10:37 21.10.2022
«Тянуть дальше некуда»: в Уфе закрылись многие пункты по приему и переработке мусора
Гульназ Хайри, фото: ГорОбзор.ру, МУП САХ Уфы
В этом месяце в Уфе закрылись многие частные и благотворительные пункты по сбору и переработке мусора, другие точки прекратили принимать многие виды пластика. Теперь огромное количество неразлагающихся отходов попросту некуда сдавать. ГорОбзор.ру пообщался с авторами проектов по сбору мусора и выяснил, почему некоторые точки закрылись, вернутся ли когда-либо эти пункты в наш город и как это повлияет на окружающую среду.
Основатель проекта «ЭкоБюро Нагаево» Сергей Попов рассказал, что он закрыл точку приема до субботы, чтобы обдумать, что делать дальше. Возможно, срок приостановки работы придется продлевать. Также Сергей не исключает, что начнет принимать только самые примитивные фракции – бумагу, стекло, пленку.
«На рынке вторсырья сейчас произошел спад: цена на пластик упала, сократилось потребление, заказы. Некоторые переработчики уменьшили объемы производства и выпуска, потому что какая-то часть шла на экспорт – его закрыли, и создался переизбыток сырья внутри нашего рынка. Отсюда произошло падение цен: внутри заказов не хватает, чтобы переработчик мог работать без перебоев, поэтому он снижает тарифы. Те виды пластика, которые у нас не принимают, мы возили в другие регионы, что было затратно», – объяснил собеседник.
Частично «ЭкоБюро Нагаево» помогал фонд «Эко» – эта поддержка позволяла окупать аренду склада. В июле помощь прекратилась.
«Мы бы могли, может быть, и сами выжить, просто цены на сырье упали. И те отходы, которые мы собирали, не позволяют нам покрыть сейчас все затраты: неликвидное сырье тянет проекты в минус, потому что его надо везти за копейки в другой регион. Если бы, условно, правительство выделило бы нам субсидию, то мы из этих денег смогли бы оплачивать транспортировку отходов на переработку в другой регион. Также можно было бы оплачивать места хранения до улучшения ситуации, когда кто-то из поставщиков захочет перерабатывать мусор», – добавил Сергей.
Сооснователь проекта «Мусор, гудбай» Тимур Ситдиков рассказал, что они были вынуждены закрыться 9 октября. При этом чуть более чем за 5,5 лет он и его команда сдали в переработку более 300 тонн вторсырья, среди которых было огромное количество самых разных полимеров.
«Это печальное событие для многих в городе. Проект закрылся, потому что мы не видим смысла в дальнейшем развитии: падает спрос на вторичное сырье, цены существенно снизились даже по сравнению с тем, что было в середине года – какие-то упали в 10 раз. Большая часть рынка устроена так, что сырье идет за границу, соответственно, теперь все выходы за рубеж практически закрыты. Сейчас крайне сложно собирать даже ликвидные позиции, не говоря уже о неликвидных. Наш проект, в первую очередь, был полезен тем, что мы собирали неликвидные позиции. При этом закрылась не только история, связанная со вторсырьем, также закрылся наш магазин экологичной косметики. Тянуть уже дальше некуда, есть смысл перераспределить свои силы на другие проекты, которые способны жить более долгое время», – поделился Тимур.
Сооснователь проекта считает, что «Мусор, гудбай», вероятнее всего, не вернется ни при каких условиях.
«Мы попробовали, поняли свои возможности и увидели ту небольшую область, на которую можем повлиять, и огромную область в стране, на которую никак не возможно повлиять. Мы занимались только тем, что приносит практическую пользу, но глобальную задачу – изменить ситуацию в стране с мусором – невозможно решить за несколько жизней. Однако в рамках своих возможностей, я думаю, мы были топами не то, что в регионе, но и в России: подобные проекты в стране можно по пальцам пересчитать. Как правило, успешные сосредоточены в Москве и в Санкт-Петербурге», – предположил собеседник.
Тимур считает, что подобные места приема в Уфе точно не возникнут в ближайшие 2–3 года, так как это невыгодно. При этом, спустя буквально неделю после закрытия их точки приема одна из наиболее крупных городских сетей по приему отходов перестала принимать широкий спектр сырья (их представители проигнорировали вопросы корреспондента ГорОбзор.ру – прим. ред.).
«Глобально закрытие мусоросборочных пунктов не создаст никаких проблем. В России на переработку отправляется 5–6% от всех отходов, это очень мало. У нас не освещается проблема переработки мусора на телеканалах в прайм-там, многие места сбора – частные. В развитых западных странах на переработку отправляют до 60% в целом. В России проблема с отходами очень долго существует и принципиально никак не решается. Мусоросжигание хотят приравнять к мусоропереработке. Но пластик сжигать просто так не получится: при сгорании он выделяет диоксин – очень концентрированный токсичный яд, который не выводится из организма и вызывает онкологии и мутацию. Все будет довольно печально, если вместо переработки будут сжигать мусор», – заключил Тимур.
Многие фракции пластика, которые перестали принимать частные и общественные пункты, сознательные жители Уфы будут вынуждены относить на мусорку. Сбором общих отходов занимается МУП САХ. Пресс-секретарь регионального оператора по обращению с ТКО по зоне N1 Андрей Яматин рассказал ГорОбзор.ру, что происходит с этим сырьем и придет ли Уфа к полной сортировке вторсырья.
«Если мусор из общих баков попадает к нам на участок по сортировке и брикетированию сырья, то происходит селективный сбор отходов. Если нет, то отправляется на полигон, там уже и не выберешь фракции из общего сырья. Вывоз раздельно собранного мусора (из дворов, где установлены отдельные баки – прим. ред.) производится специализированным транспортом МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» в соответствии с установленным графиком, исключающим смешивание разделенного сырья. Далее мусор проходит досортировку на участке по сортировке и брикетированию отходов регионального оператора по обращению с ТКО по зоне N1, прессуется в кипы и отгружается нашим партнерам – переработчикам соответствующего вторичного сырья. Всего в городе с начала года установлено и заменено свыше 970 контейнеров для пластика, стекла, бумаги, 324 сетчатых контейнера для сбора ПЭТ-тары», – объяснил Андрей Яматин.
Собеседник добавил, что на город-миллионник нужно больше современных заводов по переработке: такие проекты и планы у города имеются. При этом ежегодно количество отобранного вторичного сырья, которое идет на глубокую переработку, увеличивается.
«Конечно, мы бы поставили раздельные баки в любых дворах – каждый день что-то происходит, мы ставим яркие, красивые контейнеры для селективного сбора. Это задача максимум, но у нас тесная городская застройка в Сипайлово, например, сразу не были предусмотрены места под контейнеры. Потом нужно убедить наших жителей заварить мусоропроводы, потому что по-другому никак. При ныне действующих мусоросборниках в домах такой процесс сложно провести. Люди неохотно идут на это, привыкнув к «благам советского строя», – заключил пресс-секретарь регоператора.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Одноклассники