Экономика
Источник: Yтро.ru
Российская нефть вылетит в трубу
Российский мегапроект – нефтепровод Восточная Сибирь–Тихий океан (ВСТО), рискует разделить судьбу известных планов советского руководства по повороту сибирских рек. По мнению экспертов, стоимость строительства второй очереди ВСТО может составить 353–354 млрд руб., при общей стоимости проекта порядка 700 миллиардов, а срок окупаемости трубопровода – не менее 30 лет.
Напомним, что причиной начала строительства ВСТО стала необходимость диверсификации нефтяных экспортных потоков, а также попытка закрепиться на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Основную нефть, которой планируется загрузить новый нефтепровод, предполагается добывать в Восточной Сибири. Учитывая, что восточносибирские месторождения на данный момент не разработаны и их извлекаемые запасы не имеют четкого подтверждения, на первое время трубопровод планируется заполнять западносибирской нефтью.
Строительство ВСТО предполагается осуществить в два этапа. Первый – строительство участка трубы Тайшет–Сковородино протяженностью около 2,5 тыс. км, а также сооружение нефтеналивного терминала на побережье Тихого океана мощностью 30 млн т в год. Второй – строительство участка Сковородино – побережье Тихого океана, с расширением (к 2025 г.) пропускной способности первого участка до 80 млн т нефти в год. В том случае, если Россия все-таки решится на строительство ответвления от ВСТО на Китай мощностью 30 млн т, до тихоокеанского побережья в год будет доходить только 50 млн т нефти.
На сегодняшний день рассматриваются два маршрута прокладки второго участка трубопровода: южный, протяженностью 1963 км, и северный – 1903 километра. Стоимость строительства южного варианта, за который ратует "Транснефть", составляет порядка 353,66 млрд руб., северного – 354,32 млрд рублей. Общая сметная стоимость строительства приближается к 698,7 млрд руб., что делает ВСТО самым дорогим нефтепроводом в мире.
Предполагается, что "восточная труба" окажется полностью заполненной только к 2025 г., и то лишь в том случае, если действующий тариф по прокачке и мировые цены на нефть в долгосрочной перспективе позволят окупить возрастающую стоимость разработки месторождений Восточной Сибири. По мнению аналитиков, затраты на строительство нефтепровода могут быть компенсированы при тарифе $55-57 за тонну. Прежняя смета предполагала окупаемость трубы в течение 17 лет при тарифе в $38,8, который оценивается сегодня ФСТ как нерентабельный. Существует и другое мнение, согласно которому срок окупаемости ВСТО составит 27-30 лет, что недопустимо для подобных проектов. Пока стоимость трубы продолжает расти, толкая вверх тарифы. Так, в минувшем году из-за удорожания строительства ВСТО тарифы за прокачку на всех направлениях "Транснефти" выросли на 20 процентов.
Если ситуация вокруг ВТСО будет развиваться в том же ключе, что и сейчас, амбициозный проект выхода российской нефти к Тихому океану может оказаться под угрозой, а огромные деньги вложенные в строительство – зарытыми в сибирскую землю в прямом смысле этого слова.
Даже если ВСТО будет достроен, это не снимает всех рисков. Неизвестно, как будет выглядеть мировая энергетика к 2025 году: не исключено, что пик роста потребности в черном золоте в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет пройден значительно раньше, в результате чего ВСТО так и не сможет выйти на полную мощность. Отдельный и самый большой кластер рисков связан с восточносибирскими запасами нефти и темпами их освоения. В случае, если радужные прогнозы относительно их объемов окажутся скорректированными в сторону снижения, "проект века" также может оказаться под угрозой.
Одним словом, "восточная труба", призванная оградить Россию от диктата со стороны европейских потребителей нефти и недоразумений с ее транзитом, сегодня сама начинает потреблять до неприличия огромные ресурсы, рискуя, в конечном счете, превратиться в мертвый мегапроект.
Источник: Yтро.ru