Общество
Фото: ГорОбзор.ру
«Министерство уголовных дел Башкирии»: разбираемся, за что арестовывают республиканских чиновников
Башкирию за последние несколько месяцев, как и страну в целом, потрясли громкие задержания и увольнения чиновников. Однако реакция главы региона на эти события бывает разной: кого-то увольняют до суда, а кто-то во время следствия сохраняет свою должность. СМИ стали противопоставлять эти факты и утверждать, что решение уволить экс-министра транспорта Владимира Клебанова было якобы «не в духе Хабирова». Эти же СМИ при других обстоятельствах заявляли, что Радий Хабиров «делит людей на своих и чужих». Почему применяются «двойные стандарты», как выразились журналисты? Адвокат и политологи помогли разобраться в этой ситуации.
Громкие задержания
В этом году уже произошла масса задержаний представителей власти. Среди них есть и региональные министры, и чиновники федерального уровня. Так, 14 мая по обвинению в особо крупной взятке был арестован начальник главного управления кадров Минобороны России Юрий Кузнецов. При обыске у него в квартире нашли более 100 млн рублей. Такое же обвинение в апреле предъявили коллеге Кузнецова — замминистра обороны Тимуру Иванову.
Участь не обошла стороной и региональных чиновников. Так, в марте арестовали министра ЖКХ Новосибирской области Дениса Архипова. Как отмечают местные издания, новость стала неожиданной даже в правительственных кругах. На министра надели наручники прямо в его кабинете и увезли в СИЗО из здания правительства.
Произошедшее — логичные последствия слов президента России Владимира Путина: в своем послании он отметил, что у власти не должно остаться нечистых на руку людей. Также глава государства добавил, что предпочтение нужно отдать тем, кто действительно продемонстрировал свою верность стране, отправившись на СВО.
«Элита — не те, кто набил карманы, а люди, которые делом доказали преданность России», — сказал Путин.
Резонансные дела против представителей власти не обошли стороной и Башкирию: в начале мая теперь уже бывшего министра транспорта и дорожного хозяйства республики Владимира Клебанова задержали ночью прямо в его собственной квартире, в домашней одежде. Радий Хабиров сразу же уволил чиновника, так как экс-министр обвинялся в покровительстве в обмен на взятку в 5 млн рублей.
Также недавно задержали начальника управления главы РБ по социальным коммуникациям Елену Прочаковскую. Госслужащая обвиняется в мошенничестве в особо крупных размерах: по версии следствия, еще во время работы в Красногорске она трудоустроила «мертвую душу», а зарплату подставного человека забирала себе. Однако Прочаковская продолжает занимать свою должность без сохранения зарплаты. Глава региона Радий Хабиров объясняет это тем, что приговор суда не вступил в законную силу.
Одно из громких дел в Башкирии случилось еще до массовых задержаний по России: в феврале 2021 года тогдашних министра строительства и архитектуры республики Рамзиля Кучарбаева и министра ЖКХ РБ Бориса Беляева обвинили в превышении полномочий в период с июня по сентябрь 2017 года. В то время Кучарбаев на посту начальника управления капстроительства подписал акт приемки очистных сооружений в селе Маячный в Кумертау. Чиновник сделал это, несмотря на то, что пусконаладка на объекте не была выполнена и он не мог эксплуатироваться — об этом Кучарбаев знал. Документы утвердил Борис Беляев, тогдашний мэр Кумертау.
Радий Хабиров не увольнял глав ведомств до того, как обвинительный приговор вступил в силу, так как в этом деле не стоял вопрос о взятке. Недавно произошедшие события показали правильность его решений: на прошлой неделе им изменили приговор. Шестой кассационный суд в Самаре 17 мая изменил приговор по делу бывшего вице-премьера, экс-министра ЖКХ Башкирии Бориса Беляева и экс-главы Минстроя Башкирии Рамзиля Кучарбаева. Их освободили от наказания по части 1-й статьи 286 УК РФ о превышении полномочий. Рамзиль Кучарбаев продолжает отбывать наказание в колонии общего режима по другому уголовному делу.
А была ли коррупционная составляющая?
Первая судебная инстанция — Ленинский районный суд Уфы — посчитала, что Беляев и Кучарбаев причинили ущерб бюджету республики в 95 млн рублей. Однако на апелляции Верховный суд Башкирии постановил, что тяжелых последствий от нарушений экс-министров не было. Статью приговора заменили на менее строгую: превышение полномочий без тяжких последствий (ст. 286 ч.1 УК РФ). Однако после долгих разбирательств, спустя три с лишним года, Самарский Кассационный суд освободил Беляева и Кучарбаева от наказания по превышению полномочий, так как истекли сроки привлечения.
Адвокат Роман Петров считает, что в этом судебном деле Ленинский районный суд Уфы и Верховный суд Башкирии показали свою некомпетентность.
«В этом деле была некачественная работа нижестоящих судов. С нарушениями были оформлены документы, то есть тот, кто их подписал, тот превысил свои полномочия, но не злоупотребил, понимаете? Да, это было умышленно, в чем его и обвиняли. Такие дела имеют срок давности — всего два года, а они и пролетели, пока шли следствие и разбирательство. Следствие квалифицировало его деяния как более тяжкие, хотя этого состава нет. Я лично ознакомился с материалом. Если бы был у него умысел, он бы специально это делал. К сожалению, очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда только в Самаре Кассационный суд ставит точку в таких делах. Получается так, что корыстной цели у преступления не было, взятки, финансовой выгоды они не получили, сооружение построили и оно функционирует. Коррупции здесь нет», — объяснил Роман Петров.
О том, что республике не был нанесен непоправимый ущерб, подтвердили и в администрации Кумертау.
«Они (очистные сооружения — прим. ред.) введены в эксплуатацию, работают», — прокомментировал корреспонденту ГорОбзор.ру глава Кумертау Олег Астахов.
Скоропалительные решения без доказательств — действия не для ответственных людей
Отметим, что наличие или отсутствие взятки — решающий факт в отношении Хабирова к уголовным обвинениям против чиновников. Так, теперь уже бывший министр транспорта и дорожного хозяйства республики был уволен сразу, как только стало известно о том, что он вымогал деньги в обмен на покровительство.
«Лично для меня главный показатель — понимание того, положил человек себе в карман или нет. <…> С другой стороны, иногда мне не нужно решение суда, я по роду своей работы довольно информированный человек. Были у нас такие моменты, когда не только главы муниципалитетов, но и члены правительства покидали свои должности просто потому, что у меня была достоверная информация: человек «не туда пошел», — заявлял ранее Радий Хабиров.
При этом, если кого-то из чиновников поймают на взятке «с поличным», то глава республики отметил, что не будет дожидаться даже возбуждения уголовного дела. Это в беседе с ГорОбзор.ру подчеркнул политолог Арсен Шаяхметов: насчет Клебанова сомнений во взятке не было.
«В случае, если доказан факт получения взятки или хищений, решения принимаются незамедлительно, а формальные нарушения бюрократических процедур или недостаточная доказанность откладывают кадровое решение до приговора суда. Очевидно, что в этом случае факты сомнения в его вине не вызвали, тем более что критики вокруг транспортной проблемы и состояния дорог достаточно, недавно ее озвучивал и сам Радий Хабиров. Клебанов был приглашенным специалистом из другого региона, но вместо качественной работы быстро начал лоббировать интересы коммерческих организаций и свои собственные. Таким образом, кадровое решение было вопросом времени», — пояснил собеседник.
Последовательность действий Радия Хабирова в кейсах с судебными разбирательствами против госслужащих объяснил политолог, кандидат философских наук Сергей Семенов.
«Очистные сооружения были построены, чиновник [Беляев] не был пойман на обогащении или взятке. Тем не менее, претензии у правоохранительных органов к нему имелись. Поэтому он не выбывал из команды до решения суда, только обвинительный приговор стал основанием для увольнения. Это говорит о том, что сам факт возбуждения уголовного дела в отношении представителей органов власти еще не является основанием для кадровых решений. Однако если материалы дела не вызывают сомнений, то происходит смена менеджмента», — пояснил эксперт.
Стоит понимать, что судебные разбирательства длятся годами, а в таких серьезных делах, как обвинения против сотрудников госструктур, все должно подробно проверяться многими экспертами. И иногда добиться справедливости помогает только последняя судебная инстанция. Радий Хабиров, как юрист по образованию, знает все тонкости этих процессов. Как показала практика, решения он принимает последовательные: серьезные действия он предпринимает только тогда, когда вина человека официально доказана в суде либо была достоверно известна.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Одноклассники