Общество
Дарья Кинзикеева, фото Сергей Словохотов для ГорОбзор.ру
«Знали многие, но свидетелей никогда не было» - история женщины, пережившей домашнее насилие
Домашнее насилие в семье - болезненный и острый вопрос для России. В стране, по данным Росстата, 40 процентов всех тяжких преступлений совершаются в семьях. Если Вам тяжело представить, что такое процентное соотношение, есть другая цифра – каждые 40 минут от домашнего насилия погибает одна женщина, то есть 12-14 тысяч в год. Возможно, их реально было спасти, если бы в нашем менталитете не было афоризмов или фраз, типа «моя хата с краю – ничего не знаю», «бьет – значит, любит», «женщины как отбивные, чем больше ты их бьешь, тем лучше они становятся», «это их семейные дела». Насилие – это не семейные проблемы, это преступление. Преступление, на которое предпочитают закрывать глаза.
«Она сама довела»
В Уфе три года назад открылось отделение помощи женщинам, пережившим домашнее насилие. Его заведующая Венера Гафарова работает здесь с самого начала. Она признается, что раньше и представить не могла, какой масштаб носит насилие в семье.
К женщинам она относится, как сострадающая и любящая мать. Отдельно взятую историю она помнит в деталях.
«Когда начала работать, то поняла, какой это ужас – домашнее насилие. Каждую судьбу, каждый случай я переживаю с ними. Порой я вся в слезах. Настолько близко принимаю все к сердцу, что заболеваю порой», - говорит она.
В Республиканском ресурсном центре «Семья» обратившимся женщинам оказывают всестороннюю помощь. С жертвами работают психологи, юристы, методисты. Лишь бы уберечь их. Но одной работы с пострадавшими недостаточно, говорит Венера.
«Наша проблема в том, что в обществе как-то не принято работать с насильниками. А надо бы. Много мужчин, которые получают удовольствие от причинения физического вреда своей женщине. Когда мы приглашаем мужей, то они нам отвечают, что я не насильник, она сама довела. Ну, не бывает так, что «сама довела». На наше предложение поработать с психологами только и слышим, что они не психи, а это женщина такая», - рассказывает Венера.
«Я ему все простила»
Алена Юмашева (имя изменено, - прим. ред.) обращалась за помощью в центр не раз: муж бил регулярно и сильно, вплоть до швов. Своей историей она согласилась поделиться для того, чтобы помочь другим. Если это поможет, то буду очень рада, говорит она.
Алена познакомилась со своим мужем на работе. Она уже точно не помнит, когда в первый раз за 8 лет брака на нее муж поднял руку. Но причина банальная до ужаса – ревность.
«Я пыталась уйти от него. Он не отпускал, а после извинялся и клялся больше не допускать такого. Вместе с этим и угрожал, а я боялась исполнения этих угроз. Разговаривала с ним, пыталась найти решение», - рассказывает она.
Женщина признает, что она просто ошиблась, пошла на поводу у неправильных эмоций. По ее словам, она никогда не видела врага в своем муже, даже сейчас.
Я задала вопрос Алёне, обращалась ли она за помощью к близким, ответ, к сожалению, известен заранее.
«Никуда не обращалась. Это было опасно. Я боялась реакции мужа, когда он узнает об этом. Разговаривала с его мамой, пыталась в ней найти поддержку, но не получилось. Моя мама и сестра знали в общих чертах. Наверное, не придавали серьезного значения. Знали многие, но свидетелей никогда не было. Он себя так вел один на один, или при детях. На людях – он примерный муж и идеальный отец. Да и мне было бесполезно говорить, я быстро прощала это. Любовь – штука серьезная», - заключает Алена.
В совместной жизни было не только рукоприкладство со стороны мужа, но и алкоголь, измены, оскорбления, загулы. Это все накапливалось и вылилось в физическое и нервное истощение женщины.
«На мой уход повлияло не одно событие, а сложение всей негативной энергии. Я не чувствовала физической боли, на ее месте были упадок сил, унижение, страх. После развода его поведение стало еще хуже. Я до сих пор не перестаю удивляться его поступкам. Как много мне было не видно… Знаете, я не жалею, глядя на детей, я ему все простила и прощаю».
Почему так происходит?
Психолог Республиканского ресурсного центра «Семья» Неля Закирова рассказала о взаимоотношениях в паре «насильник-жертва». По ее словам, данная проблема – это совокупность множества причин. Выделить одну конкретную невозможно.
Жертвой насилия становится, как правило, слабый член семьи – жена или ребенок. Насилие может быть не только физическим, но и психологическим, экономическим и сексуальным.
«Часто сама жертва не подразумевает о насильственных действиях в свой адрес, считая такое обращение нормой. Женщина просто не знает, как это – состоять в здоровых отношениях, ей не с чем сравнивать. К тому же, возникает созависимость», - говорит она.
Психологи отмечают, что склонность к насилию в большинстве случаев формируется в детстве. Тиран – это особый невротический психотип личности. Для невротика характерны эмоциональная нестабильность, глубокая неуверенность в себе, страх. Все это со временем перерастает в стабильный негатив к окружающим. Еще одна характерная особенность этого психотипа – желание властвовать над людьми.
Домашний тиран выстраивает отношения с другими на страхе. Это не обязательно грубые физические угрозы. Невротик всегда гениальный манипулятор, тонко чувствующий слабые места партнера.
Меня бьет муж. Куда обращаться?
Если вы стали жертвой домашнего насилия, помните, что в этом нет вашей вины. Вашей вины нет в том, что вас бьют, унижают, насилуют.
Если вы тот человек, что, читая новость об очередной жертве домашнего насилия, произносит фразу «сама виновата», то вы невольно становитесь соучастником преступления. Оправдывая насильника, вы словно утверждаете, что побои – это дело обычное, норма. Однако, нормально – порицать плохое, и не нормально – перекладывать ответственность с преступника на жертву.
Если вы тот, кто видит, что женщина приходит с синяками на работу, не задавайте этот унизительный вопрос: «Почему ты просто не уйдешь?». Потому что уйти от насильника непросто. Попытайтесь помочь, хотя бы порекомендовав обратиться в специальные службы.
ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья». Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Уфа, 50 лет СССР, 27/1 8 (347) 28 60 253
Время работы: круглосуточно.
Телефон экстренной психотерапевтической помощи 8 (347) 285-77-07 (единая регистратура)
Многоканальный телефон доверия 8 800-700-01-83
Телефон доверия экстренной медико-психологической помощи Уфа (347) 295-02-36
Общероссийский единый детский телефон доверия 8 800-200-01-22
Телефон доверия по оказанию психологической помощи 8 800-700-01‒83
Всероссийский телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия 8 800-700-06-00
«Индиго», городской центр психолого-медико-социального сопровождения
Уфа, Шафиева ул., 12/2(347) 223-22-11.
Республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи
Уфа, Пархоменко ул., 133/1(347) 273-09-00 — телефон доверия(347) 276-56-03 — экстренная психологическая помощь
Центр психолого-медико-социального сопровождения
Уфа, ул. Дагестанская, 31/18 (347) 227-13-36; 8 (347) 281-07-13
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook