Культура
Яна Александрова, фото автора
В Уфу пришел фестиваль Нет-анимации
IV Международный Нет-фестиваль видеоарта и анимации перебрался к нам из Челябинска. С этого года основной конкурс будет проходить в Уфе под кураторством галереи актуального искусства «Х-Мах».
– Это некоммерческая культурологическая акция, изначально созданная группой независимых организаторов, – рассказала ГОРОБЗОР.РУ куратор уфимской галереи «Х-Мах», искусствовед Кристина Абрамичева. – Само название фестиваля, включающее слово «нет», определяет разностороннюю трактовку и широкий охват тем, которые отдаются на откуп участникам. Одно из пониманий предполагает, что искусство и культура зачастую строятся на отказе от каких бы то ни было влечений, взглядов и так называемых запретов или же, напротив, основываются на соглашательстве с ними. Иными словами, какими бы способами художник ни пытался высказаться через свое произведение, так или иначе содержание его творчества можно свести к довольно простой формуле – противостоянию слов «да» и «нет».
По словам организаторов, задача фестиваля в том, чтобы познакомить публику с искусством новых медиа, авангардным направлением в творчестве современных медиахудожников, экспериментирующих с языком, контекстом и техникой электронных СМИ. В программу входят мастер-классы и семинары, встречи с медиахудожниками и ретроспективы классики мирового экспериментального кино и анимации, показы.
В течение трех фестивальных дней – с 4 по 6 ноября – авторитетное жюри отбирает лучшие работы из присланных на конкурс. Лучшие работы также будут показывать в Челябинске и других городах-партнерах фестиваля.
На открытии фестиваля мэтры из числа организаторов и жюри поднимали сложные и неоднозначные вопросы о современном искусстве как явлении, и положении Уфы в пространстве современного искусства.
– Уфе необходима какая-то платформа! – отметил Марат Гельман, директор Пермского музея современного искусства, представитель «Культурного альянса». – Буквально за два дня, когда узнали, что я еду в Уфу, множество серьезных уфимцев были удивлены – куда приезжать сюда? Есть талантливые и амбициозные, готовые отдавать свои силы городу – но нет для этого площадки!
Марат Александрович подчеркнул интересную особенность восприятия изобразительного искусства современным обществом. Как ни странно, до сих пор в глазах зрителя изображенные персонажи и автор изображения оказываются тождественны! Никто не переносит черты героя кино на актера, особенности персонажа книги на писателя. Но в изобразительном искусстве очень часто эту границу не чувствуют! Человек, который изображает все что угодно – грех, преступление, не есть преступник! Видимо, надо учиться этому. В каком-то смысле, художники сами эту границу пытаются переступить, но зрителю надо воспитывать в себе это чувство правильного восприятия. Ведь художники не высказываются «от себя», они делают предсказания или ставят обществу диагноз.
– Я не люблю слово «провинция», мне до сих пор не понятно, что это такое! – признался член жюри Антонио Джеуза, ведущий в России эксперт в области искусства новых технологий и крупнейший в мире исследователь российского видеоарта. – Не важно, где происходит искусство, и где художник живет – важно то, что он хочет сказать! Вам повезло, здесь и сейчас все только начинается. В истории искусства период пионеров всегда самый сильный, ваши художники войдут в историю! Я с удовольствием включил в выставку «История видеоарта» Уфу, ваши художники стали для меня очень приятным открытием. Путешествуя по России, я вижу – не только в Москве и Питере, есть большие таланты, но нет средств для их развития! К сожалению, власти не очень любят современное искусство и не дают своей поддержки. Ваши художники предлагают контент мирового уровня! Россия богата талантами, как нефтью. Нефть, как известно – качают, точно так же пора начать качать и таланты!
– Когда попадаешь в любой город, первое, что приходится отмечать – изолированность, островность, и два полюса: с одной стороны гордость своей идентичностью, а с другой пресмыкание перед авторитетами. Наша публика под искусством понимает только натюрморт, ландшафт. Видеоискусство считается чем-то несамостоятельным: все это мы видели в кино, но только хуже чем кино. Нужно понять, насколько мир изменился! Когда видишь новое – нужно быть готовым самому измениться. Этот фестиваль – один из первых, посвященных новым формам искусства, он может стать историческим событием, – уверена Евгения Горчакова, искусствовед, куратор из Германии.