Общество
Гульназ Хайри, фото: ГорОбзор.ру/Сергей Словохотов
Как выглядит историко-музейный комплекс «Шульган-Таш» внутри: наскальная живопись и нескучная экспозиция
В Башкирии 11 июля открылось новое здание историко-музейного комплекса «Шульган-Таш». Комплекс строили с 2018 года: его удалось возвести, несмотря на трудности, вызванные пандемией коронавируса. Редакция ГорОбзор.ру побывала в музее и выяснила, какие экспонаты там выставлены, как выглядят экспозиции и стоит ли там побывать. Если кратко, то сюда обязательно стоит приехать хотя бы один раз.
Историко-музейный комплекс расположен неподалеку от самой пещеры Шульган-Таш, в местности «Мурат-Тугай» Бурзянского района республики. Добраться можно на автомобиле по новой дороге, для водителей предусмотрена большая парковка. Отметим, что комплекс доступен для людей с инвалидностью: при входе нет никаких барьеров, а при желании можно вызвать сотрудника и попросить помочь. Цены на билеты довольно низкие: вход с экскурсией стоит 300 рублей, а многодетные семьи, пенсионеры, ветераны труда, дети до 16 лет, студенты, участники боевых действий, а также жители близлежащих деревень Бурзянского района могут пройти за полцены – 150 рублей. Сопровождающие преподаватели, дети до 5 лет включительно, дети-сироты, инвалиды и другие особые льготные категории могут получить билет на экскурсию и вовсе бесплатно (полный список льготников – на сайте музея).
Само здание выглядит довольно необычно: на фоне скал и лесов возвышается современная постройка серебристого цвета. Днем у музея играет башкирская народная музыка, а вечером включается подсветка. Внутри все выглядит так же современно: здесь не будет скучно детям – все можно трогать, нажимать, у некоторых экспонатов есть звуковое сопровождение.
Музейная экспозиция состоит из семи тематических блоков: «Таймлайн», «Медиазал», «Наскальное искусство», «Археология», «Естественно-научный», «Сохранение», «Эпос Урал-батыр». В понятной форме посетители могут ознакомиться с историей возникновения человека, узнать интересные факты о пещере Шульган-Таш и погрузиться в сюжет эпоса «Урал-Батыр», который связан с самой пещерой и другими местами Бурзянского района.
Одна из инсталляций, оформленная в детективном стиле, связана с советским ученым Александром Рюминым – первооткрывателем галереи с наскальными рисунками времен палеолита в пещере Шульган-Таш. Причем некоторую древнюю живопись, которую описал и зарисовал Рюмин, удалось обнаружить только в 2018 году. Работа ученого была довольно захватывающей: в зал, где он позже обнаружил рисунки, приходилось подниматься по высокой самодельной лестнице, также Рюмин погружался в отдаленные уголки пещеры, затопленные водой, не имея надежного снаряжения, которое изобрели намного позже. Посетители музея же могут немного почувствовать себя смелым советским исследователем, познакомившись с экспозицией – в специальных настенных динамиках можно услышать запись голоса ученого.
Наскальной живописи посвящен отдельный зал: здесь установлены точные копии рисунков в пещере Шульган-Таш, которым более 20 тысяч лет. Причем это не просто копии, которые нарисованы на каком-нибудь холсте – репродукции, изготовленные французскими учеными в ателье Arc&Os в Монтиньяке, с точностью до мельчайших деталей повторяют все шероховатости пещеры. Изображения оформлены с помощью подсветки: она создает впечатление, что посетитель находится в самой пещере, где горит огонь, показывает живопись таким образом, будто бы она нарисована кем-то совсем недавно. А в какой-то момент появляется тень предка современного человека – много тысяч лет назад точно так же в Шульган-Таш пришел художник и оставил нам послание в своих рисунках.
Пещеру можно назвать святилищем: сейчас ученые могут только предполагать, какую роль она выполняла в жизни наших предков – храм, картинная галерея, ритуальное место. Однако точно можно утверждать, что Шульган-Таш не носила бытовое назначение – здесь нет следов хранения мяса и других продуктов, как это нередко бывает в других гротах. Также, вопреки распространенному мнению, первобытные люди в пещерах не жили, а лишь приходили для проведения каких-то обрядов, смысл которых мы никогда уже не узнаем.
«В пещере обнаружено три черепа: это черепа молодых девушек от 16 до 18 лет. Пока здесь установлены реплики, также по черепу было воссоздано лицо одной из девушек. Генетический анализ показал, что ее ген совпадает с геном местного населения. Скорее всего, это было жертвоприношение, потому что все три убиты ударом тупым предметом в височную область. Либо их убили в пещере и вынесли тело, либо наоборот – убили на поверхности, занесли голову по каким-то неизвестным нам причинам», – рассказал заведующий научно-исследовательским отделом музея Раян Ахмедьянов.
В музее также выставлены настоящие кости древних животных: рога и фрагмент черепа бизона, найденный в Бирске в реке Белой, и другие образцы, найденные в Якутии. Ко всем останкам животных можно прикоснуться.
Посетители также могут увидеть модели насекомых, животных и растений, которые живут в пещере сейчас. Многие из них – эндемики, виды, которые больше нигде не проживают. Экспонаты находятся под стеклом с кнопками: можно нажать на них, прочитать информацию о животном, насекомом или растении, а также услышать, как они звучат. Эта интерактивная выставка особенно порадует детей.
К слову, с детьми разных возрастов можно и нужно приходить в музей: если маленький ребенок устает от подобных экскурсий, его можно отвести в специальную комнату, где за ним будут присматривать. Также для ребят есть зал наскальной живописи, где они смогут играть и общаться с аниматорами, а также попробовать себя в роли первобытного художника. Для школьников предусмотрен учебный класс, куда будут приглашать ученых на открытые уроки, проводить различные интересные лектории и занятия.
В музейно-историческом комплексе, помимо экспозиционной части и детского научного центра, расположились фонд и лаборатория, где ученые могут заниматься своей деятельностью – изучать недавно открытые рисунки и не только. Отметим, что все современные исследования проводятся бесконтактным способом: даже сотрудники не прикасаются к живописи, чтобы не разрушить ее. В пещере установлены различные датчики, которые позволяют следить за ее состоянием, а рисунки изучаются с помощью фотограмметрии.
Директор историко-культурного музейного комплекса Фавзил Маликов отметил, что уникальное наследие чудом сохранилось – во многих подобных пещерах наскальная живопись утрачена навсегда.
«В 2012 году подали заявку о внесении пещеры Шульган-Таш в предварительный список ЮНЕСКО, начались подготовительные работы. В 2014 году нас посетила миссия ЮНЕСКО, они посмотрели пещеру и дали свои рекомендации. Основная рекомендация была – сохранить эти рисунки, потому что пещера считалась после этих граффити самой грязной пещерой эпохи палеолита в мире. Здесь взаимодействие с природным заповедником также сыграло свою роль, охрана все-таки была. Может быть, если бы не было заповедника, мы бы эту живопись не увидели бы», – рассказал руководитель комплекса.
Благодаря появлению музея у туристов появилась возможность организовывать отдых на выходные: в первый день можно ознакомиться с экспозицией, а на следующий день отправиться в саму пещеру. Однако посетители могут задаваться вопросом, показывают ли им действительно точные копии рисунков? Чтобы мы смогли убедиться в этом, нам позволили ненадолго пройти в зал с оригинальной живописью.
Отметим, что пещера поражает своим величием: у нее широкие своды, поэтому туристам не стоит переживать, что сюда сложно пройти. Внутри также обустроены дорожки и лестницы, маршрут не является сложным, сюда могут прийти и дети, и пенсионеры. Но при этом Шульган-Таш скрывает большие опасности в своих недрах, куда не пускают обычных посетителей: у входа есть небольшое на вид Голубое озеро, всего несколько метров в ширину. Однако его глубина может достигать 100 метров: дайверы изучили его только на глубине около 80 метров.
Туристов встречает Шульган: на стене люди с хорошей фантазией могут разглядеть очертания носа, глаз и губ.
Также прямо у входа есть другая копия композиции, с которой можно сфотографироваться – она повторяет лишь сами рисунки.
Однако как вы можете увидеть по фотографиям, реплики в музее действительно точно изображают живопись времен палеолита: копия была составлена во всех подробностях. Здесь, на фотографии, изображен оригинал:
А здесь для сравнения мы покажем копию. Краска выглядит более насыщенной лишь за счет хорошего освещения в помещении.
В пещере действительно повсюду установлены датчики, однако это не громоздкая электроника, а небольшие аппараты. С помощью них ученые исследуют тайны, которые еще хранит в себе пещера, ведь благодаря современным технологиям рисунки неизвестного художника (а может быть, и художников) будут храниться еще много тысяч лет.
Больше фотографий – в нашей рубрике «Фотофакт». Примечание: в галерее размещены оригиналы наскальных изображений, за исключением тех копий, которые мы ранее опубликовали в статье.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Одноклассники