Общество
Дарья Касьянова, фото из личного архива Александры Клепач
«Ведь жизнь человека на кону»: донор костного мозга из Уфы рассказала о процессе трансплантации
Ежегодно в России около 4 тысяч человек нуждаются в пересадке костного мозга, и лишь 8 процентов из них – около 300 пациентов – находят подходящих доноров. Реальность сурова: те, кому не повезло встретить благотворителей, умирают. К сожалению, в нашей стране это скорее лотерея: из 142 млн жителей в донорской базе числятся лишь 130 тысяч, а для обеспечения всех нуждающихся в пересадке их должно быть хотя бы 4 млн. Так, например, в Германии потенциальных доноров насчитывается 7,5 млн при населении 81 млн.
Донор костного мозга из Уфы 25-летняя Александра Клепач в беседе с корреспондентом ГорОбзор.ру рассказала, как на самом деле проходит процедура трансплантации и почему это не страшно.
В донорскую базу Александра попала около пяти лет назад, когда обучалась на начальном курсе медицинского университета.
«Нам сказали: кто хочет стать донором, можете пойти и сдать кровь. У нас взяли кровь из вены, подарили за это сувениры – и все, мы пошли дальше учиться. Я и не думала, что подойду кому-то».
Спустя несколько лет незнакомый голос в трубке сообщил Александре, что ее кровь подошла мальчику, страдающему лейкозом. К предложению приехать в Киров и пройти через трансплантацию девушка отнеслась настороженно, однако, взвесив все «за» и «против», утвердилась в мысли отправиться на помощь.
«Сначала не поверила – номер иногородний, какой-то фонд, в общем, я недоверчиво к этому отнеслась. Потом подумала, что можно и рискнуть, ведь жизнь человека на кону. После этого все узнала, скинула свои данные в фонд Чулпан Хаматовой и поехала в Киров <…> Я не знала, что сейчас стволовые клетки берут через специальный аппарат без каких-либо операций. Мне объяснили, как все пройдет: у тебя будто просто берут кровь. Сомнения развеялись – мои кости трогать не будут».
Донорам из других населенных пунктов оплачивают дорогу, позволяя при этом взять с собой одного сопровождающего. Александра полетела в Киров вместе с мамой за пять дней до процедуры трансплантации. По прилете у донора взяли кровь на анализ, убедились, что она здорова, и начали дважды в день делать уколы, увеличивающие уровень лейкоцитов. Собеседница отметила, что современные технологии позволяют пересаживать лейкоциты без риска для здоровья донора. Чаще всего для трансплантации требуется два дня, но Александре повезло: необходимое количество стволовых клеток было собрано за одну процедуру.
«В день трансплантации утром я пришла в клинику. Из одной руки берут кровь, прогоняют через аппарат, забирают оттуда только стволовые клетки, а остальную кровь вгоняют обратно через другую руку – такой вот умный аппарат. Пять-шесть часов я сидела на заборе крови. Мне говорили, что обычно эта процедура проходит в два дня. Я была очень рада, что мы уложились в один день, потому что шесть часов сидеть трудно. Двигать можно было только ту руку, в которой был катетер, а той, где стояла только игла, нельзя было шевелить вообще. Все затекало. Но персонал там очень вежливый, постоянно со мной разговаривали, практически от меня не отходили».
Как правило, серьезный процесс реабилитации донорам стволовых клеток не требуется – кровь восстанавливается за несколько недель. Единственный дискомфорт, возникший после процедуры у Александры – плохое самочувствие во время полета на самолете домой.
К сожалению, у донора нет возможности познакомиться с пациентом, чью жизнь он спасает. «Ему около десяти лет» – это все, что знает Александра о человеке, с которым поделилась частью себя. Пересадка костного мозга проходит в условиях анонимности – таковы правила. Однако о состоянии здоровья мальчика ее оповестили: сейчас у него все в порядке. Донора же за добрый поступок наградили медалью.
«Не нужно этого бояться. Нужно осознать, что ты не просто так это делаешь, ты помогаешь другим людям – это самое главное, мне кажется», - заключает Александра.
Руководитель отдела рекрутинга Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова, представитель благотворительного фонда «Русфонд» Евгения Лобачева объяснила, для чего необходимо создавать базы данных с возможными донорами.
«Пересадка костного мозга – последний шанс для больного, ее назначают только в том случае, когда не помогают другие виды лечения. Очень важно найти донора, который генетически бы подходил пациенту. Нельзя искать их в соцсетях или просто выйдя на улицу. Здесь все гораздо сложнее. Поэтому и нужны регистры, базы данных, куда врач может зайти и узнать, есть ли потенциальные доноры для человека, страдающего тяжелым заболеванием».
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook