной жизнью. Эта простейшая мысль и лежит в основе феминизма, а не какие-то другие желания конкурировать с мужчинами, быть выше их и лишить мужских достоинств.
- Какие основные цели и Ваши личные планы в этой деятельности?
- Феминистическая революция (смеется). Так обычно отвечает лидер питерского феминистического общества «Ребра Евы» Леда Гарина, она ставит цели сразу по максимуму. Но, мы, конечно, не так амбициозны. У нас в провинции мы только начинаем разговор на эту тему. Видите, даже разговоры о гендерных ролях и разнообразии уже вызвали бурю в стакане воды и какие-то невероятные нападки, в общем, зверинец в чистом виде. Хотя, я не очень многого жду от людей, тем не менее, надеялась все-таки, что дискутировать будут не на таком низком уровне.
- Согласны ли Вы с тем, что сегодня жесткий кризис института «семья»? Как Вы объясняете процесс?
- Это все остатки патриархального уклада, потому что понятно, что возникает и гендерное разнообразие, и разного рода отношения. Многие уже не считают необходимым регистрировать свой брак, не смотря на то, что есть объективное совместное право на имущество. Чаще всего, именно это заставляет людей регистрировать брак. Именно поэтому однополые семьи тоже хотят штамп в паспорте и это не ради пропаганды, и не потому, что они хотят что-то кому-то доказать, а потому, что объективно, если люди всю жизнь вместе жили и потом один из них умирает или попадает в больницу, то его партнер не имеет права за ним ухаживать, и его не пускают из-за отсутствия штампа. Это и заставляет гомо- и гетеро- пары стремиться к браку.
- Можно ли, на Ваш взгляд, считать семью полноценной без детей?
- Да, конечно. Семья — это более широкое понятие. Для меня – это, прежде всего, партнерство любых людей.
- Архзащита – еще одно направление, которым Вы занимаетесь. В Уфе долго обсуждается тема создания пешей Октябрьской революции. На Ваш экспертный взгляд, это реально в перспективе 5, 20 лет или столетия?
- Изначально эта улица и была пешеходной. Она вела от причала, куда прибывали купеческие пароходы с грузами, прямо к Верхнеторговой площади. Тогда она была застроена трактирами, развлекательными заведениями, по ней катались тройки, а в праздники проходили народные гуляния. Это историческая функция улицы Октябрьская революция. А сейчас, чисто технически, мне это представляется невозможным из-за транспортных потоков. Действительно, как от улицы Ленина попадать к Монументу дружбы? Это ведь главная, самая короткая соединяющая артерия.
Я не урбанист и не транспортник, поэтому не знаю, возможно ли изменить эти потоки. Но опять же, с точки зрения архзащиты, там хорошо сохранилась историческая среда. Не отдельно воткнутые домики, а сплошная улица объектов культурного наследия. Краеведы очень хотят сделать из этой улицы пешую, но, возможно нужно выбрать для этого более тихую улицу, например, улицу Мустая Карима. Она в транспортном плане не так сильно важна, к тому же она не настолько длинная и там тоже интересно. Во-первых, пространство арт-квадрат, который займет весь участок от Гостиного двора со стороны улицы Коммунистической до улицы Чернышевского. Во-вторых, там есть несколько мечетей, а, значит, найдется, что показать и рассказать.
Конечно, мы, архзащитники, опасаемся за улицу Октябрьская революция, что там начнут все сносить и выдергивать по частям какие-то дома, а потом окажется, что нет среды и застройщики уничтожат все. Это, ведь, выгодная улица. По этим соображениям, хотелось бы сделать ее пешей, потому что это бы ее спасло, а по техническим соображениям, было бы логичнее взять другой участок.
- Осенью активно обсуждался также приезд предпринимателя Сергея Веремеенко. Он встречался с мэром Уфы Иреком Ялаловым, достигнуты договоренности о том, что Фонд «Имэн Кала», который возглавляет Веремеенко, закончит строительство Крестовоздвиженского храма и мечети «Ар-Рахим». Вы лично верите Веремеенко?
- Если честно, не очень. Впрочем, как и словам большинства политиков и депутатов. С тех пор, как Архзащита возникла в 2012 году, к нам кто только не обращался, каких только партий не было. Они пытались получить на поддержке нашего сообщества какой-то хайп и политические очки. Мы никому не отказывали, всем шли навстречу, но, тем не менее никакой конкретно помощи в промежутках между выборами мы не заметили и все это, естественно, активизируется именно к выборам. Если он сдержит свое слово, то хорошо, это намерения благие, никто не будет чинить препятствий.
- Какие Ваши личные планы на ближайшее время? Что готовите для публики?
- Планы есть по многим направлениям. В плане феминизма мы организуем открытый показ нашего фильма «Не пытайтесь это повторить». Это документальный фильм, в котором мы сняли истории с девушками и женщинами о том, как изменил их жизнь аборт, особенно в тот период, когда они были запрещены. Это исковеркало жизнь многих женщин. И название - «Не пытайтесь это повторить» - двоякое. С одной стороны, не пытайтесь повторить аборты в домашних условиях, потому что мы там даем рецепты из реального прошлого, чтобы показать, как это смертельно опасно было в период запрета абортов. С другой стороны, это название говорит о том, что нельзя сейчас законодательно запрещать аборты, так как какие-то инициативы от депутатов все же возникают. Мы уже показали этот фильм на фестивале «Ребра Евы» в Петербурге и теперь все, кто в нем участвовал, хотят сами прийти и посмотреть на это 29 ноября.
По ЛГБТ тематике, 26 ноября мы ждем в гости активиста из питерского Альянса. Для всех, кому интересна гражданская активность, будет организована встреча, потому что он тоже, как и я, человек широкого профиля, выступает в защиту разных гражданских свобод. Анонсы всех мероприятий можно найти в интернете.
- Спасибо!
Беседовала Карина Мамаева.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook