Общество
Карина Мамаева, фото ГорОбзор.ру и Службы спасения 112
Спасатель из Уфы рассказал о своей профессии, смерти и страхах перед спецоперациями
Профессия спасатель – такая интересная и многогранная. Корреспондент ГорОбзор.ру встретился с опытным сотрудником Поисково-спасательного отряда Управления гражданской защиты г. Уфы Александром Григорьевым, чтобы узнать о тонкостях профессии и о том, что чувствует спасатель во время спецопераций.
- Есть такая поговорка: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского». Вы – спасатель и рискуете постоянно. Что чаще всего пьете вы?
- За всех спасателей говорить не буду, но я предпочитаю чай. (смеется)
- Почему Вы выбрали именно эту профессию?
- Наверное, правильнее сказать, что не я профессию выбрал, а она меня. Когда люди приходят в эту профессию, они там не всегда задерживаются. Профессия спасатель интересная, разнообразная, подходит мне по духу. Каждый спасатель имеет по несколько профессий, у кого-то десять и более специальностей. Мы занимаемся не только вскрытием дверей, но и выезжаем на ДТП, пожары, ведем водолазные поиски, в общем, работа многогранная.
- А как же все-таки вы попали в Поисково-спасательный отряд Уфы?
- Где-то в 2000-м году я встретил знакомого, который рассказал мне, что собирается пойти на собеседование, и я подумал, почему бы и мне не сходить. Вообще, мои родители по профессии тренера, я думал тоже пойду по их стопам. Хотя, по сути и здесь я тоже тренирую. Когда я был еще начальником подразделения, в то же время являлся капитаном команды по многоборью спасателей, поэтому, можно сказать, что я совместил два в одном.
- Ваш стаж работы – 18 лет. Насколько популярна эта профессия сегодня в сравнении с тем временем, когда начинали работать Вы? Кто те люди, которые выбирают профессию спасателя – романтики, авантюристы или смельчаки?
- В те времена профессия только развивалась, то есть это нигде не афишировалось. Если происходили какие-то масштабные трагедии, то показывали по телевидению, но это единичные случаи. Сейчас висят и рекламные баннеры, и медиаэкраны в торговых центрах, Служба 01, Служба спасения – все дают свои рекомендации, как вести себя в той или иной ситуации. Мы постоянно проводим дни открытых дверей в подразделениях, проводим выездные открытые уроки в детсадах, школах и других учебных заведениях, также теперь организовываем стрим-уроки для детей. Можно сказать, что профессия стала более популярной, масштабировалась.
Люди, которые выбирают профессию спасателя, это те люди, которые не любят сидеть в кабинете, те, у которых горят глаза, они хладнокровны, и в то же время с добрым сердцем. Мы постоянно работаем с людьми и, если у человека внутри агрессия – он не приживется.
- Какими знаниями должен обладать спасатель?
- Спасатель должен знать и уметь оказывать первую помощь, он должен знать детали поиска и транспортировки пострадавших, знать все о своих инструментах и уметь ими пользоваться. Мы постоянно занимаемся физической, медицинской, тактико-специальной, психологической и пожарной подготовкой, а также обучаемся работой с альпинистским снаряжением. Всеми этими навыками важно не только обладать, но и уметь ими пользоваться.
- Вы говорили, что спасатель должен обладать несколькими специальностями. Какими обладаете вы?
- Если не забуду, перечислю все. (смеется) Водитель категории В и С, судоводитель, водитель внедорожных мототранспортных средств (квадроцикл, снегоход), водолаз, промальпинист, газоспасатель, стропальщик, газодымозащитник. Также на повышение квалификации мы ездили в международный центр в Белоруссию по работам ликвидации ЧС при ДТП, на железнодорожном и авиатранспорте. Все эти навыки я приобрел в Службе спасения, а до того, как сюда пришел, обучался на слесаря КИП и А и тренера-преподавателя. Эти навыки тоже очень пригодились в моей профессии.
- Расскажите о самой первой вашей спасательной операции.
- Часто вспоминаю один из первых забавных случаев. Нам поступил вызов. Девушка застряла за перилами балкона, расположенного на 6-ом или 7-ом этаже. По приезде мы выяснили, что соседей сверху не было, пришлось лезть через этаж по соседнему стояку. Спускаюсь по веревке, дохожу до нее, одной рукой держусь за перила, второй рукой обхватил девушку. Девушка была в теле, а я стройнее, чем сейчас. В тот момент, когда я обхватил ее рукой, она обмякла. Вот представьте, одной рукой ее держу, второй за перила, чтобы маятником вместе с девушкой на соседний балкон не уйти, но я все-таки смог ее перекинуть через перила обратно к ней на балкон. Как только она встала и пришла в себя, первой ее фразой было: «Кофе будешь?».
Как выяснилось позже, ее дома закрыли родители, чтобы гулять не выходила, но ей очень хотелось, и она решила выйти через соседей по балкону. Она им в окно постучалась, но никого не было и, возвращаясь обратно, девушка оступилась и от страха впала в ступор.
- Как Вы боретесь со страхом, который, наверняка, присутствует перед началом каждой спецоперации?
- Страх – это защитная реакция организма, которая не дает нам совершить глупости. В момент работы у нас как такового страха нет внутри. Естественно, я не берусь говорить за молодых ребят, которые только пришли в профессию, у них еще страх может присутствовать. Работа у нас проходит на адреналине, поэтому страх может прийти после, когда мы уже отработали, извлекли людей, оказали помощь, потом, в процессе обдумывания своих действий, может что-то возникнуть. Страх у нас не проявляется как у обычных людей: мандраж, оцепенение. Если это будет присутствовать, мы просто не сможем выполнять свою работу. Когда мы едем на вызов, в голове уже начинаем прокручивать возможные варианты событий, а по приезде уже действуем быстро, потому что бывает счет идет на секунды, и страх не дает нам совершить ошибки.
- На Ваш взгляд, смерть – это страшно? Часто ли Вам приходилось видеть ее, спасая людей?
- Смерть – это само по себе страшное и неприятное явление. В нашей работе мы периодически сталкиваемся с такими ситуациями, от этого никуда не денешься. Поначалу, с непривычки, было неприятно это видеть, но я знал, куда шел. У меня не было паники, я хладнокровно к этому относился, работа ведь у нас такая, если мы этого делать не будем, то кто? Когда люди приходят в профессию спасатель, то думают, что профессия интересная, но, когда сталкиваются с человеческим горем и смертью – не все выдерживают. Это можно понять за два-три месяца работы спасателем.
- Является ли для спасателей душевной проблемой гибель тех, кого не удалось спасти? Какие правила существуют на этот счет в Вашей профессии?
- Гибель людей, безусловно, оставляет свои отпечатки, со временем они блекнут, но иногда, например, когда просят рассказать запоминающиеся случаи, то все это в памяти всплывает. Сложнее всего любой спасатель переживает гибель детей, а так, в принципе, мы стараемся все эти эмоции в себе не держать, иначе будет очень сложно.
По приезде если видишь, что молодой спасатель молчит и закрылся в себе, тяжело переживает впервые увиденное человеческое горе или сильно покалеченного человека, погибшего, то мы подходим к нему и пытаемся объяснить, что работа у нас такая, пытаемся разговорить его, если совсем что-то сложное, то подключаем психологов. Слава богу, мы психологов пока привлекали только для обучения, а так беседы с начальством и коллегами чаще всего помогают.
- Что такое, по Вашему мнению, настоящая полноценная жизнь? Какой она должна быть?
- Полноценная жизнь – это семья, дети, хобби, занятия спортом.
- Как говорится в должностной инструкции спасателя, он обязан «проявлять мужество, личную инициативу и находчивость при спасении людей и ликвидации ЧС». Как это делаете Вы?
- Мужественно и инициативно. Как написано в инструкции, так и делаем. Бывают случаи неординарные, когда приходится что-то изобретать, проявлять смекалку. Был случай, когда парня доставали из вентиляционной шахты. Он полез с девятого этажа вниз и застрял между седьмым и восьмым этажом, а шахта как раз была по его габаритам. Самое сложное было уговорить хозяев квартиры с восьмого этажа продолбить отверстие в стене, чтобы достать человека. Когда начали доставать, продолбили перфоратором стену, обвязали его сверху веревкой и тянем, а он никак не идет, кричит от боли. С помощью камеры посмотрели, оказалось, что нога застряла. Пришлось проволокой подцепить ногу и только тогда получилось его вытянуть. Позже он объяснил причину, сказал, что уронил телефон, но это такая глупость – лезть за ним по шахте с девятого этажа вниз.
- Что для спасателя истинная благодарность за труд: человеческое признание, гордость близких, хорошая зарплата?
- Вопрос о зарплате опустим, то, что делают сотрудники экстренных служб, само по себе бесценно. Наверное, истинная благодарность за труд – это спасенные жизни, однако, я думаю, что моя семья мною гордится и меня это вдохновляет.
- Красота, действительно, спасет этот мир или нужны средства поэффективнее?
- Для спасения все средства хороши, в том числе, может быть, и красота. Но, в нашей практике, мы рассчитываем только на себя.
- Спасибо за интервью.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook