Культура
ГОРОБЗОР.РУ
Майские встречи с шедеврами в уфимском киноклубе «Синематека»
В мае Большой зал кинотеатра «Родина» покажет два фильма великих мастеров мирового кино, чьи фильмы по праву считают жемчужинами киноклассики.
Просмотр фильма американского режиссера Сидни Люмета «12 рассерженных мужчин» 9 мая и ленты польского маэстро Анджея Вайды «Аир» 17 мая – программа киноклуба «Синематека», составленная как дань великим мастерам экрана. Для Сидни Люмета этот год стал последним в его необычайно плодотворной жизни, а продолжающему успешно работать Анджею Вайде в мае исполняется 85 лет.
После ленты Никиты Михалкова «12» – своеобразного римейка ленты Люмета, о первоисточнике заговорили многие. При этом отмечалось, что, в отличие от Михалкова, американский режиссер действительно впервые в мировом кино отважился снять острую динамичную картину, ограничив действие всего лишь одной комнатой, где заседают 12 судебных присяжных. Люмету это удалось, причем только за счет весьма искусного и высокопрофессионального комбинирования сразу нескольких составляющих: постановки, актерской игры, операторской работы. В фильме 365 сцен, причем все они сняты с разных точек – этим Люмет добился определенной кинематографичности, в противном же случае картина смотрелась бы как обычный спектакль, перенесенный на экран.
Остается добавить, что это был кинематографический дебют режиссера, сразу же выдвинутый на премию «Оскар» по трем номинациям. И это было начало «серебряного века» Голливуда, периода расцвета кино новых социальных лент, противостоящих находящейся в то время в стадии гибели индустрии коммерческого кино классического Голливуда.
Вторая лента мая – «Аир» открывает ретроспективу фильмов выдающегося польского режиссера Анджея Вайды. Она пройдет в мае-сентябре как совместная акция Интитута польской культуры в Москве, Центра польской культуры и просвещения РБ и киноклуба «Синематека» в кинотеатре «Родина».
Новая лента Вайды – многогранная история любви, которая иногда приходит слишком поздно, и смерти, которая приходит слишком рано. Сценарий написан по рассказам Ярослава Ивашкевича и Шандора Мараи. В фильм-историю любви замужней женщины и молодого мужчины вошли монологи актрисы Кристины Янды, ее личные переживания, вызванные смертью мужа кинооператора Эдварда Клосинского. В результате слияния вымышленной истории и реального переживания родилась драматургия, обладающая ярко выраженным творческим поиском.