14:33 01.09.2018
Легенда российского футбола Алексей Смертин – ГорОбзор.ру о ЧМ-2018, борьбе с расизмом и ФК «Уфа»
Александр Усманов
– Алексей, прошел месяц после окончания Чемпионата мира в России. Вы говорили, что важен рост интереса к футболу. Как Вы оцениваете успехи в данном вопросе и как, в принципе, оцените этот турнир?
–Это один из моментов. На самом деле, я до сих пор под огромным впечатлением от всего произошедшего. Это самое главное спортивное событие в мире. После окончания моей карьеры, мне предложили стать послом Чемпионата мира в России. Тогда никто не верил в то, что наша страна сумет получить право на проведение. Мы проделали колоссальную работу и в конечном итоге добились результата. 2 декабря в Цюрихе в штаб-квартире FIFA пошел отсчет до Чемпионата, тогда я думал, вот 8 лет, как же это долго, но время пролетело крайне быстро. Плюс ко всему, я являюсь офицером по борьбе с дискриминацией и расизмом, был искусственный подогрев от прессы, особенно западной, меня критиковали за высказывания. Были интервью, которые настраивали людей на то, что у нас не все в порядке, и есть вероятность, что возможны случаи проявления дискриминации по отношению к игрокам.. В конечном итоге все прошло идеально, не было никаких инцидентов, и люди поняли, что у нас с этим все хорошо, потому что всех интересуют факты.
Несомненно, развитие детского футбола выйдет на новый уровень, поэтому считаю, что Чемпионат Мира прошел идеально.
– В российском футболе встречаются случаи проявления расизма. Расскажите, как контролировать российских болельщиков?
–Нужно понимать, что эти проявления не массового характера, а индивидуального. То есть, это небольшая группа лиц, которая устраивает подобные акции. И так бывает везде, не только у нас в стране. Чтобы бороться с этим, мы, пожалуй, единственная страна в мире, которая создала уникальную систему мониторинга. На матчах повышенного риска есть несколько наблюдателей, которые выявляют подобные нарушения, составляют рапорт, и мы отправляем его в Контрольно-дисциплинарный комитет, который на основании этого рапорта выносит вердикт. Также мы провели семинар после первого круга прошлого сезона с представителями клубов, отвечающими за работу с болельщиками. И после него, в конце сезона, статистика показала, что случаев проявления расизма и дискриминации стало значительно меньше. То есть, наша система достаточна эффективна. Она образовательная, потому что сознание взрослого человека уже тяжело поменять. Они делают некоторые вещи от незнания и не понимания последствий. Они пытаются деморализовать противника такими поступками для достижения результата.
– Недавний случай в «Торпедо». Как бороться с подобным?(болельщики выступили против подписания контракта клуба с темнокожим футболистом, вывесив баннер «В наших цветах есть черный, но в рядах только белые»)
– Сейчас на обсуждении стоит вопрос введения системы Fan ID. Это паспорт болельщика, наподобие того,что был на Чемпионате Мира. Потому что должна быть персональная ответственность, а на данный момент за болельщиков отвечает клуб. Все штрафы выплачивает клуб. Нужно приучить людей к ответственности. Болельщики против, но это очевидно, некоторые не хотят отвечать персонально.
– Могла ли сборная добиться более высоких результатов на ЧМ-2018? За счет чего?
– Наши ребята оступились на пенальти, а до этого выиграли по пенальти. Очевидно, что это лотерея. Поэтому могли пройти дальше, но могли и не дойти до Хорватии. А то, что вышли из группы, для меня не было откровением, если объективно судить, был существенный скептицизм со стороны болельщиков. Основания, конечно, были. Но я, в первую очередь, как профессиональный футболист понимаю, что очень трудно готовить сборную к такому турниру через товарищеские игры, а не официальные. Даже если это Франция, Аргентина, Испания. Любой игрок понимает, что это - товарищеский матч и не выкладывается на 100%. Факт, что сборная вышла из группы для меня был абсолютно нормальным, потому что наша группа была не самой сильной. Многие говорили о Мохаммеде Салахе, но он там один на таком высоком уровне, ему некому помогать.
– Вы были участником того знаменитого победного матча против Франции в 99-ом(2:3). А также участником провального, наверное, худшего в истории сборной России против Португалии(7:1). Расскажите об этих двух событиях в Вашей жизни.
–Матч против Франции был очень запоминающимся для всех, потому отступать нам было некуда. Пришел новый главный тренер Олег Романцев, и нам нужно было выиграть все игры. Ключевой игрой была именно эта, ведь тогда они были в ранге чемпионов мира. Тот знаменитый звездный состав французов. Тогда все сложилось очень здорово. Саша Филимонов отразил несколько очень опасных ударов, вытащил «мертвые» мячи, если бы он их не взял, то игра могла бы сложиться иначе. Все сложилось идеально и замены были удачные. Я тогда играл персонально против Николя Анелька, он уже был звездой лондонского «Арсенала». После того матча у нас была прекрасная серия побед до матча против Украины. У меня была уверенность в собственных силах, мы выходили на игру и были уверены, что отдадим все ради победы. Для меня это было впервые, второй раз я ощутил это, когда был игроком «Челси» при Моуринью. На мой взгляд, это идеальный баланс для футболиста, когда ты уверен в собственных силах, и есть огромное желание победить. А матч против Португалии был каким-то обескураживающим, потому что ничего не предвещало такого исхода матча. Оправдываясь, можно сказать, что тогда залетало все у португальцев, что ни удар, то гол. Это было неприятно, но мы нормально пережили. Для меня ничья с Украиной была более болезнена, чем та игра против Португалии. Потому что мы должны были выходить на чемпионат Европы, но не сумели выиграть. Я даже попросил в «Локомотиве» у Юрия Павловича Семина несколько дней выходных.
– Артем Дзюба мог перейти в один из европейских клубов, даже назывался «Бордо», в котором Вы когда-то играли. Как Вы считаете, стоит ли ему сейчас уезжать?
– Не знаю, это его решение. На самом деле, считаю, что нужно попробовать себя в другом Чемпионате, на другом уровне. Я в свое время поехал. Есть пример Александра Головина, который уехал в «Монако», мы за него очень рады.
– Как оцениваете выступление российских клубов в еврокубках в этом году?
– У всех есть хорошие шансы, на мой взгляд.
– Ваше мнение о футбольном клубе «Уфа»?
–Большое уважение. Лично знаком с генеральным менеджером команды Шамилем Газизовым. Мы бывшие коллеги. Очень здорово, что клуб, который с недавних пор существует (основан в 2010), так классно выступает. И приглашение Сергея Семака в свое время было большим ходом. Но самый главный плюс - это существование клуба для развития детей. Нужно, что бы дети стремились попасть в него, это определенная верхушка пирамиды подготовки детей всей республики.
– Расскажите, как состоялся Ваш переход в французский Бордо? Что можете отметить из жизни во Франции?
– Я стал лучшим футболистом сезона в «Локомотиве». А «Бордо» в том сезоне в еврокубке играл со «Спартаком», и представители французов ездили на матчи «Спартака», чтобы разобрать команду. И в одном из них они заметили меня, прыткого, высокого, цепкого. В конце сезона обратились в клуб, и я принял предложение. Что касается выступления, «Бордо» дал мне дальнейший толчок в развитие моей карьеры. Я очень люблю Францию. Через полгода выучил язык и дал первое интервью.
– Предпочитаете быть рядовым игроком сборной или ее капитаном?
–Быть капитаном - это очень почетно и невероятно ответственно. Я был долгое время капитаном, но для меня важно приносить пользу команде.
– Почему в 2006 году Вы не задержались в «Динамо»?
–Когда приходил, ставили задачу попасть по итогам сезона в Лигу Чемпионов, а получилось, что мы боролись за выживание. А в Европе у меня был хороший авторитет, поэтому легко нашел новый клуб в Англии.
– Какой трофей для Вас самый главный в карьере?
–Чемпионство в составе «Челси». Стать чемпионом Англии дорогого стоит.
– Как получилось, что Вы стали игроком «Локомотива» в пляжном футболе? Расскажите о данном этапе Вашей карьеры.
– Я никогда не думал, что стану играть в пляжный футбол. Формировалась футбольная пляжная команда «Локомотив», формировалась моим знакомым. И он попросил поддержать проект. А так как был в хорошей физической форме, я решил попробовать, но быстро понял, что это не мое.
– Жалели ли Вы о завершении карьеры?
– Нет, у меня был безболезненый уход из футбола, я готовился к этому. Плюс ко всему, началась деятельность, связанная с Чемпионатом Мира, а также открыл детскую футбольную школу в Барнауле. Все было по плану.
– Почему не стали тренером?
– Никогда не видел себя в роли тренера. Я слишком мягкий для этого.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook