17:18 05.12.2017
В Уфе переформируют академию госслужбы и управления при главе РБ
Карина Мамаева
В Уфе решили переформировать Башкирскую академию Государственной Службы и Управления при главе РБ. Мы поговорили с ректором БАГСУ Ильгизом Кызыргуловым, и выяснили, каким будет обновленное учебное заведение.
- Ильгиз Раянович, в современном мире страной управляют люди, которые получали образование еще в Советском Союзе. Можно ли утверждать, что страна переживает упадок практически во всех сферах по причине ухудшения качества образования после революции?
- Я бы так не сказал, по моему мнению, одно с другим никак не связано. Во все времена в стране были и есть умные и грамотные люди, хорошие экономисты, просто не всегда к их мнению прислушивались. Образование, которое наши граждане получали в советское время, было неплохим. Мы же ведь как-то отправили первый космический спутник в околоземное пространство, также отправили первого космонавта. Были и другие великие достижения. А такие достижения трудно сделать без качественного образования, без передовой науки и техники. Проблема качества образования начала возникать после 90-х годов, когда произошла либерализация высшего образования, когда небольшим вузам без необходимой материальной базы можно было легко получить лицензию на образовательную деятельность. В те времена и появилось множество частных вузов и различных небольших филиалов вузов, а также представительств вузов с одним офисным кабинетом и одной аудиторией, где вели образовательную деятельность.
Так, за 10 лет количество вузов и филиалов выросло в два раза, высшее образование стало массовым в ущерб качеству образования, в некоторых вузах занимались просто преподаванием, а не преподаванием и исследованием, стране нужны были инженеры, а большинство абитуриентов шли на социально-гуманитарные направления, например, сейчас в стране обучается 4.7 млн. студентов и почти 40 % из них обучается по направлениям экономики и юриспруденции, тем более, что большинство из них получают образования в заочной форме. После 2010-х годов, когда обратили внимание на проблему качества высшего образования, начали более тщательно подходить к вопросу выдачи лицензии на образовательную деятельность, более жестче стали проводить проверку лицензионных требований. И тогда количество вузов и их филиалов стало сокращаться, и это правильно. Появились понятные правила игры в сфере высшего образования
- В век смарт-технологий все чаще университеты внедряют электронную систему обучения. Вместо конспектов – тесты и семинары через различные платформы. Внедрены вебинары и семинары в режиме онлайн. По вашему мнению, такая система образования приносит пользу или же наоборот?
- Есть разные подходы. Некоторые считают, что как основное профессиональное, так и дополнительное образование можно получать в режиме онлайн. Я думаю, что в целом все к этому и идет, и это не остановить. Наличие диплома не всегда говорит о качественном образовании, некоторые крупные мировые компании принимают сотрудников опираясь именно на их компетентность и не важно, учились они, сидя за партой, либо получали знания через интернет. Скоро и не нужен будет диплом как таковой.
Электронное обучение студентов тоже надо правильно уметь организовывать. Не только в нашем вузе, но и в других вузах, количество студентов, сидящих в читальных залах, уменьшается с каждым годом. Это общая проблема образования. Также в каждом вузе есть электронные библиотеки, но там студенты тоже активность не проявляют, потому что проще искать информацию в открытом доступе, в интернете. К сожалению, в интернете не всегда корректная и правильная информация, иногда мы встречаем и вредную информацию. Поэтому вузы должны научиться грамотно организовывать электронное обучение, электронное обучение должно быть простое в пользовании и доступное. А что касается дополнительного образования, то тут оно, скорее всего, со временем полностью станет электронным.
- Есть варианты, что основное аудиторное образование когда-нибудь все же перейдет в электронный формат?
- Понимаете, есть специальности, которые не то что через интернет изучить невозможно, а даже в заочной форме изучать не рекомендуется. Я сейчас говорю о врачах, хирургах, инженерах, о творческих профессиях. По моему мнению, традиционное образование должно остаться.
- Вообще, на сегодняшний день, молодежь все чаще хочет уехать учиться в другой город/страну. Как вы думаете, с чем это связано?
- Это общая проблема, это проблема глобализации. Сейчас происходит вымывание талантов, например, из столичных крупных городов талантливых ребята уезжают в заграничные вузы, когда как университеты Москвы и Санкт-Петербурга приглашают учиться молодежь из регионов. Это относится и к нашей республике, большинство олимпиадников и стобальников уезжают учиться в столичные вузы или вузы других регионов.
Это, конечно, обидно, но это не значит, что талантливой молодежи у нас нет и наши вузы им не интересны. Миграция абитуриентов разнонаправленная. К нам также приезжают учиться и из других регионов. Например, в 2017 году количество студентов поступивших из других регионов составляет 10 % от общего количества поступивших, что больше показателей предыдущего года. Все из-за того, что образование стало более доступным. Если раньше, чтобы поступить в университет приходилось ехать туда, сдавать экзамены. А сейчас достаточно сдать ЕГЭ и подать документы по электронной почте.
- Как решить эту проблему?
- Все же есть некоторые проблемы и их нужно решать. Возможно, социально-бытовые условия для студентов нужно улучшать. У нас нет серьезных университетских кампусов, этим, наверное, выигрывают вузы соседних регионов. Но, я считаю, что качество обучения в наших вузах ничем не хуже, чем в других вузах.
На сегодняшний день совет ректоров вузов республики активно проводит работу по повышению престижа уфимских вузов, проводятся выездные дни открытых дверей, организуются встречи с выпускниками школ районов и городов. Такая комплексная работа дает свои результаты, это видно из статистики, в этом году количество поступивших в наши вузы ребят увеличилось. Надеемся, что в дальнейшем, общими усилиями, мы изменим ситуацию с миграцией абитуриентов в лучшую сторону.
- Ильгиз Раянович, мы знаем, что вы воспитываете троих сыновей. Вы, как отец, одобряете обучение ваших детей в вузах Башкирии?
- Когда дело касается своих детей, тяжело объективно оценивать. Каждому родителю, возможно, не хотелось бы отпускать своих детей слишком далеко. Мы с супругой хотели бы, чтобы наши дети получили высшее образование в нашей республике, в одном из вузов Уфы. Но, если они сами пожелают уехать в вузы других регионов, мы препятствовать не будем. Но в этом случае может возникнуть проблема возвращения детей обратно в Уфу, и мы, как родители, очень переживаем, ведь зачастую, если молодой парень или девушка переезжает учиться в другой город, они там и остаются.
- Насколько мы знаем, в 2015 году БАГСУ был лишен лицензии. Вы, как эксперт Рособрнадзора, можете объяснить причины этого? Исправлены ли допущенные ошибки?
- Нас лицензии не лишали, только несколько месяцев в 2016 году был ограничен прием. Сейчас Рособрнадзор очень часто проверяет вузы и их филиалы, как в плановом, так и во внеплановом порядке. Это является одной из мер по уменьшению вузов и их филиалов, о котором я сказал раньше. Во время плановой проверки БАГСУ были обнаружены некоторые несоответствия лицензионным требованиям. Например, у нас было замечание по обеспечению студентов спортивным залом для занятий физической культурой. Мы арендовывали стадион «Динамо» для занятий, это прекрасные помещения, хорошие условия для занятий физической культурой, но, к сожалению, адрес стадиона в нашей лицензии на образовательную не был указан. У нас был оформленный по всем стандартам медпункт, но в лицензии на медицинскую деятельность обслуживающей нас поликлиники не был указан наш адрес, такая ситуация на тот момент было практически во всех вузах Уфы. То есть проверка была по формальным признакам. Мы все несоответствия устранили и нам вернули прием. Но, к сожалению, репутации академии был нанесен ущерб.
- Недавно появилась информация о переформатировании академии. С чем это связано? Каким будет обновленное учебное заведение?
- Чтобы ответить на данный вопрос, давайте постараемся стать в позицию учредителя. В БАГСУ обучается около 2 тыс. студентов по специальностям экономики, юриспруденции, государственного и муниципального управления, менеджмента. По таким специальностям прекрасно обучают и в других вузах Уфы. У нас в республике 13 тыс. государственных и муниципальных служащих, которых надо обучать, давать дополнительное профессиональное образование, а в БАГСУ в год проходят обучение только 1000 служащих, что, по мнению учредителя, недостаточно. Поэтому и принято решение о переформатировании академии, мы постепенно будем уходить от реализации программ высшего образования, и будем усиливать реализацию дополнительного профессионального образования: увеличивать объемы оказываемых услуг, а также их качество. В 2017 году мы прекратили прием на очное отделение, а с 2018 года мы полностью прекратим прием на программы высшего образования: бакалавриата и магистратуры. Все студенты, которые поступили в 2017 году и ранее, будут доучиваться в нашей академии.
- Спасибо!
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook