Хоккей
Денис Таипов
Новый «Салават». Ламса изменил все звенья и даже не вспоминает о Жаркове
Репортаж с матча-открытия Кубка Республики Башкортостан, который стал ностальгическим для болельщиков.
«САЛАВАТ» ОТЛИЧНО ОТКРЫЛ КУБОК РЕСПУБЛИКИ
«Салават Юлаев» перед началом юбилейного сезона вернулся туда, откуда все начиналось. Уфимцы открывали домашний турнир матчем во дворце спорта на легендарной улице Зорге. «Салават» ответственно подошел к организации Кубка Республики Башкортостан. У турнира появился свой логотип, который будет олицетворять соревнования долгие годы. Уфимцы сделали специальную форму в ретро-стиле с нанесением фамилий игроков, игравших за «Салават Юлаев» за все 60 лет. По информации нашего издания, клуб изготовит специальный кубок для собственного турнира. Если вы обращали внимание, то в разные годы трофей визуально менялся. К следующему турниру «Салават» представит новый Кубок Республики Башкортостан. В Уфе серьезно подготовились к первым домашним играм, наконец-то предсезонный турнир обрел свое лицо, клуб занялся его брендированием и, конечно, повысил интерес к соревнованиям.
Сыновья Сергея Михалева делают символическое вбрасывание / фото: Сергей Словохотов
Порадовало то, как «Салават» все детально проработал. Матч-открытие получился запоминающимся. Специальным гостем турнира стал обладатель Кубка Стэнли местный воспитанник Андрей Василевский. Он прошелся по родной арене, посмотрел хоккей в ложе и продемонстрировал предсезонную форму команды, надев ее вместе со своим отцом. Символическое вбрасывание – обычная рутинная вещь для любого турнира. Но даже его удалось сделать особенным. Клуб привез из Тольятти детей Сергея Михалева – Семена и Степана. Именно Сергей Михайлович Михалев в 1973 году вышел на лед дворца спорта в той знаменитой синей форме «Салавата», которая сейчас перевыпущена в ретро-стиле к турниру. Дети легендарного хоккеиста и тренера уфимской команды провели первое вбрасывание турнира. Получилась красивая и трогательная история. Интересно, что сын Сергея Михалева – Степан, родился в год первого чемпионата «Салавата Юлаева». Тот сезон уфимский клуб начинал во дворце спорта. Матч-открытие стал настоящим вечером ностальгии и символизма.
Андрей Василевский / фото: Сергей Словохотов
ЛАМСА ПОМЕНЯЛ ВСЕХ ЗАЩИТНИКОВ
Хоккей на предсезонных турнирах не всегда зрелищный. «Салават» и «Автомобилист» играли так, что на трибунах людей клонило в сон. Не давал уснуть лишь холод во дворце спорта, казалось, что внутри стадиона +10 градусов, в то время как на улице больше 30. «Салават» на ближайшее время переехал из «Уфа-Арены», где пройдет чемпионат мира по борьбе. Видно, что переезд дался не так просто. Мало торговых точек, не хватает мест общепита. После первого перерыва в буфете даже закончился кипяток для чая. Мужчина в очереди после этой новости сказал: «Наконец-то атмосфера 2000-х вернулась, настоящий ретро-матч».
Вы подумаете, зачем все эти мелочи так подробно описываются? А все из-за того, что на льду в первые 20 минут вообще ничего не произошло. Ни высокого градуса эмоций, минимум борьбы и одни прокаты. Типичный матч предсезонного турнира.
Интересно было посмотреть на то, как наигрывает разные связки игроков Томи Ламса. Он убрал от Филипа Ларсена Григория Панина и поставил к датчанину Михаила Науменкова. Науменков, кстати, открыл счет шикарным кистевым броском. Первая пара защитников смотрелась неплохо, но связка Евгений Бирюков – Григорий Панин выглядит немного странно. Во-первых, оба всю жизнь играли левых защитников. Во-вторых, использовать двух опытнейших защитников немного странно и опасно. Полезнее они будут в разных сочетаниях. Бирюков, кстати, стал автором шайбы в свои ворота. После попадания в конек она пролетела мимо Юхи Метсолы и оказалась в воротах.
Томи Ламса по-прежнему использует главного проспекта «Салавата» Шакира Мухамадуллина с опытным защитником. Вместо Алексея Семенова теперь с Шакиром играет Андрей Зубарев. Зубарев по ходу матча много подсказывал Мухамадуллину, он будто дирижировал действиями защитника. Хотя сам провел довольно посредственный матч: брак в передачах, проигранные единоборства возле борта, но ожесточенной борьбы не было. Возможно, защитнику нужно больше времени, чтобы втянуться. У него до приезда в Уфу был скомканный тренировочный процесс.
Андрей Зубарев / фото: Сергей Словохотов
«САЛАВАТ» ПЫТАЕТСЯ УЙТИ ОТ ЛЕГИОНЕРСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ
После поражения от «Ак Барса» в плей-офф Томи Ламса отчитывался перед руководством. Финн и сам понимал, что, как тренер, он полностью провалил сезон. А главной ошибкой было его упрямство. Он весь сезон верил в одно звено иностранцев, упрощал хоккей остальных троек и пытался поставить игроков в жесткие рамки. То же самое делал Эркка Вестерлунд, с которым Ламса пришел в уфимский клуб. Вестерлунд тоже вылетел во втором раунде, но проиграл серию «Трактору» со счетом 3:4, в отличие от своего соотечественника.
Томи Ламса пытается исправить свои предыдущие ошибки. Либо сделать вид, что он готов к серьезным изменениям. Все межсезонье уфимцы наигрывают новые сочетания. Поменялись пары защитников, тройки нападения. Ламса наконец-то начал наигрывать «план Б» и разъединил легионерское звено. Грубо говоря, стал действовать по конспектам Николая Цулыгина, который постоянно искал разные сочетания двух ударных троек и возвращал иностранцев друг к друг только в плей-офф.
Ламса сделал новое звено. Теперь Теему Хартикайнен играет с Александром Кадейкиным. Вместе с ними действует хорошо знакомый Кадейкину по «Атланту» Сергей Шмелев. Кстати, у них получается хорошая химия. Шмелев забросил шикарную шайбу после передачи Александра.
– Да, получился хороший момент с голом, – говорит Кадейкин после матча, – но это лишь один эпизод. Поверьте, нам есть над чем работать во взаимодействиях.
Также Кадейкин рассказал об особенностях игры с Хартикайненом в одном звене.
– Стараюсь играть так, чтобы моя игра приносила больше пользы. Понятно, когда ты играешь с Хартикайненом, то это все немного по-другому. Он один из лучших игроков лиги, если не лучший. Ты делаешь поправки на это. Стараешься давать ему больше пространства, загрузить его шайбой. Стараюсь быть активным, лезть на ворота, давать острые передачи, – сказал Кадейкин.
Первое звено «Салавата» так же изменилось. Вместе с Маркусом Гранлундом на льду появились Родион Амиров и Михаил Воробьев. Эта тройка была практически незаметна. Изначально первое сочетание выглядело по-другому. Вместо Воробьева в нем тренировался Сакари Маннинен, он вернется на лед только к турниру в Казани. Пока финн смотрит хоккей лишь с трибун, в компании с Виктором Тихоновым, Петром Хохряковым и Павлом Коледовым. Интересно, что Коледов большую часть матча провел за чтением. Как удалось рассмотреть, он читал книгу Марка Мэнсона «Все хреново».
Павел Коледов / фото: Сергей Словохотов
ЗАКРЫТЫЙ ЛАМСА
Томи Ламсе после матча задавали разные вопросы. Он отвечал журналистам 15 минут. Но никакой конкретики, как и на протяжении всего года, не стал говорить. Журналисты припомнили тренеру его слова о комплектации и четырех равных звеньях. В этом году Ламса контролировал все трансферы, в отличие от предыдущего межсезонья.
– В прошлом сезоне вы сказали, что для победы в Кубке Гагарина не хватило четырех равных звеньев. В межсезонье вы участвовали в трансферной политике. Можно сказать, что в этом сезоне у вас есть все для победы в Кубке Гагарина? – вопрос тренеру.
– Сейчас я доволен тем, что у нас есть. Мы в процессе строительства четырех сильных звеньев. У нас большое количество молодых игроков за спиной.
Томи Ламса / фото: Сергей Словохотов
Странно, что Ламса вообще ни слова не сказал о кубке. Хотя он в этом году работает в Уфе с большим авансом из-за того, что получил контракт перед плей-офф прошлого сезона. Ламса вообще не говорит о задачах, будто боится, что после слабого сезона он больше нигде не найдет работу как главный тренер. Такой период в карьере у финна уже был. Тренер максимально избегал ответов на вопросы о Владимире Жаркове и Эдуарде Гиматове.
– Не боитесь, что в третьем звене могут быть проблемы из-за ухода Жаркова?
– Никто не переживает из-за потери Жаркова. Это мир профессионалов.
– Расскажите о ситуации с Гиматовым. Нужен ли он «Салавату»?
– Команда работает, следим за ситуацией. Мы должны быть полностью уверенными в игроках, которых подписываем, – скромно отвечал Ламса.
Странно, ведь именно Томи принимал решение вместе с менеджерами по Владимиру Жаркову и подтверждал, что Джефф Плэтт сможет полноценно заменить форварда. Ситуация с Эдуардом Гиматовым более запутананная, но тренер вновь не сказал ни слова. Даже на вопрос: «Нужен ли вам, как тренеру, Гиматов?» – он не смог ответить.
Возможно, еще не пришло время, когда Ламса готов говорить развернуто на все острые темы. С другой стороны, поведение тренера не меняется второй сезон подряд. И это сказывается на его репутации. Финн не может объяснить свои действия, донести свою логику, отсюда страдает и он сам, и репутация клуба.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook