Общество
Автор: Александра Фоменко, фото: Сергей Словохотов
Лжегазовики у двери: что делать и как действовать жителям Башкирии
Сегодня, 29 июля, в режиме ВКС общественная палата Башкирии провела круглый стол на тему «Бытовое мошенничество». В ходе мероприятия представитель ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» Наиль Хабибов детально описал методы идентификации настоящих газовиков, а также меры профилактики и защиты от мошеннических действий, направленные на обеспечение безопасности жилища. Как отмечает спикер, злоумышленники целенаправленно используют доверие граждан к коммунальным службам и некомпетентность, чтобы обманом проникать в квартиры и требовать оплату за фиктивные услуги. Он также рассказал об основной схеме мошенничества под видом газовиков.
«В квартиру звонит человек в рабочей спецодежде, предъявляет поддельное удостоверение, напоминающее официальный документ. Он сообщает о плановой или внеплановой проверке газового оборудования, действуя уверенно и создавая атмосферу срочности. Специалист осматривает плиту, колонку, счетчик и якобы обнаруживает неисправность или утечку газа. После этого предлагается срочно устранить «нарушение», заменив шланг, кран или фильтр по завышенной цене. Оплата происходит сразу на месте, без предоставления документов, чеков или заключения договора. На самом деле услуги либо не оказываются, либо выполняются с использованием бракованного оборудования», – сказал Наиль Хабибов.
По словам спикера, для усиления эффекта мошенники часто применяют психологическое давление, угрожая отключением газа или перерасчетом платы, чтобы заставить жертву подписать акт и заплатить. Кроме того, существуют более агрессивные схемы, в которых участвуют несколько человек. Пока один отвлекает жертву разговорами, остальные совершают кражу денежных средств, драгоценностей и документов.
Пожилые люди являются наиболее уязвимой категорией населения, как объяснил Наиль Хабибов. Они проводят дома большую часть дневного времени, часто не владеют интернетом и испытывают сложности с оперативной проверкой информации. Также доверие к людям в форме и вежливое обращение с их стороны подталкивают пенсионеров к сотрудничеству с мошенниками.
«Для идентификации настоящих сотрудников газовой службы используется удостоверение нового образца, которое включает: пластиковую карту с фотографией сотрудника, QR-код, который при наведении смартфона открывает страницу с информацией о личности, должности и принадлежности к организации, гербовую печать и уникальный номер удостоверения», – отмечает Хабибов.
Помимо проверки удостоверения, граждане могут позвонить в контакт-центр по номеру, указанному в ежемесячных квитанциях, чтобы уточнить информацию о плановых проверках и сотрудниках, направленных к ним.
Кроме того, Наиль Хабибов добавил, что существуют меры, направленные на минимизацию рисков мошенничества. Например, введены обязательные пластиковые удостоверения нового образца для сотрудников с персональными данными и QR-кодами для идентификации, а жильцов заблаговременно уведомляют о плановых визитах посредством объявлений в подъездах с указанием даты, времени и контактных телефонов.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК , Телеграм и Одноклассники