Уфа
+16º +16º
25
сентябрь
вторник
ЦБ 66.1594 -0.0903
MOEX 65.8425 -0.5675
ЦБ 77.6844 -0.3909
MOEX 77.3725 -0.6925
НЕФТЬ 81.39 3.35
Главная
-
Блоги
-
Андрей Коновал
-
Аргументы против аутсорсинга автопарка скорой помощи
Андрей Коновал

Аргументы против аутсорсинга автопарка скорой помощи

ОТКРЫТОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
сотрудников Станции скорой медицинской помощи г. Уфы
«НЕТ – ПРИВАТИЗАЦИИ СЛУЖБЫ СКОРОЙ ПОМОЩИ!»


Мы, сотрудники ССМП г. Уфы, обращаемся к органам государственной власти Республики Башкортостан, к Общественной палате РБ с призывом остановить действия руководства учреждения, которые: направлены на коммерциализацию службы скорой помощи, угрожают надежности организации экстренной медицинской помощи населению Уфы и ухудшают положение работников путем фактического внедрения системы «заемного труда».

23 октября обе профсоюзные организации ССМП г. Уфы (МПРЗ «Действие» и Профсоюз работников здравоохранения РФ) получили уведомления, подписанные главным врачом М.М. Зиганшиным, о сокращении с 1 января 2016 года 183 ставок водителей автомобилей скорой помощи. Ранее руководство ССМП совместно с пермским бизнесменом Фридманом Е.М. (группа компаний «Феникс-Менеджмент», ООО «Новоскор) на встрече с водителями Орджоникидзевской подстанции в устной форме объявило о проведении новых аукционов на аутсорсинг транспортных услуг и требовало в связи с этим от водителей подачи заявлений на увольнение по собственному желанию. Все присутствующие на встрече водители ответили единодушным отказом, будучи наслышаны о положении водителей на трех из семи подстанций, уже переведенных на аутсорсинг.

Уведомление о сокращении 183-х ставок, а также целый ряд размещенных аукционов по закупке автотранспортных услуг, означает, что взят курс на полный отказ учреждения от собственного автопарка и собственного штата опытных водителей скорой помощи.

Мы решительно возражаем против такой «реформы» службы скорой помощи по следующим основаниям.

1. Угроза ухудшения качества и доступности экстренной медицинской помощи населению.

1.1. Одним из условий своевременного оказания экстренной медицинской помощи является оперативность прибытия выездной бригады к пациентам и на место происшествия. Огромную роль в этом отношении играет опыт водителя, в частности, его подробное знание территории обслуживания – причем не в общих чертах, а каждого дома, путей проезда и условий парковки в конкретных дворах. Опыт «скоростного» безопасного вождения в труднейших условиях переполненного автотранспортом миллионного города также не приобретается в течение нескольких недель или месяцев. Большое значение имеет уровень взаимодействия водителей с медиками выездной бригады, понимание особого характера и миссии работы на «скорой». В настоящее время большая часть водителей ССМП г. Уфы имеет стаж многолетней работы на станции (многие более 20 лет), продемонстрировали свою преданность профессии несмотря на непростые условия работы и далеко не самую высокую зарплату.
Между тем, в частных компаниях, которые уже оказывают услуги аутсорсинга на двух подстанциях ССМП г. Уфы, водители устроены на условиях кратковременных срочных договоров, действие которых прекращается с окончанием действия контракта на аутсорсинг.

Неслучайно, что из более 50 водителей Сипайловской и Дёмской подстанций, переведенных с 2012 года на аутсорсинг, лишь три человека остались на сегодняшний день работать из прежнего состава. Тем самым, перевод на аутсорсинг ведет к увольнению опытных водителей, воспринимающих свою работу на «скорой» не как временный заработок, а как профессиональное призвание.

1.2. Перевод автопарка скорой помощи на аутсорсинг коммерческих компаний ставит под угрозу стабильность работы станции в зависимость от коммерческой конъюнктуры и интересов частника. Сначала будут списаны в утиль автомобили ССМП, а затем, когда закончится срок контракта, в условиях отсутствия альтернативы, частники получат возможность диктовать повышение цен на свои услуги. Не исключен сговор в интересах коммерческой структуры. Так, с нашей точки зрения, неслучайно, что в каждом из проведенных аукционов по аутсорсингу автотранспортных услуг на ССМП г.Уфы участие принимала лишь одна компания, в силу чего контракт подлежит заключению по первоначально установленной цене. Сегодня еще есть альтернатива в виде собственного автопарка, но в после ее исчезновения экономические аргументы для повышения стоимости услуг всегда найдутся. Государство становится зависимым от частных компаний в важнейшем вопросе для жизни и здоровья людей.

1.3. Согласно ст. 413 ТК РФ, работники станций скорой и неотложной помощи не имеют право на забастовку. Однако водители частной компании, предоставляющие ССМП транспортные услуги, не являются сотрудниками станции скорой помощи, соответственно, в связи с этим имеет место угроза жизни и здоровью обслуживаемого населения. Подобный случай имел место в 2010 году в Перми, когда из-за невыплаты зарплаты забастовку провели 15 водителей машин «скорой помощи» от компании, связанной с аутсорсинговым проектом Е.М. Фридмана

1.4. Выезд комиссии Общественной палаты РБ с участием представителей МПРЗ «Действие» 24 и 25 октября на Демскую и Сипайловскую подстанцию показал, что на работающих здесь по аутсорсингу автомобилях отсутствует полный комплект необходимой медицинской аппаратуры, а та, что установлена, является старым оборудованием, снятым с собственных автомобилей ССМП. Согласно условиям договора, предусмотренным документацией «аутсорсинговых» аукционов, исполнитель обязан предоставить ССМП лишь транспортное средство с экипажем. Собственно медицинское оборудование, за исключением носилок, не предусмотрено. По словам Фридмана и должностных лиц ССМП, оборудование для оснащения частных автомобилей будет сниматься с собственных автомобилей станции. Таким образом, транспортный аутсорсинг не решает, а лишь отодвигает на задний план проблему замены неисправного и устаревшего оборудования, его некомплектности.
1.5. Водители, трудящиеся по аутсорсингу на Демской и Сипайловской подстанции, работают по две смены подряд (24 часа по двум 12-часовым путевкам), что в соответствии с требованиями техники безопасности не допускается на ССМП. В условиях высокой интенсивности работы скорой в условиях г. Уфы это приводит к высокой физической усталости водителей на рабочем месте, повышает риск ДТП, создает угрозу здоровью жизни членов выездных бригад и пациентов. Администрация ССМП не может законным образом повлиять на эту ситуацию, поскольку в соответствии со ст. 715 ГК РФ заказчик не имеет права непосредственно вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность исполнителя.

2. Нерациональность и неэффективность данного решения.
2.1. Осенью 2015 года Контрольно-счетная палата РБ провела проверку, которая выявила убыточность перевода двух подстанций уфимской ССМП на аутсорсинг. Согласно докладу по итогам проверки «закупка Учреждением транспортных услуг для двух подстанций у сторонних организаций не привело к экономии средств». Напротив, расходы по статье «Транспортные услуги» оказались запланированы с увеличением на 23,8 млн. руб. (или на 178,81%).

2.2. В настоящий момент руководством ССМП не представило профсоюзных организациям и общественности какие-либо расчеты, доказывающие экономическую обоснованность расширения аутсорсинга на ССМП. Общие рассуждения, что частник более эффективен и что тем самым будет устранен коррупционный момент, с нашей точки зрения, лишь ставят под сомнение деловую репутацию нынешнего руководства ССМП г. Уфы. Если частник за меньшие деньги готов выполнять эту работу (а ведь у частника основная задача получить прибыль), то почему руководство СМП не обеспечило такой эффективной работы. Ничего бесплатного в экономике не бывает. В любом случае амортизация транспорта закладывается в расценки на аутсорсинг, и ССМП таким образом будет оплачивать не только прибыль, но и обновление и ремонт автопарка коммерческой организации.

2.3. Мы полагаем также, что формы организации службы скорой помощи не могут определяться исключительно задачами экономической целесообразности. Речь идет об одном из ключевых элементов системы общественной безопасности. Даже если речь идет об инвестициях в приобретение автотранспорта, ранее осуществлявшихся по национальному проекту «Здоровье», мы полагаем, что здоровье и жизни миллионного населения столицы такого экономически развитого региона как Республика Башкортостан, достойны государственных вложений, которые обеспечат обновление автопарка и медицинского оборудования.

2.4. Предоставляемые по аутсорсингу автомобили – это, по сути, лишь грузовое такси. Они не оборудованы ничем, кроме носилок. Вся аппаратура берется с автомобилей ССМП. Данная аппаратура находится в плачевном состоянии. Не хватает дефибрилляторов, ЭКГ-аппаратов. Почему сегодня в условиях дефицита средств вместо приобретения жизненно необходимого оборудования закупаются транспортные услуги? В прошлом году, несмотря на протесты профсоюза «Действия», существенные средства были вложены в перевод имеющегося автопарка на газ. Получается, данные средства были потрачены впустую? О какой тогда экономической эффективности идет речь?

2.5. Показательно, что из проекта договора в составе документации двух новых аукционов аутсорсинга, размещенных ССМП г.Уфы на сайте госзакупок 14 октября 2015 г., выброшен пункт об обязанности исполнителя соблюдать временные нормативы (времени выезда на вызов не более 4-х мин., времени доезда до адреса вызова не более 10 мин., времени доезда до лечебно-профилактического учреждения не более 30 мин.). Норматив 20-минутного прибытия на вызов установлен федеральными нормативными актами (программа госгарантий и Федеральный закон №323-ФЗ) и его несоблюдение в условиях нехватки выездных бригад является одним из оснований для штрафных санкций в отношении ССМП г.Уфы. Таким образом, мы уже сегодня видим «особую заботу» об интересах коммерческой компании, а не населения, со стороны организаторов аукциона.

3. Несоответствие действий администрации требованиям законодательства.
3.1. В соответствии с Порядком оказания экстренной и неотложной медицинской помощи, установленным Приказом Минздрава РФ №388н, «при оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья», а водитель является членом бригады и помогает медицинскому работнику. Водители, работающие по аутсорсингу, обязаны предоставлять только транспортные услуги.

3.2. В письме за подписью главного врача Зиганшина М.М. от 23.10.2015 №1664 профсоюзные организации уведомляются о сокращении 183 штатных единиц с 1 января 2016 года, что означает массовое сокращение работников. Однако согласно ст. 82 ТК РФ, «при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации… и возможном расторжении трудовых договоров с работниками… работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий». Таким образом, нарушены сроки уведомления профсоюзных организаций, предусмотренные федеральным нормативным актом, не выдерживаются. Массовый отказ водителей увольняться по собственному желанию приведет к тому, что заключение договоров аутсорсинга в сроки более ранние, чем реализация законной процедуры сокращения штатов и численности работников, приведет к дополнительным расходам ССМП г. Уфы на транспортные услуги в условиях дефицита средств.

В связи с вышесказанным считаем необходимым остановить процесс передачи автотранспорта ССМП г. Уфы как наносящий вред общественным интересам.