Уфа
+20º +20º
21
июль
суббота
ЦБ 63.2746 0.3740
MOEX 63.4825 -0.1800
ЦБ 73.4808 0.3463
MOEX 74.4400 0.3000
НЕФТЬ 72.95 0.52
Главная
-
Блоги
-
Горобзор
-
Герои «Первой республики»: как снимают историческое кино в Уфе
Горобзор

Герои «Первой республики»: как снимают историческое кино в Уфе

«Сниметесь в массовке? Мы Вас обедом угостим»

Советская площадь в Уфе перекрыта – идут натурные съемки «Первой республики». Подхожу к «Национальному музею РБ» и вижу участок, огороженный не только лентой, но и невидимой временной стеной: мужчины и женщины в одежде 30-х годов неспешно прогуливаются, а за камерами работники съемочной группы катаются на скейтборде и обсуждают современный кинематограф. Вот так атмосфера ХХ века соседствует с реалиями 2018 года.

Оглядываю съемочную площадку: телега без лошади, на ней старинный стол-комод, стул, флаг советских времен и прочие детали интерьера. Поворачиваю голову, а вот и лошадь. Стоит и траву ест возле «Национального архива». Прохожие останавливаются, с неподдельным интересом спрашивают: «А что за фильм снимают?».

- Фильм про известных людей Башкирии: поэтов, балерунов. Про это, в общем, - старается объяснить девушка, которая явно технический работник.

Прохожий кивает, удовлетворенный ответом.

А тем временем уже 13-й дубль сцены. Актеры в осенних пальто и плащах, в беретках и закрытых сапогах в 30-градусную жару. Сочувствие и жалость возникают при взгляде на них.

- А вот это уже хорошо! – Хвалит работу режиссер Булат Юсупов, но заветное «Стоп, снято!» не говорит, а лишь дает пару минут на отдых и перестановку кадра.

В это время ко мне подбегает девушка – «хлопушка» (термин исконно кинематографический) и спрашивает:

- Вы массовка, да?

- Нет, я журналист.

- Не хотите сняться в массовке? – Предлагает она мне. Я смеюсь, понимая, что если соглашусь, то это надолго. Опыт в съемках у меня есть.

- Это же надолго.

- Да, приличное время займет. Но мы Вас обедом угостим, - уговаривает она. – Сейчас снимем эту сцену, и я Вас найду, - с этими словами девушка убежала.

Кстати, я находилась на съемках сцены из четвертой главы фильма «Предгрозовые тучи». История это главы повествует о видных государственных деятелях, представителей культуры, науки, образования и искусства объявленных «врагами народа». 10 июля 1938 года по обвинению в деятельности против народа, были расстреляны представители интеллигенции БАССР.

«Достоверность стоит дорого»

Съемки – очень скрупулезный и тяжелый процесс. Вдвойне тяжело, когда речь идет об историческом кино. О том, как создают антураж 30 – 50-х годов рассказали художник-декоратор Кирилл Никитин, режиссер-постановщик Рустам Даймухаметов и супервайзер Дамир Мухамедьяров.

- Очень много сцен, которые снимаются в павильоне. Воссоздаем целые тюрьмы и квартиры, - говорит Кирилл Никитин.

- Да,  мы отстроили часть вокзала и вагон, - добавляет Дамир Мухамедьяров. – На хромакее снимали. Кстати, долго снимали эту сцену. С 20-го дубля получилось.

Я уточняю, затратно, наверное, строить такие большие декорации. Мужчины соглашаются, но добавляют, что заранее все было расписано и бюджета фильма хватит, и шутят, что еще на зарплаты останется.

Режиссер Булат Юсупов говорит, что есть трудности в связи с тем, что Уфа теряет свой исторический облик, да и вообще трудностей много при съемках фильма.

- Бюджет не большой. Мы снимаем не в самой кинематографической республике или городе, потому что не выстроена технологическая система, пока нет своих ни костюмерных, ни реквизиторских, ни транспортного цеха, приходится обо всем договариваться, искать. Очень мало архитектурных особенностей осталось того периода. Достоверность стоит дорого. На реконструкции у нас не так много финансов, поэтому мы стараемся минимальными средствами, по крайней мере, в тех объектах, которые более-менее еще остались с тех времен, сделать картину. Я постараюсь, чтоб фильм был интересным, - рассказал он.

Пока мы разговаривали с режиссером подъехали две раритетные машины. Продюсер фильма Леонид Филинов объяснил, что автомобили предоставили частные коллекционеры.

- Бесплатно?

- Какой там. Ничего бесплатного нет, - говорит он.

«Фильм про святых людей»

В перерыве мне удается поговорить с исполнительницей ключевой роли Аделиной Степановой. Она играет Нинель Юлтыеву.

- Моих родителей арестовали. В этой сцене я прошу друга моего отца помочь мне, но он не решается, - рассказала Аделина.

Девочка говорит, что это первый ее опыт в съемках фильма, но ей очень нравится, хоть и тяжело. В жизни она занимается танцами. Не успеваю задать ей еще вопросы, как ее зовут обратно в кадр, а меня окликнула женщина, сидящая и наблюдающая за процессом.

- А вы журналист, да? – Спрашивает она.

- Да, делаем материал о фильме.

- Вы только пишите хорошее, а не плохое. А то я видела статьи, где пишут, что это фильм про башкирских националистов. Ну какие же они националисты? Здесь делают святое дело, ведь такие люди были. Пострадали из-за системы. В 1938 году его и его друзей репрессировали. Он провел 17 лет в лагерях, но остался человеком. Жил так, будто ничего и не было, - рассказывает женщина.

Я спрашиваю, а Вы здесь работаете? Оказывается, это внучка Касыма Азнабаева Светлана Сопова.

С ней согласен и режиссер. Он говорит, что фильм о людях, которые смогли остаться таковыми, пройдя нечеловеческие условия.

- С вами согласовывали сценарий фильма? Вы участвовали в его написании? – Задаю я вопрос.

- Непосредственного участия в написании мы не принимали, но с нами все обсуждалось и согласовывалось. Фильм о больших и святых людях, - отвечает она.

Не стоит забывать, что это художественное кино, а не документальное. Вольности допускаются, но основные события изменений не претерпевают. По словам продюсера Леонида Филинова, фильм помогают создавать профессионалы в области башкирского языка и истории. Фильм, кстати, будет на башкирском языке с русскими субтитрами.

- Вы не думаете, что это может оттолкнуть часть зрителей от похода в кино?

- Возможно. Но мы в кино допускаем вольности, но здесь-то можно соблюдать историческую точность. Башкирский язык для этих людей был родным. Мы ознакомились с большим материалом, со стенограммами выступлений, слово в слово у нас говорят актеры. Мы хотим популяризовать истории тех дней, но попсоветь нельзя. Мы сделаем это хорошо, - уверен продюсер.

 «Булат Юсупов снимает модное кино»

В пятом часу, когда солнце было уже высоко и грело так, что даже в тени было жарко, началась подготовка второй сцены. Телегу укатили, лошадь увели, утварь загрузили в «буханку» и увезли во двор соседнего здания. Здесь снимают реальный исторический факт тех лет – торговлю молока с телеги. Сцену воссоздавали с настоящей фотографии. Лошадь начала волноваться, говорят, что животное начинает беспокоиться, когда очень близко подходят незнакомые люди.

По сценарию сейчас 1937 год, октябрь, предвоенное время. Многие актеры массовки в шерстяных пальто и плотных платках, не знают, как спастись от жары.  В толпе людей высматриваю женщину, догадываюсь, что она костюмер. Ее зовут Алия Байрамгулова. Она рассказала, что эскизы костюмов были готовы уже в прошлом году под каждое время в промежутке с 20-х годов до 50-х.

- Вещи брали из театров, очень помогли театры «Нур» и им. М. Гафури, и Стрелитамакский. Часть костюмов сами шили, некоторые перешивали. Сами находили, кто-то приносил вещи. Бутафория минимальная, - говорит она.

Костюмер замечает, что трудности возникают только тогда, когда нет времени все успеть, приходится импровизировать.

- Мы продумали костюмы, но никогда не знаешь, какие размеры носят актеры массовки. Приходится спонтанно действовать, - сказала Алия Байрамгулова, держа в руках платки, от которых пахло ностальгией и бабушкиным сундуком.

Импровизацию костюмера я наблюдала воочию. Актрисе массовки она прикрыла джинсы, которые виднелись из-под плаща, куском ткани. И как в известной фразе: «Легким движением руки брюки превращаются в юбку».

После сцен репетиций и подготовок начался рабочий процесс. Режиссер наблюдал за действием в монитор, картинка уже была черно-белой.

- Булат Юсупов снимает модно. В каком смысле? У него разумный внутрикадровый монтаж, кадр у него работает от начала и до конца, - говорит мне продюсер.

Режиссер фильма о целях, которые преследует картина

В перерывах между съемок мне удается поговорить с режиссером «Первой республики» Булатом Юсуповым. В разговоре с ним чувствуется то, как он болеет этим фильмом и искренне за него переживает, а самое главное, проживает вместе с героями эти события.

- Фильм, который мы снимаем, про мегалюдей. Мы про них делаем кино, мы пытаемся о них рассказать, чтоб это было интересно. У нас никогда не будет своей истории, своего будущего, если мы будем обесценивать свое прошлое, говорить «до нас ничего не было». Вся наука и культура зиждиться на этих людях. Эти люди – база, на которой мы сейчас существуем. Для нас это очень важно, - говорит он.

Он отмечает, что первая республика, которая была создана на договорной основе, БАССР.

- Было очень важно заключить договор с Уралом, с Башкирией. Основы федерализма здесь были заложены. Мы делаем кино специально для того, чтобы люди понимали, почему герои фильма создавали новое общественное устройство, для каких целей, с какими идеями. Мы стараемся сделать кино не о себе, о других хотим рассказать, - объясняет Булат Юсупов.

Режиссер рассказывает и про актеров. Как он отмечает, было важно, чтобы актеры были из Башкирии.

- Искали в основном актеров из Республики Башкортостан в национальных театрах. Сложностей  с подбором актеров не было, - рассказывает он.

Булат Юсупов поделился со мной впечатлениями от производства картины. Режиссер доволен тем, как проходит съемочный процесс.

- Теми инструментами и возможностями, которыми я владею, я делаю максимально, что от меня требуется, - заверил он.

Оказаться на съемках исторического фильма – бесценный опыт, а прочувствовать и увидеть вовлеченность каждого участника съемочного процесса бесценно вдвойне. Такие фильмы нужны Башкирии, нужны нам с вами. Сходите на этот фильм, чтобы понять, куда идет страна и человечество, вспомнить уроки истории и осознать, что не хлебом единым жив человек, что есть что-то большее – сила духа и вера в лучшее. Фильм выйдет в 2019 году.

Другие статьи автора

Реклама