02:27 04.07.2020
Великий Абдулманап. Этого человека мы никогда не забудем
Серго Гаглоев
Он не боялся смерти и говорил, что нужно быть готовым уйти в любой момент.
Вчера в Москве ушел из жизни Абдулманап Нурмагомедов – отец Хабиба, ему было всего 57 лет. Вспоминаем, какую роль он сыграл в становлении самого успешного спортсмена России и вообще в развитии единоборств.
Он был влюблен в свое дело, воспитывая тысячи ребят в неспокойном регионе.
«Всю свою жизнь я старался быть полезным тем людям, с которыми живу. Именно поэтому и стал заниматься детьми и их спортивным воспитанием. Я занимался любимым делом, несмотря ни на какие сложности и препятствия. Успехи и достижения моих воспитанников становились для меня вдохновением для движения дальше», – написал Нурмагомедов-старший во вступительном слове к автобиографии своего сына.
И эти слова не пустой звук. Ради занятия любимым делом и ради поддержки детей в далеких 80-х годах Нурмагомедов-старший затеял рискованное мероприятие, продав все хозяйство, чтобы обустроить зал под спортивную секцию.
«Спортзал был с разбитыми окнами, он был никому не нужен. Все свое хозяйство я сдал на приемный пункт. Коровы, быки. Продал четырех бычков, отдал все. На эти деньги я начал белить, менять стекла, завесил сеткой и внутри начал ремонт. Кто-то посчитал меня сумасшедшим», – говорил он в одном из интервью.
Фото: инстаграм Хабиба Нурмагомедова
Он был принципиальным. Ни для кого не секрет, что Абдулманап Нурмагомедов являлся одним из самых жестких и требовательных наставников, эти качества в наибольшей степени ощущал на себе его сын. Но даже при этом мало кто поверит, что строгий отец позволит своему чаду проиграть.
Тем не менее, Нурмагомедов-старший находил в себе внутренние силы, чтобы наблюдать за разочарованиями Хабиба и тем самым давал ему бесценные уроки. Один из таких эпизодов случился, когда будущему чемпиону UFC противостоял другой воспитанник Абдулманапа.
«Когда у меня сходятся два ученика на одном чемпионате, я скрещиваю руки на груди. На турнире Хабиб вышел с моим же учеником. Тот выступал за Чеченскую Республику. Это был финал. Основное время – ничья, дополнительное время – ничья. Хабиб смотрит на меня, а я стою, держу руки скрещенными на груди.
Он сказал потом, что если бы я сделал один жест, то он бы стал чемпионом, сказал, что не включился.
В тот раз судьи отдали победу Ибрагиму. Это был очень хороший воспитательный урок отца для сына. Он поймет это под 40 лет. За 20-30 минут до схватки я ему просто сказал: «Не останавливайся». Если бы не остановился, он бы победил. Но знал, что если остановится, все будет в руках судей, так и случилось».
Фото: инстаграм Хабиба Нурмагомедова
Абдулманап ценил воспитание и образование. Потому что это пригодится в жизни и после завершения профессиональной карьеры.
«При входе в зал у нас всегда можно было увидеть надпись наверху – воспитание, образование, спорт. Если он хорошо воспитан, то тренировать легко. Если нет, надо заниматься воспитанием. Главным принципом тренерской работы является постоянство и дисциплина», – говорил Нурмагомедов-старший.
Он не терпел лжи. Однажды Абдулманап побил Хабиба за вранье: увидел сына на разборках, позвонил ему, а тот сбросил.
«В этот момент рука отца уже летела в область моего затылка. Бах. Бух. Потолок. Стена. Вновь пол. Голова. Спина. Отец отделал меня, будто я был тренировочным манекеном. Я даже опомниться не успел. «Отец в отличной форме», – поймал я себя на мысли. С большим трудом мне все-таки удалось упросить отца остановиться. Когда все утихло, я попробовал начать говорить. Осознавая свою вину, я все же не понимал, как отец все-таки понял, что я его обманул, сказав, что не видел его звонка. По реакции папы на мои слова было очевидно, что он не верит моему оправданию о незамеченном звонке. Отец сказал, чтобы я шел с глаз долой.
Я не обращал внимания на то, что он меня избил. Он отец. Если бьет – значит, заслужил. Тем более я знал, что сам виноват. Поделом. Меня больше волновало душевное состояние папы после всего этого. Я его расстроил»», – вспоминал Хабиб.
Фото: инстаграм Абдулманапа Нурмагомедова
Нурмагомедов был увлеченным. Тренер до глубины души, он видел свое предназначение в том, чтобы обучать. Поэтому любил, когда ученики уделяют как можно больше времени занятиям.
«Я тренируюсь каждый день, готовлюсь утром и вечером, так как я знаю, что отец хотел бы, чтобы я был в хорошей форме. Ему точно не понравилось бы, что из-за него я пропускаю тренировки. В этом я уверен. И когда я прихожу, то говорю ему: «Отец, я утром тренировался, вечером тренируюсь, нахожусь в хорошей форме». На его лице появляется улыбка.
Абдулманап учил не бояться поражений. Они делают тебя сильнее.
«Один раз Хабиб меня спросил: «Папа, зачем ты это делаешь? Я же проигрываю все время». Я ответил: «Ты проигрываешь, потому что устаешь. Но этот опыт обязательно пойдет тебе на пользу».
Мне нужно было, чтобы он понял и прочувствовал, каково это – быть побежденным. Недавно вспоминали с ним тот детский разговор. Хабиб сказал: «Папа, ты все тогда делал правильно. Теперь я терпеть не могу проигрывать – наелся в детстве. И поэтому все время побеждаю».
Я его несколько лет подряд до этого выставлял на турниры абсолютно по всем видам борьбы. По дзюдо, вольной, греко-римской. И Хабиб все время уступал».
Фото: инстаграм Абдулманапа Нурмагомедова
Самое важное в жизни Нурмагомедовых – семья. Любовь выражается в самоотдаче ради близких. Хабиб уважал отца, и, будучи состоятельным и богатым чемпионом, всегда прислушивался к его мнению.
«В моей жизни отец играет очень большую роль, и практически все серьезные решения я принимаю только посоветовавшись с отцом, буду я выступать дальше или нет, зависит только от Всевышнего и от мнения отца. Благословение родителей – это самое главное», – говорил Хабиб.
Абдулманап учил сына отвечать за поступки.
«Отец не оставлял без наказаний. Он говорил, что если человек совершает какое-то действие, то он должен почувствовать на него отдачу. Я считаю, что это правильно, а иначе невозможно», – вспоминал чемпион UFC.
Легендарный тренер был полон амбиций и планов. Он надеялся помочь сыну завершить карьеру без единого поражения на профессиональном уровне. Но при этом он не боялся смерти. Абдулманап был к этому готов.
«Я хочу встретить старость с внуками, на берегу [моря], рассказывая им о том, что я в жизни считал главным, нужным, полезным. Вот это, я считаю, хорошая старость, – рассказывал Нурмагомедов-старший в одном из интервью. – Но ведь все может прекратиться уже завтра. Нам неизвестно, сколько человек проживет. Мы должны быть готовы к тому, что сегодня или завтра нас могут понести хоронить. Мы должны быть готовы к этому. И ничего страшного в этом нет. Мы в мир приходим и уходим».
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook