GOROBZOR.RU ИНФОМАЦИОННО НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ 18+

12:28   01.12.2017

Пять главных экологических проблем города Уфы

Юлия Плеханова, фото: Bgkrb.ru

Редакция Горобзор.ру обсудила проблему экологической безопасности города Уфы с председателям Союза экологов РБ  Александром Веселовым. Представляем вниманию наших читателей список из пяти самых важных нерешенных проблем города, имеющих значительное влияние как на здоровье, так и на продолжительность жизни.

Территория «Уфахимпрома», загрязненная диоксином

- Мы в свое время в 2005 году инициировали создание правительственной комиссии и участвовали в ее работе. Выделено было 90 млн рублей на разработку проекта санации. Этот проект не прошел процедуру слушаний и фактически сегодня он недоступен ни для кого и лежит мертвым грузом. Сегодня надо откорректировать этот проект в соответствии с существующей ситуацией (около 70 предприятий выкупили или взяли в аренду долгосрочную основные средства и земельные участки территории «Химпрома»). Как проводить санацию? Это большой вопрос. То есть надо скорректировать проект, провести его государственную экологическую экспертизу и в соответствии со вступившей в силу статьей 80.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» его нужно поставить на учет как объект накопленного экологического вреда и соответственно на это просить деньги у федерального бюджета. Получится или нет – я очень сомневаюсь. Но, тем не менее, по заключению ученых, под воздействием диоксинов и фуранов «Уфахимпрома» находится около 200 тысяч жителей города Уфы, плюс выбросы идут вместе с пылевыми облаками. Дело в том, что диоксины присоединяются к мелкодисперсным частицам и люди их вдыхают. Поэтому у нас первое место по онкологии в Приволжском федеральном округе, а онкология – это исключительно экологически обусловленное заболевание, и в первую очередь онкология верхних дыхательных путей. Так вот, диоксины и фураны все еще остаются. Свалка («Уфахимпрома» - прим. ГорОбзор.ру) так и осталась, никто ее не перерабатывает, она лежит никому не нужная. Шесть шламонакопителей на территории «Уфахимпрома» – около полумиллиона тонн диоксинсодержащих отходов. Кроме диоксина там еще много чего. Никому это не нужно, никто этим не занимается. Сточные воды, поверхностный сток без всякой очистки попадает в реку Шугуровка выше водозабора.

Попадание неочищенных сточных вод ливневой канализации в реки

- У нас только в реку Белая попадают стоки с восьми выпусков – это талые и дождевые воды, которые смываются с территории города. Все это без очистки сбрасывается в реку Белая. Таким образом, мы загрязняем в первую очередь реку Уфа, как источник водоснабжения города (там несколько водозаборов находится). Река Белая ниже по течению реки Уфы, там очень высокое содержание различного рода вредных химических веществ. В десятки и сотни раз превышение предельно допустимой концентрации веществ, без очистки все это сбрасывается в нашу основную водную артерию, поэтому категория реки Белая – «грязная» (есть «грязная», «загрязненная», «очень загрязненная»). Эта категория немножко меняется, иногда  чуть-чуть почище, чуть-чуть погрязнее. Поэтому надо строить очистные сооружения для ливневых стоков города. Кстати, «Уфанефтехим» сейчас построили третью очередь очистных сооружений, причем это самые мощные в Европе на сегодняшний день. Они построены по иску управления Росприроднадзора, который был выигран в суде. Мировое соглашение заключили о том, чтобы деньги за счет вреда окружающей среде «Башнефть» вложила в строительство этих очистных сооружений. Вместо 20 млн, ушло на это 11 млрд рублей.

Смог над городом

- Это явление постоянное у нас, больше 200 дней в году по природно-климатическим условиям над городом шапка смога стоит. Упрощенное толкование Министерства экологии, которое публично говорит, что это пыль – это абсолютная чепуха, поскольку выбросы от транспорта никуда не делись, выбросы из дымовых труб никуда не делись. Сотни наименований вредных веществ, а не пыль. Пыль – это колесами транспорта поднимается. Пыли у нас тоже, конечно, хватает. Роспотребнадзор фиксирует в последнее время превышение по химическим веществам в городе, превышение до полутора-двух десятков ПДК. С этим надо что-то делать . Во-первых, нужно в положении о сокращении выбросов в атмосферу при неблагоприятных метеоусловиях, которое утверждено правительством Башкирии, переработать четкий правовой механизм ответственности, во-вторых, рассмотреть вопрос о выносе предприятий за черту города.

Свалка ТБО рядом с поселком Старые Черкассы

- Сегодня это просто дикая свалка, куда свозили и нефтехимические отходы и прочие, она с 60-х годов эксплуатируется. Сегодня высота свалки 23 метра. Это громаднейшая свалка, которая выбрасывает громаднейшее количество свалочных газов – метан и прочие сопутствующие соединения, которыми дышит город, когда со стороны свалки ветер дует. Свалка иногда возгорается – тогда мы получается огромный выброс диоксинов, поскольку основное содержание мусора на свалке – это пластик. Все эти полиэтиленовые пакеты и прочие полимерные материалы при сгорании выделяют крайне ядовитые вещества, самые опасные в мире – диоксиды. Сейчас проект реконструкции свалки готовится, но ее хотят продолжать дальше эксплуатировать . Может быть, это и не очень хорошо. Скорее всего, надо проект рекультивации для этой свалки делать, а не продолжать эксплуатировать.

Транспортная проблема

- Более 50% загрязнения атмосферного воздуха в городе Уфе дает автотранспорт. На сегодняшний день пробки – это явление постоянное в часы пик. Что нужно делать в этом плане? Во-первых, Уфа напичкана светофорами. Перед каждым светофором стоят десятки машин и газуют. Выбросы в несколько раз увеличиваются. Надо обратить внимание, что на проспекте Салавата Юлаева нет светофоров, там в несколько раз меньше выбросов в атмосферу фиксируется, хотя транспортный поток большой. Программного управления светофорной сетью в городе просто нет. Вместо этого стоят камеры, фиксирующие различные нарушения, собирают штрафы и все. Лучше бы деньги, которые тратят на камеры, тратили на компьютеризацию системы «Зеленая волна» в городе. Кроме того, вызывает нарекания качество моторного топлива: на каждой пятой заправке мы имеем некондиционный бензин, это означает, что выбросы в атмосферу значительно токсичнее, чем от сертифицированного бензина Евро-3, Евро-4, Евро-5. Нужно контролировать качество бензина. Сегодня государственного контроля почти нет в этой сфере. Раньше была топливная инспекция государственная, ее ликвидировали. Естественно, надо транзитный транспортный поток из города убирать, перенаправлять по объездным дорогам. Еще необходимо убрать маршрутки. Сейчас вернулись к тому, что надо восстанавливать трамвай. Зря ликвидировали у нас трамвай на Проспекте. Я предупреждал городские власти, что этого не следует делать. Посмотрите, что делается на Проспекте: штук пять-десять маршруток стоят перед каждой остановкой и ждут. Они не могут подъехать: на автобусной остановке установили ограждение. Маршруток слишком много, они явно не заполнены. Надо бы сократить в несколько раз число маршруток, тем более нелегальных.

Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook

Читайте также

11:52   01.12.2017

Замминистра сельского хозяйства Башкирии подозревается в мошенничестве

11:31   01.12.2017

Житель Башкирии избил мужчину палкой по голове

11:13   01.12.2017

В Уфе вынесен приговор двум подросткам, убившим бомжа

10:53   01.12.2017

В Башкирии при пожаре в доме погибли два человека

09:49   01.12.2017

Виновник ДТП в Башкирии выплатит 400 тысяч рублей