Общество
Центр изучения пенсионной реформы
Финансовую состоятельность граждан России будет подтверждать Пенсионный фонд
За первые семь месяцев текущего года в ПФР поступило почти 3,4 миллиона запросов банков о состоянии пенсионных счетов потенциальных заемщиков.
Если раньше банкам приходилось «охотиться» за информацией о платежеспособности клиентов, прибегая порой к различным уловкам и собирая множество справок, то теперь за одну минуту банки могут получить данные о пенсионном счете потенциальных заемщиков благодаря сервису Госуслуг при условии личного согласия клиента.
Система работает следующим образом: заемщик обращается в банк, либо лично, либо через интернет. В случае обращения через интернет заемщик перенаправляется на портал госуслуг, где ему предлагается ввести свои личные данные. После этого у клиента спрашивается разрешение на единоразовый доступ системы банка к его данным, например, о состоянии лицевого счета в ПФР. Банк таким образом получает всю необходимую информацию для решения о предоставлении кредита. При личном обращении в банк запрос с согласия клиента делает сотрудник банка.
С 2013 года запрос на информацию о застрахованном лице в ПФР с согласия клиента могли осуществлять пять банков: Банк Москвы, Сбербанк, ВТБ 24, Газпромбанк, Уралсиб банк. Они активно пользовались этой услугой, Газпромбанк, к примеру, за семь месяцев текущего года запросил данные о 14% своих клиентов, ВТБ 24 – об 11%, Сбербанк, правда, заинтересовали данные только об 1,1%. Общее же количество запросов в ПФР по всем видам услуг за указанный период составило более 110 миллиона, причем запросы через портал ПФР поступали в два, а то и более раз чаще, чем через портал госуслуг.
Особая роль данных ПФР связана с тем, что решением Правительственной комиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг от 12 октября 2010 года именно страховой номер индивидуального лицевого счета клиента (СНИЛС) в системе обязательного пенсионного страхования принят в качестве базового идентификатора персональных данных физических лиц.
Сервисы ПФР значительно облегчают жизнь, как банкам, так и простым гражданам – им теперь не надо собирать кучу справок для получения кредита. При этом банки не имеют открытого доступа к базам ПФР – это значит, что без согласия клиента ни один банк не сможет получить информацию о его счете в ПФР.
Банки запрашивают в ПФР разные данные. Самой востребованной услугой, предоставляемой Пенсионным фондом кредитным организациям, оказался запрос на подтверждение регистрации человека в Фонде: за семь месяцев этого года банки обратились к ней более 2 миллиона раз. В ПФР банки также запрашивали подтверждение СНИЛС, информацию о состоянии его лицевого счета и другую информацию.
С 1 июня данные о доходах заемщиков из ПФР в тестовом режиме начали получать 16 банков, но пока запросы банков, не входящих в указанную выше пятерку, единичны. Однако в банках прогнозируют быстрый рост числа обращений к данным ПФР, ведь получатели мгновенно подтверждаемой «белой» зарплаты будут иметь неоспоримые преимущества при получении кредита. На конец июня в Единой системе идентификации и аутентификации на сайте госуслуг (ЕСИА) было зарегистрировано 16,38 миллиона человек (более 11% россиян). Согласно указу президента к 2018 году к электронным услугам должно быть подключено 70% граждан.