Хоккей
Денис Таипов
Александр Кадейкин – о беспроигрышном варианте в НХЛ, ключевом моменте в серии с «Авангардом» и новом хоккее «Салавата»
Большое интервью с самым полезным игроком «Салавата Юлаева» прошедшего сезона.
Александр Кадейкин проводит в Уфе два лучших сезона в карьере. Второй год подряд нападающий бьет свой рекорд по результативности, в прошедшем чемпионате он набрал 32 (11+21) очка в 65 матчах. Александр стал самым полезным хоккеистом команды по показателю +/-. В плей-офф, когда Кадейкин был на льду, в равных составах команда пропустила всего один раз. А общий показатель полезности составил +24.
В интервью вы узнаете:
- Почему хоккеист решил остаться еще на один сезон в «Салавате Юлаеве»;
- Какие варианты продолжения карьеры были за океаном;
- Почему два лучших сезона в карьере он провел в Уфе;
- В какой хоккей будет играть «Салават» при Томи Ламсе;
- О главном преимуществе уфимцев в серии с «Авангардом».
«ВОПРОС ОБ ОТЪЕЗДЕ В НХЛ СТОЯЛ ПО КОНЦОВКЕ НЫНЕШНЕГО СЕЗОНА. ЭТО БЫЛ БЕСПРОИГРЫШНЫЙ ВАРИАНТ»
– Александр, чем занимаетесь на самоизоляции? Появилось какое-то новое увлечение за это время?
– Ничем не занимаюсь, провожу время с семьей, с дочкой. В основном все сейчас дома. В сезоне на это времени не так много из-за напряженного графика, пытаешься дома больше отдохнуть. Сейчас восполняю этот пробел.
– Самоизоляция проходит с пользой? Не давит обстановка, что нужно сидеть на карантине?
– На самом деле, есть и такое. Для всех нас эта ситуация очень непривычная. Время просто так проходит, и лучше, чтобы всего этого не было. Сейчас извлекаю пользу из сложившейся ситуации.
– Какой фильм, игру или книгу можете посоветовать на карантине?
– В приставку или компьютерные игры я никогда не любил играть, да и сейчас не увлекаюсь. Когда началась пандемия, задумался над тем, чтобы начать, но в итоге решил, что не стоит. Смотрим фильмы по вечерам, в большей степени классику, общеизвестные. На сайте КХЛ тоже прислали анкету с этим вопросом, и несколько для себя выделил. Недавно посмотрел «12 лет рабства», о том, что предшествовало отмене рабства. Смотрел «Список Шиндлера», тяжелые такие фильмы, чтобы эмоционально растрястись, подумать и голову загрузить. Были еще, но вот эти два в память врезались.
Графика: Светлана Акаемова
– Недавно подписали контракт с «Салаватом», почему не уехали в НХЛ? В последнее время все говорили об этом переезде, считалось на 90 процентов, что вы уедете.
– Эти разговоры и ажиотаж к моей позиции не имеют никакого отношения. С вопросами, кто и как оценивал проценты моего переезда, точно не ко мне. То, что я собирался уезжать, было на уровне слухов. Единственное, что я не хотел подписывать контракт в полной неизвестности, это касается и Уфы, и Северной Америки. Хотелось подписать его и понимать, куда ты едешь. Все случилось в один день, в Уфе все утвердилось, в Америке появилась информация по продолжению сезона. Я был готов к принятию быстрого решения, примерно понимал, как будем действовать в той или иной ситуации. С утра, 30 апреля, принял решение остаться в Уфе. Посчитал, что это будет полезно для дальнейшего развития.
– Переезд за океан притормозила пандемия?
– Да, конечно. Но давайте сразу определимся сразу, что вопрос отъезда никогда не стоял по следующему сезону, а был по концовке нынешнего, чтобы поехать, показать и проявить себя. Это был беспроигрышный вариант. Сама возможность появилась именно из-за этой пандемии, сезон остановился, и он перенесся изначально на май-июнь. Потом вся эта ситуация начала затягиваться, и я решил уже не ждать. В СМИ появилась информация, что следующий сезон вообще начинается в декабре, а здесь неизвестно было с концовкой. В этой ситуации было правильно провести полноценный сезон в хороших условиях, в знакомой обстановке. Поэтому принял решение остаться в Уфе.
– Контракт с «Салаватом» рассчитан на один год. Подписали годичное соглашение, чтобы позже попробовать себя за океаном?
– Трудно сказать. Загадывать через год тяжело. Мы сейчас видим, как жизнь может поменяться за несколько недель. Если смотреть в средней перспективе этот конкретный год, то хочется попробовать себя в другой роли в команде и уже от этого отталкиваться. Это будет для меня вызовом. Через год я уже становлюсь неограниченно свободным агентом в НХЛ, и пятого или шестого мая не хочется отрезать себе дорогу, которая может открыться. Загадывать не буду, но этот вариант в уме держу. Хотелось оставить себе место для маневра, а контракт на года два или три его лишает.
– До подписания контракта вы сказали, что не ведете переговоров во время плей-офф и для вас важна только спортивная составляющая, а не финансовая. Ваша цель: борьба клуба за кубок или личные условия для развития?
– Все вместе. Хочется играть в команде, которая претендует на самые высокие места, и, конечно, это борьба за кубок. У «Салавата» с этим никогда не было проблем, и сейчас я их тоже не вижу. Возможности для роста так же важны: как меня видят в команде, какую роль предлагают заработать и занять. От этого тоже многое зависит в принятии решения.
Графика: Светлана Акаемова
«МОЖЕТ БЫТЬ, У НАС НЕ БУДЕТ СТОЛЬКО ЖЕ МАСТЕРСТВА В НОВОМ СЕЗОНЕ, БУДЕМ БРАТЬ СВОЕ С ПОМОЩЬЮ КОМАНДНЫХ КАЧЕСТВ»
– Два года в «Салавате» получились лучшими в карьере, вы стали одним из ведущих центральных форвардов России, что в этой команде сошлось?
– Предоставление возможности проявить себя и свобода действий. В прошлом году я уже сказал в интервью вам, что именно в «Салавате» тренерским штабом созданы все условия, чтобы проявлять свои лучшие качества, и здесь не навязывают чужое мнение. Если ты умеешь классно разбегаться и прыгать в борт, то можешь это делать. Умеешь и любишь обыгрывать - без проблем, пробуй, пытайся. Здесь просто предоставляется свобода и возможность показать себя. Так получилось реализовать себя. Это самое основное.
– За это время изменили что-то в себе и в подходе к работе? Может быть, стали по-другому относиться к тренировкам, питаться, поменяли режим...
– Если мы говорим о прогрессе, то нельзя что-то одно выделить. Все факторы играют свою роль, одно за другим тянет. Ты меняешь отношение, но это не приходит сразу через недели две. Я бы не сказал, что в Ярославле страдал ерундой, а в Уфе вдруг стал как-то по-другому себя вести, заниматься и питаться. Со временем что-то меняешь, ищешь и, видимо, все сошлось для меня так, что получилось прогрессировать. Все в совокупности сложилось. Ты начинаешь менять отношение, потом тренерский штаб начинает тебе доверять, у тебя начинает получаться и ставят подходящих партнеров. Это как снежный ком накапливается, но становится возможным, только если мыслишь в правильном направлении.
– Как в команде и вы лично отреагировали на перестановки в тренерском штабе? Это стало неожиданностью?
– Мы не собирались и никак это не обсуждали с командой, все разъехались по домам. Каждый по-своему относится к ситуации.
– Даже сообщений в командном чате не было?
– Нет.
– На ваш взгляд, в какой хоккей будет играть «Салават» после изменений в тренерском штабе?
– Могу предположить, что мы будем играть в более структурированный, организованный и активный хоккей. Думаю, что в более высоком темпе игры будут проводить. Знаете, учитывая переходы игроков, наша команда стала более злая, но в какой-то степени менее мастеровитая с уходом Умарка и других ребят. Может быть, не будет столько мастерства, будем брать свое с помощью командных качеств.
– Сейчас у «Салавата» финансовые проблемы, задержали зарплату. Как вы отнеслись к тому, что чуть больше, чем неделю не платили деньги вовремя?
– Спокойно реагировал. Это не такая уж и задержка, здесь даже комментировать нечего. Я в этом проблемы не вижу, учитывая, какие они у людей и в стране, в мире. За эту задержку точно не стоит беспокоиться. Тем более, сейчас вообще нет таких проблем. Лучше закрыть эту тему, ее как-то странно в СМИ подавали и раскручивали.
– Не было сомнения ставить подпись в контракте, учитывая долги и финансовые проблемы в клубе?
– Сомнений у меня не было, и это не моя забота, на самом деле. Мое дело – просто выходить играть в хоккей, показывать результат, а не думать, как покрыть долги. У меня даже мыслей на этот счет не было. Это, скорее, вопрос для СМИ и для болельщиков, но не для нас.
Графика: Светлана Акаемова
«КОГДА «САЛАВАТ» И «АВАНГАРД» ИГРАЛИ НА ПРЕДЕЛЕ, МЫ ОКАЗЫВАЛИСЬ СИЛЬНЕЕ»
– Ключевой момент сезона – серия с «Авангардом». В первом матче играли в терпеливый хоккей от обороны, как и год назад, а в следующей игре давили и больше владели шайбой. За день поняли, что терпеливый хоккей не принесет пользы с «Авангардом»?
– Хороший вопрос. Вы провели параллели с прошлым годом, но мое мнение, что в первой встрече было продолжение нашего регулярного чемпионата. В первом матче у нас в раздевалке был разговор о тех ошибках, которые не позволяли нам добиться результата в регулярке. Были вопросы по дисциплине, с пятака пропускали. Было чувство, что это не первый матч плей-офф, а 63 игра регулярного чемпионата. Здесь за день просто изменилось само отношение к плей-офф, поняли, что нужно голову быстрее на место ставить. Во второй игре нам удалось повысить темп, более ответственно подходить к каждому игровому моменту и не совершать глупостей. Это, наверное, самое основное.
– Этот момент стал для команды поворотным в плане психологии?
– Это было звонком, что все, ребята, просыпайтесь. Или все будет не очень хорошо в этой серии, потому что 2:5 в первой игре. Не предвещало ничего хорошего в дальнейшем именно по игре, а не по счету.
– Что ощутили, когда во втором матче забили за пять секунд до конца третьего периода? Можно ли сказать, что когда в концовке все-таки дожали, поняли, что эту серию не отпустите, потому что психологически сломали соперника?
– Не знаю, сломали или нет. Это, наверное, не к нам вопрос. Но мысль была такая, что если мы захотим, то можем забивать в любые моменты, вытаскивать игры, переламывать ход встреч, когда сконцентрированы на этом.
– Что было в этот момент в раздевалке? С одной стороны, сравняли за пять секунд, большая радость. С другой, перерыв 17-минутный и выходить на овертайм...
– Когда забиваешь за пять секунд до конца матча, то чувствуешь большой эмоциональный подъем. Была цель довести игру до победы. Был подъем, и не хотелось тратить эмоции впустую, спускать свою работу в унитаз. Хотели перевести эти чувства в результат.
– Если анализировать всю серию с «Авангардом», в чем вы их превзошли?
– Хороший вопрос. Наверное, мы вовремя концентрировались, добавляли в нужный момент. Могли прибавить и вырвать результат, когда казалось, что уже на пределе. Это было во время «6 на 5» во второй игре, когда счет в серии мог быть 0:2. Потом третья встреча дома. Затем расслабленность - и счет 2:2. После этого пошли разговоры, что все, «Авангард» сомнет «Салават», доведет до конца. В пятой игре пропустили в большинстве и сразу же забили. Вот такой момент, они только выходят вперед, кажется, соперник на подъеме, но мы ломаем этот подъем.
– И вы, и они играли на 100 процентов, но вы еще могли прибавить.
– Может быть. Важный момент. Когда люди выходят «6 на 5», то им надо отстоять, у них выходит сдерживающее звено, играют на пределе. Мы тоже знаем, что надо сыграть на максимуме, и в этот момент забиваем, когда все сконцентрированы. Это очень важно. В таких моментах мы забирали преимущество на свою сторону. Когда обе команды играли на пределе, в этой ситуации наша команда оказывалась сильнее.
Графика: Светлана Акаемова
«ПОСЛЕ ПЕРВОГО МАТЧА С «АВАНГАРДОМ» ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОЧЕК. ИЛИ МЫ СОБИРАЕМСЯ, ИЛИ ПРОШЛЫЕ ВОСЕМЬ МЕСЯЦЕВ ВМЕСТЕ ПРОШЛИ ВПУСТУЮ»
– «Салават» показал нестабильный регулярный чемпионат. В чем причина и есть ли в этом проблема, если команда успешно выступает в плей-офф?
– Да, команде не хватало стабильности. С одной стороны, да, она не нужна, если ты выходишь в плей-офф и доходишь до кубка. Но с другой, стабильность помогает чувствовать уверенность в своих силах.
– Первый и второй матч против «Авангарда» получились совершенно разными. Вы взяли и собралась за один день. Расскажите, как удается всей команде разом выйти, собраться и показывать феноменальный хоккей после поражения в первой встрече? В чем секрет?
– Секрета нет. Просто дело в осознании. Как я уже сказал, в первом прозвенел звоночек. Каждый понял, что или мы собираемся, или те восемь месяцев, которые мы провели вместе, прошли впустую. Три игры, и разъедемся каждый по своим домам. Команда у нас была очень мастеровитая. Мы могли играть с «Авангардом» на равных, как минимум. Дело было в дисциплине и осознании. Ребята все это понимали.
– Секрет «Салавата» в людях, которые находятся в команде? Многие говорят, что такого коллектива у них давно не было. Можно ли сказать, что очень много решает сила духа команды?
– Я думаю, да. У нас сложился очень хороший коллектив. Все понимают, для чего мы здесь собрались. Все ребята по-спортивному злые, никто не довольствуется малыми результатами. И руководство команды обращает на это внимание, приглашая в клуб тех или иных игроков. Поэтому я полностью согласен с теми ребятами, которые говорят, что у нас хороший коллектив в плане отношений друг с другом и достижения результатов.
– Регулярка вашего звена с Жарковым и Кугрышевым получилась успешной, смотря на индивидуальную статистику. Вы считаете, что провели стабильный сезон или у вас были небольшие спады?
– Можно считать, что сезон получился более-менее стабильный. Я к этому и стремился. С самого начала, когда я играл в «Атланте», в этом была проблема. Я не проводил каждый матч на каком-то определенном уровне. Шел к тому, чтобы стать стабильным и не падать ниже своей планки. Этот сезон мне удался за исключением первого месяца, он получился достаточно неудачным, но это меня разбудило. После этого наше звено собрали вместе, и все так удачно сложилось.
– Как думаете, почему с вашими партнерами у вас складывается такая химия?
– Все очень просто. Мы разноплановые игроки и выполняем разную работу на льду, но это соединение вместе дало такой результат.
– Вы лучший центр «Салавата» по вбрасываниям. В конце хотелось бы попросить вас дать теоретический урок, как правильно играть на «точке»?
– Какие-то тонкости не могу рассказать. Этим занимаются люди. Это все шлифуется. Много тонкостей, в зависимости от того, кто против тебя играет, от хвата клюшки. Любая мелочь решает многое. Тренеры работают над этим, люди специально выходят на лед, чтобы отработать этот компонент. Вбрасывание – это своего рода микроматч, противостояние. На самом деле, оно многое решает. В некоторых командах есть люди, которых специально подписывают для того, чтобы они выигрывали «точку». Многие недооценивают этот элемент, но поверьте, он очень важен в игре.
Графика: Светлана Акаемова
ДОСЬЕ ГорОбзор.ру
АЛЕКСАНДР КАДЕЙКИН
Амплуа: Нападающий
Дата рождения: 4 октября 1993 года
Место рождения: Электросталь, Московская область, Россия
Игровая карьера: «Кристалл-2» (вторая Лига) – 2008 - 2009, «Мытищинские Атланты» (МХЛ) – 2010 - 2012, «Атлант» (КХЛ) – 2012 - 2014, СКА (КХЛ) – 2014 - 2016, «Локомотив Ярославль» (КХЛ) – 2016 - 2018, «Салават Юлаев» – 2018 - н.в.
Достижения: Обладатель Кубка Гагарина – 2014-2015, бронзовый призер КХЛ – 2018-2019.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook