Уфа
НЕФТЬ 71.61 -0.80
новости Уфы и Башкортостана
Гена шизофрении не существует

В Башкирии выявлено 1,3 тысячи новых случаев ВИЧ-инфекции

Башкирия в пятерке лидеров по операциям с искусственным кровообращением

Роспотребнадзор рекомендует не пускать на работу больных гриппом сотрудников

Число заболевших корью в Башкирии вновь увеличилось

В Башкирии выросло число заболевших корью

В Башкирии за три года построят 94 ФАПа

В Башкирии с начала года более 363 тысяч человек прошли диспансеризацию

В Башкирии власти заявили о решении проблемы лекарственного обеспечения

В Башкирии у 302 беременных женщин обнаружена ВИЧ-инфекция

Госдума поддержала проект Курултая об обязательном лечении больных туберкулезом

Ко всем новостям

Гена шизофрении не существует

Источник: gzt.ru

Под термином «шизофрения» следует понимать обобщенное название нескольких подтипов этого заболевания, дающих похожие симптомы, например бред и галлюцинации. Такой вывод делается в трех масштабных генетических исследованиях, посвященных данному вопросу. Эти работы помогут в создании эффективных препаратов для лечения этого часто встречающегося психического расстройства, с которым сталкивается каждый сотый человек.

Одно из исследований, проведенное на базе Университета Кардиффа (Уэльс) и основанное на анализе ДНК 20 тысяч человек, показало, что к развитию заболевания причастна очень распространенная, но трудноразличимая комбинация букв генетического алфавита. В двух других работах показывается, что иногда ДНК пациентов содержит генетический код, в котором есть серьезные пробелы.

У каждого человека есть гены, причастные к появлению шизофрении. Однако их или недостаточно для развития заболевания, или же они не подвержены влиянию внешних факторов, которые часто играют существенную роль для здоровья людей, находящихся на поздней стадии юношеского периода. Это в некоторой степени объясняет то, почему такие серьезные психические расстройства появляются в некоторых семьях как гром среди ясного неба.

Психозы связываются с разными болезнями, имеющими одни и те же проявления, точно так же, как причиной обычной простуды является целый ряд различных вирусов.

«Смысл этих открытий в том, что они помогут нам приступить к классификации подтипов этой болезни, делая, таким образом, в будущем возможным существование индивидуальной медицины, занимающейся здоровьем определенного человека», - заявил профессор Дэвид Сент Клер из Университета Абердина, один из авторов исследований, опубликованных в журнале Nature. «Сегодня для лечения шизофрении используется множество препаратов. Но люди реагируют на них по-разному, поэтому в основном такое лечение представляет собой эксперимент, оно может быть ошибочным и часто влечет за собой нежелательные побочные эффекты», - утверждает Сент Клер. «За последние 20 лет в области генетики шизофрении появилось очень много спорных работ. Некоторые считают, что на самом деле никаких генов обнаружено не было. Но сейчас этот период закончился, потому что новые данные оспорить очень сложно», - добавил он.

Другой участник исследования - профессор Майкл О´Донован из Университета Кардиффа в Уэльсе говорит, что в этой работе впервые приводятся заслуживающие доверия сведения о возможных причинах шизофрении и они диаметрально противоположны тому, что было известно об этой болезни ранее.

Авторы исследования обнаружили множество привязок шизофрении к двум участкам молекулы ДНК, играющим ключевую роль в развитии заболевания, и эти связи пока невозможно определить с помощью генетических тестов, проводимых с целью выявить степень риска для того или иного человека. «Ответственными за шизофрению считаются лишь небольшое количество генетических мутаций, и степень риска пока невозможно проверить генетическими тестами - методом, который считается очень спорным после того, как множество компаний, специализирующихся на биотехнологиях, начали проводить желающим генетические тесты на психические расстройства», - добавил О´Донован.

Считается, что генетические факторы причастны к шизофрении в 73--90% случаев, однако большинство этих факторов слишком сложно выявить.

Новая работа, пусть она и на начальном этапе, дает надежду на то, что ученые еще на шаг приблизились к ответу на вопрос о причинах этого заболевания.

«Хотя такие изменения происходят в генетическом материале многих из нас, у людей, страдающих шизофренией, они встречаются на 15% чаще, - объясняет доктор Памела Склар из Центра Стенли при Институте Брода и Гарварде, Кембридже и Массачусетсе. - Мы обнаружили две большие хромосомные делеции, которые сильно связаны с риском шизофрении. Кроме того, подтверждается и нехватка третьего участка, о которой сообщалось ранее».

Доктор Склар и ее коллеги по Международной научной группе исследования шизофрении, в которую входят 11 исследовательских институтов по всему миру, включая Университет Кардиффа, Университетский колледж Лондона, Университет Абердина, Университет Эдинбурга, изучили геномы у 3391 человека, страдающего шизофренией, и у 3181 человека, находящегося под наблюдением.

В результате подобные вариации, различить которые оказалось очень сложно, были в немалом количестве обнаружены в генетических спиралях у 13,1% людей, страдающих шизофренией, и у 10,4% людей, находящихся под наблюдением.

У девяти больных шизофренией и тех, кто находился под наблюдением, были зафиксированы делеции на участке хромосомы 15 - одном из тех участков, где содержится целая группа генов. В то время как участок хромосомы 1 имел делеции у десяти пациентов с шизофренией и только у одного человека, находившегося под наблюдением. «Это говорит о том, что такие вариации в обоих участках представляют собой потенциальный фактор риска развития шизофрении», - заявила доктор Склар.

Исследователи также подтвердили, что в 13 случаях наблюдалась замеченная ранее связь между шизофренией и делецией в хромосоме 22. Другие подозрительные участки выявлены на хромосомах 12 и 16 в генах, относящихся к развитию и росту клеток головного мозга.

По словам ученых, еще предстоит узнать, как именно эти генные вариации превращаются в болезнь, так как мозг является самым сложным объектом человеческого организма.

«Мы получили сразу несколько зацепок для последующих исследований, - говорит Склар. - Эта работа открывает перед нами совершенно новую стратегию анализа шизофрении и дает новые подходы к поиску и разработке эффективного лечения пациентов и семей, страдающих этим ужасным заболеванием».

Те же делеции на хромосомах 1 и 15, о которых сообщили Склар и ее коллеги, а также еще один участок на хромосоме 15 связываются с шизофренией и авторами другого опубликованного в Nature крупного исследования, в котором участвовали почти 15 тысяч родителей и детей. Исследование было проведено международной группой ученых из исландской компании DeCODE genetics и Университета Исландии совместно с их коллегами из Китая и США.

«Шизофрения - это расстройство, затрагивающее мысли и эмоции. Таким образом, это наиболее типичное человеческое заболевание, но при этом его крайне сложно объяснить с точки зрения биологии и трудно выявить, - заявил доктор Кари Стефанссон, исполнительный директор DeCODE. - Эта информация важна потому, что проливает свет на причины заболевания и является первой ступенью для разработки молекулярного теста, необходимого при клинической диагностике и клиническом вмешательстве».

Доктор Тим Дежаежер из Центра генетики человека в бельгийском Левене так прокомментировал данные работы: «Найти новые гены, связанные с риском шизофрении, или участки хромосом, связанные с шизофренией, невероятно сложно, так как вклад отдельных генов в возможность развития заболевания минимален. Просто нет такой штуки, как ген шизофрении, мутации, которая совершенно точно даст это заболевание. Это исследование действительно очень важно, и его масштаб делает возможным выявление мельчайших изменений».

«Только исследования подобного масштаба действительно по-настоящему важны для генетики шизофрении и анализа психиатрических заболеваний вообще. Мы не знаем о молекулярной цепи, которая вызывает шизофрению. Однако придется считать ее отправной точкой для новых работ», - отметил он.

Источник: gzt.ru