15:42 18.02.2021
Как получить реестр собственников в управляющей организации и что делать, если она отказывает
ГорОбзор.ру
Управляющие организации обязаны выдавать реестры собственников для общих собраний. Как объяснили эксперты из МОЙМКД.РФ, такая обязанность предусмотрена в ч. 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса РФ. Реестр выдается инициатору собрания в течение 5 дней после получения письменного заявления.
В заявлении нужно указать, что вы инициатор собрания, и написать, что реестр запрашивается для созыва и проведения общего собрания собственников.
Прикладывать сообщение о собрании или какие-то другие документы не обязательно. Требования управляющих организаций о предоставлении дополнительных бумажек признаются судами незаконными.
Что содержит реестр?
Реестр, который вы получите от управляющей компании, содержит:
- Ф. И. О. или наименование и ОГРН собственника;
- номер помещения;
- сведения о размере доли в праве собственности на общее имущество.
Этих сведений недостаточно для проведения нормального собрания, так как существуют Требования к оформлению протоколов общих собраний (Приказ Минстроя №44/пр). Согласно этим требованиям, к протоколу надо подшивать реестр собственников, в котором должны быть указаны дополнительные сведения по всем помещениям, например, реквизиты документов о праве собственности на квартиры.
При этом Минстрой РФ считает, что управляющая организация должна давать реестр по той форме, которая предусмотрена его приказом, а не Жилищным кодексом РФ (письмо от 11.02.2029 №3747-ОГ/04).
Какой реестр выдаст ваша управляющая организация – зависит от её порядочности. На практике чаще всего суды встают на сторону компаний, если они выдали лаконичный реестр по Жилищному кодексу РФ, а не его расширенную версию по Приказу Минстроя РФ.
Ответственность управляющей компании
Если управляющая организация незаконно отказывает в выдаче реестра, даёт неправильный или неполный, нарушает сроки предоставления документа, то её можно привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ – как за нарушение лицензионных требований.
Из судебной практики следует, что управляющие организации часто получают штраф в 125 000 рублей (дела № А55-39031/2019, № А84-3904/2019).
Для привлечения к ответственности надо жаловаться в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору.
Управляющая организация не даёт реестр. Что делать, чтобы получить документ?
Есть несколько вариантов.
1. Написать в Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору и попросить его выдать предписание управляющей компании.
2. Обратиться в суд с иском об обязании предоставить реестр. Для составления заявления можно воспользоваться положительными судебными решениями по заявлениям других собственников, например, апелляционное определение Мосгорсуда по делу № 33-3012/2019, Московского областного суда по делу № 33-10185/19, Омского областного суда по делу № 33-5731/2018. В последнем случае собственник умудрился взыскать даже скромное возмещение морального вреда.
3. Составить реестр самим:
- путем обхода всех помещений в доме (бесплатно, но долго и не всегда результативно);
- с помощью услуги Росреестра «предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН». Составление реестра потребует достаточно много ручного труда и времени, но каждая выписка обойдётся меньше 5 рублей (чем больше помещений, тем дешевле).
4. Воспользоваться помощью коммерческих сервисов по предоставлению реестров собственников. Они также загружают данные из ФГИС ЕГРН, их цены сильно различаются, среднее по больнице – 20 рублей за выписку. Этот способ экономит время и позволяет получить официальные данные.
Рекомендация собственникам при выборе такого способа:
✖ недостаточно найти сервис, который просто выгрузит вам данные из ФГИС ЕГРН и на основе них состряпает реестр,
✔ стоит выбрать полноценное решение, позволяющее проверить загруженные данные, найти ошибки с помощью программы, в том числе по площадям помещений, потом подготовить документы для общего собрания собственников, а после собрания – посчитать голоса и сформировать протокол.
Бывает, что управляющая компания не заинтересована в грамотно проведённом собрании собственников и поэтому предоставляет недостоверные и неполные сведения. Это может повлиять на законность результатов голосования. Поэтому последние 2 способа годятся не только на случай отказа управляющей организации от выполнения своей обязанности, но и для проверки предоставленных ею сведений, а также для дополнения реестра теми сведениями, которые компания давать не обязана.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook